Свет, камера, мотор!
В Сочи состоялся XVIII Международный кинофестиваль имени Владимира Меньшова «Победили вместе». Это грандиозное событие – огромный вклад в мир кинематографа. Более сотни картин и делегатов со всего мира стали участниками самого масштабного фестиваля документального кино в России. Всего было 7 конкурсных программ, в которых собраны картины, затрагивающие важнейшие стороны жизни человека.
«Общие ценности – один путь» – девиз фестиваля определяет творческое направление мысли каждого из участников. Конечно же, эту традицию задал Владимир Меньшов. Владимира Валентиновича нет с нами уже более двух лет, но, как верно подметил Владимир Хотиненко, являющийся в этом году председателем жюри фестиваля: «…Дух его будет присутствовать на этом фестивале всегда». Фестиваль и его участники чтут память великого режиссера и актера по сей день.
Античные колонны, возникающие при произнесении «волшебных» слов: «Свет, камера, мотор! – «Победили вместе!», соответствовали настроению фестиваля, его конкурсным программам, прохождение каждой из которых позволит достичь олимпа. Помимо этого на церемонии открытия отдали дань уважения и Олимпийским играм, проходившим в Сочи в 2014 году, – масштабному историческому событию, которое, судя по реакции зала, до сих пор живет в сердцах людей. Характерным было и появление на сцене известного документалиста, продюсера и преподавателя ВГИКа Сергея Мирошниченко, который в 2015 году снял картину «Кольца мира», увековечив тем самым это событие для будущих поколений. Этот фильм позволяет открыть дорогу в наше светлое и дружное прошлое, когда все люди соревновались между собой не только за призовые места, но и за право называться настоящими спортсменами, показать, на что они способны, потрясти людские сердца своими усилиями и рвением.
На церемонии открытия присутствовали как представители кинематографического мира, так и военнослужащие. Не могла не впечатлить и работа самих ведущих. Они отлично провели фестиваль. Особенно хотелось бы отметить Александра Шпагина. Его выступление напоминало актерскую игру, которая завораживает слушателей и не дает внимательности и концентрированности рассеяться. Ораторское искусство – очень тонкая наука, ее нужно не просто зубрить – ее нужно чувствовать. Именно поэтому хороших ораторов не так много.
Со сцены звучали названия великих кинолент, ставших частью нашего культурного кода, а также имена тех, кто их снял: Станислава Ростоцкого, Андрея Тарковского, Михаила Калатозова и др. На их наследии зиждется кинематограф современности. Помимо этого звучали песни военных лет, многие из которых мы слышали в картинах. Их исполнили такие блестящие артисты, как Александр Раппопорт, Нина Шацкая и Анатолий Журавлев, их проникновенные голоса помогли прочувствовать светлую грусть. Также на открытии выступили члены жюри каждого из конкурсов, поведав о значимости картин, которые предстоит увидеть зрителю.
В ходе церемонии были вручены премии. Первую из них – «За выдающийся вклад в документальное кино» – получил Сергей Мирошниченко, чье творчество стало неотъемлемой частью современного отечественного кинематографа. Вторая премия – «Герой фильма» – была вручена главному герою картины «Путешествие Льюиса Кэрролла сквозь зеркало, и что он нашел там» Роману Соколовскому, а также режиссеру картины Татьяне Соболевой.
Владимир Хотиненко заметил, что «очень хочется увидеть человеческую историю, историю победы человека над собой». Фестиваль «Победили вместе» предоставил возможность увидеть такие истории, и не только.
Поиск талантов из разных киношкол
Торжественная церемония закрытия XVIII Международного кинофестиваля имени Владимира Меньшова «Победили вместе» прошла в помещении городской филармонии. Во время церемонии были названы победители семи конкурсных программ. «Всегда значим контекст времени. Одни и те же фильмы в новом контексте могут звучать по-разному. Важно, что в этом году фестиваль декларирует в том числе и победу в нормальной повседневной жизни, когда люди не теряют себя или даже обретают себя благодаря невероятно сложным обстоятельствам. Вот что характерно для программы этого года», – прокомментировал особенности программы фестиваля Владимир Хотиненко.
«Фестиваль «Победили вместе» имеет международное значение, потому что многие участники и члены жюри могут обмениваться своими взглядами на документальное кино и мировой кинопроцесс. Киносмотров, на которые приезжают участники и гости из дальнего и ближнего зарубежья, в России небольшое количество. По своему опыту знаю, что много моих учеников и выпускников участвовали и иногда побеждали. Это говорит о том, что фестиваль занимается поиском молодых талантов из разных киношкол страны», – заметил Сергей Мирошниченко.
«В этом году стало ясно, что фестиваль «Победили вместе» становится основной площадкой документального кино в России. И я думаю, что и в последующие годы он останется главным фестивалем, на котором все документалисты будут стремиться представить свою работу. Что меня в этот раз приятно порадовало, так это то, что сегодня в работах, которые представляют наши номинанты, далеко не все относится к главной тематике «Победили вместе» – «эху» Великой Отечественной войны. Конечно, война – это святое для нашей страны, для нашего народа, но нельзя жить, идти вперед с головой, повернутой назад. Надо думать о сегодняшнем, надо думать о будущем. И вот в этот раз мы увидели много работ, которые были связаны именно с сегодняшним днем. Также хочу отметить, что по сравнению с прошлым годом уровень профессионализма сильно вырос», – подметил председатель жюри международного телевизионного конкурса, директор спецпроектов Общественного телевидения России, вице-президент Евразийской академии телевидения и радио, медиаменеджер, продюсер Сергей Ломакин.
