search
main
0

История повторяется В расчет опять не берутся дороги

Многие экономисты считают, что закрытие малокомплектных сельских школ и создание учебных центров, куда детей со всей округи будут доставлять автобусами, могло бы сэкономить до 45 миллиардов рублей в год.
В ЦК Профсоюза работников народного образования и науки к оптимизации сети сельских школ относятся не столь однозначно.
– Насколько оправданно рвение сэкономить на сельских школах? – задал я вопрос Вере Панкратовой, эксперту ЦК профсоюза.
– Все зависит от конкретной территории. Должна сказать, что и в советские времена проблема оптимизации сельских школ стояла довольно остро. Мне приходилось тогда много ездить по стране, общаться с педагогами. Не скажу, чтобы укрупнение школ приветствовалось ими.
– История повторяется, только уже на новом витке.
– Виток-то, может быть, и новый, а вот дороги старые. И если раньше детей возили на телегах и прицепах, то вряд ли что-нибудь изменится теперь.
– Если, конечно, губернатор или глава района не позаботятся о строительстве новой дороги…
– Вот-вот. А во сколько сегодня обходится километр асфальтированного полотна? То есть я хочу сказать, что закрыть школу подчас стоит значительно дороже, чем поддержать ее.
– Очевидно, рассчитывая эффект от оптимизации сети сельских школ, экономисты брали за основу идеальные условия: английские или швейцарские, где даже тропинки выложены плиткой. Между тем дороги в России, являясь, как говорится, первейшим злом (наряду с дураками), могут похоронить любую передовую идею.
– Потом не забывайте, насколько возрастает опасность травматизма при перевозке детей. Я имею в виду дорожно-транспортные происшествия зимой, в гололед.
– В особенности если учесть, что перевозка будет осуществляться ежедневно туда и обратно!
– Предположим, в учебном центре создадут интернат и не будет необходимости возить детей в школу каждый день. Возникает не меньше проблем: кто за ними будет смотреть, кормить, воспитывать вдали от родного дома. Ведь помимо интернатского здания, под которое можно оборудовать школьное, нужен еще целый штат педагогов-воспитателей. Или же дети будут предоставлены сами себе?
Должна сказать, что и в Самарской области, где усиленно практикуется закрытие сельских школ, далеко не все педагоги и руководители районов приветствуют так называемую оптимизацию. В разговоре со мной они высказывали сомнения по поводу того, что дороже: школу содержать или автобус покупать…
Вспоминаю свою поездку в поселок Шарапово Московской области. Тамошняя школа по своему расположению больше напоминает дом отдыха – сразу за спортивной площадкой начинается великолепный хвойный лес. Директора школы Анатолия Макушкина я нашел не сразу – он чистил снег на футбольном поле, сидя за баранкой трактора “Беларусь”. Внимательно изучив мое удостоверение, он заглушил двигатель, и мы перенесли разговор в директорский кабинет. Беседовали о многом, о том, как трудно людям в поселке живется, как мало платят учителям и техничке.
– Правда, за работу в праздники и выходные мы учителям доплачиваем, – пояснил Анатолий Анатольевич.
– А в выходные школа тоже работает? – удивился я.
– Школа всегда работает. Это единственное место в поселке, где организован детский досуг. Каждый вечер проводятся секции и кружки – с пяти и до девяти часов. В это время детей ведь особенно необходимо чем-то занять, иначе они начинают бесчинствовать. Отучились, пообедали, отдохнули, сделали уроки – теперь можно и потренироваться. Кстати, у нас очень неплохой спортзал!..

Дмитрий ЕГОРОВ

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте