…Из Курской битвы
я вышел учителем
ще не закончилась Великая Отечественная война, а дипломированных учителей старших возрастов специальным постановлением правительства с фронта вернули домой.
После победы тысячи молодых фронтовиков приступили к учительской работе. Подавляющее большинство не имело педагогического образования. Им пришлось опираться, как на фронте, на помощь своих более опытных коллег, сочетая работу и заочное обучение в педвузах.
Чем обьяснить тягу вчерашних воинов к педагогической деятельности? Чем дальше время отделяет нас от этих послевоенных лет, тем резче вырисовываются их причины.
Я остановлюсь лишь на некоторых.
Прежде всего в те годы учительский труд оплачивался хорошо. Зарплата учителей была значительно выше, чем средняя по стране. У городских учителей она была даже на десять процентов больше, чем у сельских. После отмены карточной системы в 1947 г. появились все необходимые продукты. Ежегодно снижались цены на продовольственные и промышленные товары. В результате, к примеру, в 1953 г. один кг мяса в магазине стоил 12 рублей, масла – 25 рублей. На рынке их можно было купить дешевле. Сейчас некоторые авторы пытаются доказать, что снижение цен касалось лишь соли и спичек. Но это неправда.
Низкие цены, кстати, сохранились до 1962 года, до так называемых “хрущевских времен”.
Вторая причина притока фронтовиков в школу – их высокая нравственность, долг перед погибшими товарищами. Фронтовики хорошо помнят, как беспокоились их старшие по возрасту товарищи о своих семьях. Чтобы уцелеть, они и окопы копали глубже.
Чувство долга заставляло оставшихся в живых проявлять заботу о детях погибших товарищей.
Третья причина – это я по себе помню – желание быть похожими на своих любимых командиров. Среди средних командиров (лейтенантов и капитанов) было очень много бывших учителей. От других они отличались человечностью, справедливым отношением к солдатам.
Вот несколько примеров.
В феврале 1943 г. мы стояли в обороне на левом берегу реки Северский Донец, недалеко от села Гатище (теперь рядом с нашими старыми окопами находится таможня между Россией и Украиной). В наш взвод прислали нового командира. Это был высокомерный лейтенант, служивший прежде в военном училище. Прибыл он к нам на фронт с чемоданом из кожи, полным продуктов. Свое знакомство с нами начал с того, что, построив нас, резко отчитал за внешний вид. Действительно, наш вид был удручающим: три месяца не мылись в бане; были перебои в снабжении продуктами питания и обмундированием, из прохудившихся телогреек и стеганых брюк торчала вата, у некоторых иногда ботинки “просили каши”.
Однако нового взводного не интересовали наши беды. Не обращал он внимания и на строительство оборонительных сооружений. Зато от него доставалось каждому. Особенно запомнился следующий случай. Получив из дома долгожданное письмо, я с приподнятым настроением решил вычистить свое противотанковое ружье. Положив рядом матерчатую сумку с инструментами, приступил к делу, но мысли мои были с мамой, сестрой и братом.
Возможно, поэтому не заметил, как подошел сзади лейтенант. Он учинил мне разнос за то, что я его не приветствовал, взяв руку под козырек. Я думал, что дело кончится этим. Оказывается, он приготовил еще и другой “сюрприз”. Тоном, не допускающим ни малейшего возражения, изрек:
– Где второй ершик?
Один был прикреплен к шомполу, но второго в сумке не оказалось. Я сразу смекнул, в чем дело.
– Найди ершик, ищи его, ищи.
Я был вынужден ходить вокруг ружья и делать вид, что ищу этот нехитрый инструмент для чистки дула ствола ружья, который был совершенно в эти минуты не нужен. Но лейтенант, по-видимому, находил удовольствие от этой бессмысленной и глупой затеи.
Из-за постоянных придирок лейтенанта среди солдат возрастала нервозность. Иногда выяснение отношений доходило до драк, и приходилось солдат разнимать!..
К счастью, через месяц его заменил лейтенант Часов. Он был когда-то заведующим начальной школой в Саратовской области. Участник Сталинградского сражения, прибыл к нам из госпиталя. Находил время побеседовать с каждым, проводил с нами занятия. Не прошло и недели, как среди солдат воцарились нормальные взаимоотношения.
Судьба свела меня на фронте еще с одним прекрасным человеком, на этот раз командиром стрелковой роты Николаевым, бывшим директором средней школы из Куйбышевской области. Ему было 40-45 лет…
…5 июня 1943 г. немцы начали наступление на Курской дуге. В первый же день они вклинились в нашу оборону – местами на 25-28 км.
Ежедневно мы отбивали по 7-9 атак. В первом же бою лейтенант Часов был тяжело ранен.
Обе стороны несли огромные потери (только одна братская могила в селе Никольском приютила около двух тысяч наших воинов. В их числе четыре Героя Советского Союза, среди них – прославленный снайпер Николай Ильин).
Недалеко от нас громыхало крупнейшее танковое сражение под Прохоровкой.
Между вражескими атаками старший лейтенант Николаев успевал беседовать с нами, собирая в небольшие группы. Он, безусловно, был одним из тех, кто оказал благотворное влияние на характеры, на выбор профессии своих солдат. Я и сегодня помню его спокойные и убедительные слова: “Мои дорогие мальчики, представьте себе, что я ваш директор школы, вы – ученики, дети. Но мы не играем в войну. Война эта настоящая. Раз так, будут и жертвы. В любую минуту могут кого-то из нас убить. Но пусть не мы фашистов, а они нас боятся. Потому что они бандиты, потому что они пришли грабить нашу страну!..” Эти простые слова снимали с нас напряжение, вносили в душу уверенность. Наши ряды редели, но врага мы не пропустили. А 12 июля сами перешли в наступление. И вот именно во время Курского сражения я и мой друг, односельчанин Искандар Ахметов, приняли решение стать учителями!
…После войны, работая в институте усовершенствования учителей, в Министерстве просвещения Башкирской АССР, я лично знал очень многих учителей – бывших фронтовиков. Имел возможность часто встречаться с ними, бывать в школах, райгороно, где они трудились.
Долго и плодотворно работали в школах Герои Советского Союза М.И.Абдуллин, Т.Гилязетдинов, С.А.Михляев, Ж.Г.Сунагатуллин, А.П.Фролов, полные кавалеры ордена Славы Х.Г.Абдрахманов, В.М.Зотов, А.Г.Хуснутдинов…
Школу-интернат N 3 г. Уфы, например, возглавлял Герой Советского Союза М.И.Абдуллин. А здесь воспитывались дети, больные туберкулезом.
Возглавляемая Героем Советского Союза С.А.Михляевым Дуванская средняя школа стала одной из лучших в республике. Какая радость светилась в его глазах в день завершения строительства нового здания его школы! Стараниями директора-Героя школа была отлично оборудована, оснащена техническими средствами обучения, а на территории посажены деревья, кустарники, цветы.
Когда началось массовое открытие столовых в школах, в затруднительном положении оказались те здания, которые строились по старым проектам. Поэтому мы были вынуждены к ним пристраивать столовые.
Директор Большебадраковской средней школы Бураевского района Герой Советского Союза Т.Гилязетдинов решил ускорить строительство столовой. Он при помощи колхоза заготовил и вывез лес. Помню, что однажды я застал нашего героя с топором в руках… Учителя-мужчины и колхозные плотники вместе готовили сруб для столовой.
Отличным военруком показал себя Ж.Г.Сунагатуллин, работавший в Учалинской средней школе. Его стараниями и стараниями многих других военруков-бывших фронтовиков в семидесятых и восьмидесятых годах Башкирия 13 раз подряд занимала первое место в Приволжском военном округе по итогам проверки готовности молодежи к службе в армии.
Хочется добрым словом вспомнить и К.Т.Мустафина, замечательного учителя. Он учил нас физике в Ильинской школе Учалинского района еще до войны. Когда началась в 1939 г. война с Финляндией, его, старшего лейтенанта запаса, послали на фронт. Он из госпиталя вернулся к нам на костылях, но привез купленный на свои деньги для школы узкопленочный киноаппарат и несколько учебных фильмов, специально для этого заехав в Минпрос РСФСР.
В трудные послевоенные годы заведовал Баймакским роно бывший командир эскадрона Башкирской гвардейской кавалерийской дивизии М.Б.Мамбеткулов. Затем он успешно возглавлял Сибайское педучилище.
Не только отличным директором, но и прекрасным учителем математики был А.Б.Мулюков. Он был неизменным участником всех республиканских и многих всероссийских педчтений. О его учениках, сдающих вступительные экзамены по математике и физике на уровне лучших выпускников физико-математических школ при Московском, Ленинградском, Киевском университетах, писали профессора МГУ в журнале “Математика в школе”. Он создал в Чекмагушской школе музей учебников. А.Б.Мулюков и сегодня неутомим: занят сбором сведений о своих земляках, погибших в войне, для занесения их имен в книгу “Памяти”.
Большим авторитетом пользовался директор Байгимдинской средней школы Нуримановского района Р.С.Исмагилов, защитник Брестской крепости.
В начале 70-х план строительства школ в Башкирии ежегодно выполнялся на 140-160%, и наша республика неизменно занимала первое место в РСФСР. За строительство отвечал заместитель министра В.В.Дерягин, также участник Великой Отечественной войны.
…Время берет свое. Фронтовиков, работающих в школе, остались единицы. Одним из них является Г.С.Розенблюм. Вот уже сорок лет он возглавляет прекрасную 35-ю уфимскую среднюю школу. Самые восторженные отзывы в ее Книге почетных гостей оставляли делегации из Англии, сша, Индии, Франции, Германии, Вьетнама и других стран.
Как ветеран Великой Отечественной войны, учитель, я все еще надеюсь, что придет время, и о моих товарищах фронтовиках-педагогах наши молодые коллеги напишут книги. Фронтовики заслужили это.
Сабир ЗИГАНШИН,
ветеран Великой Отечественной войны, кандидат педагогических наук
Уфа
Рим, Париж, Лондон и далее везде
Как приобщиться к международным образовательным обменам
ышел первый номер нового периодического информационно-справочного пособия “Международное сотрудничество в сфере образования”.
Только под непосредственным руководством Министерства образования реализуется и реализовано свыше 100 международных проектов. Наиболее крупными спонсорами этих проектов стали такие зарубежные организации, как USIA (США) – от 40 до 70 млн.долларов ежегодно, программа TACIS – до 10 млн., USAID – 2 млн., министерства и ведомства Нидерландов, Великобритании, Бельгии, Германии, Франции, Финляндии – от 0,5 до 3 млн. долларов ежегодно, Фонд Сороса, Мировой Банк, Совет Европы, ЮНЕСКО, ОЭСР. Общий обьем финансирования, привлеченный на реализацию международных проектов, составил с 1992 года не менее миллиарда долларов.
Но еще многие образовательные учреждения и регионы практически не обращаются к международным организациям и фондам, остаются вне международного сотрудничества. Элементарное отсутствие информации помешало тысячам потенциальных российских участников подключиться к существующим программам и обменам. Они упустили блестящие возможности просто потому, что не знали о них! А ведь одних только зарубежных юридических лиц (в основном это благотворительные фонды), поддерживающих деятельность российских неправительственных организаций, ученых и педагогов в сфере образования, науки и культуры, насчитывается около 400. И о каждом есть что рассказать, у каждого свои правила, свои сроки подачи заявок, свой адрес и телефон, наконец. А сколько программ, проектов осуществляется и финансируется национальными и международными организациями, правительствами и ведомствами!
Благодаря им появились сотни учебных пособий, инновационных учебных заведений, “практические школы” будущих фермеров, региональные лаборатории развития образования, многосерийные образовательные телевизионные программы, обучение с помощью Интернета и мультимедийных средств, ежегодные стипендии для участия в семинарах и стажировках в странах Европы, грантовая поддержка школьных и вузовских преподавателей точных и естественнонаучных дисциплин (3,5 тысячи человек), грантовая поддержка инновационных учебных заведений (170 школ), участие более чем 10 тысяч российских учащихся средних школ в обменных программах.
При участии средств зарубежных партнеров ведется подготовка специалистов банковско-коммерческого профиля и кадров для работы с детьми “группы риска” и отклонениями в развитии, школьники изучают основы демократии и гражданского общества. В рамках межгосударственных и межведомственных программ и проектов осуществлен ряд крайне полезных начинаний – от проведения международных школьных олимпиад до привлечения бизнеса к созданию рабочих мест для выпускников школ.
Вполне возможно, зарубежный партнер ищет именно вас, а вы и не подозреваете об этом.
Поэтому очень важно, чтобы информация пришла к вам заблаговременно. В нашем издании мы будем рассказывать вам о важнейших действующих программах, проектах и подпроектах. На наших страницах вы прочтете о том, что такое TACIS, TACIS-BISTRO, TEMPUS, JEP, “Сократ”, “Леонардо”, “Демосфен-бис” и т.д., об условиях и алгоритмах подключения к ним.
Участие во многих мероприятиях и проектах возможно лишь в случае подачи всех документов не позднее определенной даты (deadline) и при соблюдении тех или иных условий, одни из которых вполне логичны, а другие могут вам показаться какими-то ловушками, хотя это вовсе не так – дело просто в разнице менталитетов людей разных стран. Мы будем разьяснять подобные тонкости.
Наше издание будет информировать вас о международных курсах переподготовки и повышения квалификации, конференциях, “страноведческих” поездках студентов и школьников, летних институтах, семинарах и языковых лагерях, о конкурсах, экзаменах, движении “породненных школ”, согласовании учебных программ по истории, “межевропейских учебниках”, образовательных центрах менеджмента, международных “студенческих ярмарках” и других мероприятиях, в которых вы можете найти свое место.
Мы расскажем о том, как российские граждане могут получить образование за пределами России – бесплатное и платное, о способах снизить стоимость последнего, о признании дипломов и других юридических аспектах образования за рубежом.
Наше издание будет информировать о возможностях, которые редко становятся известными за пределами специфических кругов о предложениях и программах религиозных, пацифистских, женских и тому подобных организаций и фондов.
Вы получите дельные советы в том, что касается виз, билетов, скидок, дешевого проживания за границей.
С вами поделятся своим опытом те, кто уже участвовал в международных обменах. Опытом не только позитивным, но и негативным. Ведь наша задача – не только рекомендовать вам те или иные алгоритмы действий, но и предостерегать от ошибок.
Если вы не склонны подключаться к действующим проектам, а нацелены на получение гранта для реализации собственного проекта, вам особенно важно четко представлять себе ту главную и конечную цель, ради которой наша страна участвует в международном образовательном сотрудничестве. Эта цель – интеграция российской образовательной системы в европейское и мировое образовательное пространство.
Александр ГОРЯНИН
Комментарии