Российский киновед, кинокритик, режиссер документального кино, культуролог, сценарист кандидат филологических наук Андрей Шемякин поделился мнением: «Мне кажется, фестиваль находится в становлении. Организаторы поступили очень остроумно, сделав его кочующим. Сейчас он, хотя бы временно, должен найти порт прописки, и Сочи в этом плане весьма удачный выбор. У фестиваля есть все необходимые инструменты, чтобы четко сосредоточиться на динамике развития той или иной проблемы в кино».
Как сказал советник мэра Сочи Леонид Мостовой, «если фестиваль захочет остаться в Сочи, мы создадим для этого все необходимые условия».
О главных наградах фестиваля
Главный приз Международного конкурса социальных фильмов получила лента «Дайте мне победить» о Специальной олимпиаде, в которой участвуют спортсмены с ментальными особенностями. «Хотелось найти изначально какую-то энергию молодости, сделать фильм о чем-то позитивном: о музыке, драйве. Получилась, конечно же, социальная драма про мать с детьми с аутизмом. Изначально посыл был найти позитивную энергию», – поделился режиссер Григорий Курдяев.
Международный конкурс:
– приз за лучший короткометражный фильм: «Зари», режиссер Арман Голипур Даштаки, Иран;
– приз за лучшую сценарную работу: «Чей я пес?», режиссер Роберт Лакатос, Румыния;
– приз за лучший дебют: «Почему?», режиссер Теодор Геонов, Болгария.
Национальный конкурс документальных фильмов:
– первый приз имени Владислава Микоши: «Человек труда», режиссер Ольга Ажнакина, Россия;
– приз за лучшую режиссерскую работу имени Игоря Шадхана: «Оранжевый мяч», режиссер Наталья Саврас, Россия;
– приз за лучшую операторскую работу имени Анатолия Головни: «Миша-ледокол», режиссер Дмитрий Степанов, Россия.
«Название фестиваля обозначает победу не только в войне и не только военных конфликтах, но и победу человека над обстоятельствами, победу над собой, своими недостатками, пороками. Когда-то Станиславский говорил, что задача художника-творца – после проделанной огромной подготовительной работы выйти, действуя «проще, легче, выше, веселее». Вот этих качеств на фестивале в этом году стало больше», – рассказал о своем восприятии программы национального конкурса член жюри, писатель и журналист Александр Кондрашов.
Международный конкурс:
– приз за лучший фильм: «Цыганская мечта», режиссер Мирослав Блажески, Македония;
– приз за лучшую молодую режиссуру: «Oyum», режиссер Айдай Аскарова, Кыргызстан.
Международный конкурс «История в кадре»:
– приз председателя оргкомитета фестиваля Андрея Бельянинова: «Патриарх Тихон у власти на краю. Неизвестные страницы советской истории», режиссер Алексей Кустов, Россия;
– приз «История в кадре – новые грани» за свежее освещение исторических процессов: «Русский исход на Мальте», режиссер Максим Рыжаков, Мальта.
Приз программы «Военная тайна» за лучший теле- или кинопроект, посвященный отечественной или мировой истории: «ЦСДФ: Точка отсчета. Баллада о фронтовом операторе», режиссер Андрей Истратов, Россия.
Международный конкурс социальных фильмов: приз за лучший полнометражный фильм: «Дайте мне победить», режиссеры Мария Финкельштейн, Светлана Музыченко, Россия.
«Все документальное кино – социальное. Если оно не социальное, то это уже не документальное кино. Если мы думаем, что наша социальная жизнь идеальна и нет никаких проблем, которые решать надо обществу и власти, мы ошибаемся. Мы должны говорить, как жить, как выжить в этих условиях, что делать, как обвинять общество, чем мы можем помочь ему. Я убежден, что социальное кино должно быть некомфортным для просмотра. И если в фильме нет конфликта, то это не кино, а реклама. Я приветствую те фильмы, в которых есть болевая точка. Ведь все кинодокументы построены на преодолении конфликтов: социальных, политических, экономических, психологических», – отметил председатель жюри конкурса социальных короткометражных фильмов, журналист, критик и режиссер Виталий Потемкин.
Международный телевизионный конкурс:
– приз за лучший телевизионный документальный фильм: «Война. Женский род», режиссер Екатерина Толдонова, Россия;
– приз за лучший телевизионный цикл или сериал: «Пастильница. Забытое ремесло», режиссер Юлия Маврина, Россия;
– приз за лучшую телевизионную работу о культуре имени Святослава Бэлзы: «3723 Вознесенский», режиссер Валерий Белов, Россия;
– приз имени Джеммы Фирсовой за лучшую социально-философскую телевизионную работу: «Три соратника», режиссер Владимир Тюлькин, Казахстан.
Отдельно вручались награды в номинации «Голоса несломленных людей».
Пожалуй, одним из главных итогов киносмотра, по утверждению его организаторов, стало появление новых героев в документальном кино. Именно это отличает современную документалистику от игрового кино, в котором героев пока очень мало.
Андрей КНЯЗЕВ, Виталий СИЯЗЕВ
Комментарии