Как мало мы все-таки знаем о членах своей семьи, своих предках, живших в непростые для нашего государства времена! И если бы не замечательный Всероссийский конкурс «Профсоюзный репортер»-2020, приуроченный к 75‑летию Великой Победы, могло бы не появиться на свет это повествование, подтвержденное собственной рукописью моего дедушки Вячеслава Сергеевича Чесского. Случайно найденная в столе папка старых бумаг с автобиографической справкой подтолкнула меня к поискам информации, изучению жизни моего, как выяснилось, легендарного деда!
Родился Вячеслав Чесский 22 сентября 1917 года, с отличием окончил школу, год отучился в химико-технологическом институте в Москве и по спецнабору «Комсомолец – на самолет» поступил в 1937 году в Ейское военно-морское авиационное училище имени И.В.Сталина. В ноябре 1939‑го выпустился и был направлен на Балтику.
Службу начинал в корабельном звене крейсера «Киров». Времена были тревожные, немецкие самолеты-разведчики нагло пролетали над нашими аэродромами. Советские летчики только скрипели зубами от досады, но сделать ничего не могли: приказ верховного командования – на провокации не отвечать.
Война началась внезапно, фашисты использовали свое превосходство в воздухе, наносили умелые удары по нашим аэродромам. 18 августа 1941 года из ста самолетов на аэродроме «Низино» уцелел только один – «КОР-1» (корабельный разведчик). Это был самолет штурмана Чесского.
О войне дед говорил скупыми цифрами, помнил все аэродромы, с которых поднимался в небо для выполнения боевых заданий. Войну называл работой: «Это была наша работа – взлететь, выйти на цель, отбомбиться, вернуться живым». Его боевой путь отмечен государственными наградами: два ордена Красного Знамени, два ордена Красной Звезды, орден Отечественной войны, 15 медалей.
Мой дедушка прошел три войны: Финскую, Великую Отечественную и войну с Японией. Он вспоминал своих друзей и товарищей, тех, кто не вернулся. Говорил о том, что могил у них не было. Какая могила у летчика? Море хоронило останки сбитых пилотов. Редко кого находили.
Судьба хранила его. По семейному преданию, мама Вячеслава, женщина глубоко верующая, настояла на том, чтобы родившуюся в сентябре 1941 года внучку назвали Верой, сказала: «Будем верить, что ваш отец вернется живой и здоровый».
Молитвы спасли или исключительное везение, кто знает, но за всю войну только один раз Вячеслав был легко ранен: зажигательный снаряд попал в область поясницы, но застрял в лямках парашюта и лишь немного скользнул по спине.
Вячеслав Чесский участвовал в тяжелых боях за Кавказ. Он бомбил танковые колонны Клейста, рвавшиеся к Каспийской нефти. По пять-шесть боевых вылетов в день под огнем зениток и истребителей противника. Из 20 самолетов 23‑го авиаполка через месяц боев уцелело лишь шесть машин.
Уцелел и экипаж Чесского.
Один случай особенно вспоминал мой дедушка: «Вышли на цель, бомбили танковую колонну немцев. Я пытаюсь открыть люки бомбометания, а они не открываются, заклинили. Кричу летчику, чтоб он открывал. Летчик дернул рычаг, люки немного приоткрылись, а стокилограммовые бомбы упали поверх люков.
Я смотрю – предохранители уже скручиваются с бомб, сейчас рванет… Хватаю «прицел» (трубка, через которую наводили на цель) и начинаю сталкивать бомбы в узкую щель между люками. Три бомбы упали, а одна повисла, уцепившись взрывателем за люк. Сталкивать ее нельзя, садиться с бомбой под брюхом тоже нельзя.
Стал я записывать в бортжурнал информацию о полете. Пока записывал, смотрю – бомбы нет. Только потом осознал весь ужас, на волосок от смерти были. И это только один полет».
Потом была битва за Кубань. «Свободная охота» за живой силой и техникой противника, налеты на коммуникации и порты фашистов, потопленные суда, уничтоженные танки, штурм «голубой линии».
Вячеслав Сергеевич помнил все бои за освобождение юга СССР: Темрюк, Геленджик, Ейск, Керчь. Сто двадцать пять вылетов: воздушная разведка, сопровождение кораблей, противолодочная оборона, обеспечение высадки морских десантов. Тяжелая, изнурительная работа военного летчика. Дедушка дошел со своим полком до Румынии.
На войне с Японией он был уже офицером штаба, отвечал за авиационную разведку. После войны окончил Военно-воздушную академию, был начальником штаба истребительного полка на Новой Земле.
Полк обеспечивал проведение испытаний атомного оружия. В 1957 году Вячеслав Сергеевич был уволен в запас по состоянию здоровья. Но и в мирной жизни продолжал готовить кадры для ВВС, с 1957 по 1964 год возглавлял авиаклуб в Магнитогорске.
Сколько прошло через этот клуб будущих летчиков, космонавтов! Их «ставил на крыло» штурман Чесский. В 1964 году Вячеслав Сергеевич вернулся в Ейск, где двадцать лет проработал инкассатором Госбанка.
Мой дедушка всегда жил скромно, вспоминая свою боевую молодость, говорил, что ничего героического не совершал, просто выполнял работу. Он воспитал троих детей. Сын Сергей пошел по стопам отца – стал военным, дочери Вера и Наталья выбрали мирную профессию, они педагоги-музыканты. У Вячеслава Сергеевича пятеро внуков и четыре правнучки. В 2010 году родился правнук, которого назвали в честь легендарного прадеда Вячеславом.
В 2008 году дедушки не стало… Он ни на что никогда не жаловался. До последнего занимался спортом – ежедневная прогулка с купанием на Ейском лимане, посещение тренажерного зала «Импульс», где он был старейшим атлетом. Не дожив одного месяца до своего 91‑го дня рождения, Вячеслав Сергеевич ушел, забрав с собой частичку истории…
Больше всего дед любил праздник 9 Мая, когда мог прийти на Площадь Революции Ейска и встретить своих боевых друзей, которых с каждым годом становилось все меньше. Жаль, что такой замечательный праздник – 75‑летие окончания Великой Отечественной войны – наша семья отмечала без дедушки-ветерана. Но память о штурмане Чесском, прошедшим три войны, всегда жива в наших сердцах.
Я самая старшая внучка, и мне посчастливилось вырасти на рассказах и воспоминаниях деда, на его личном примере жить, созидать и дарить добро людям. Я горжусь своим дедушкой – человеком непростой, но очень интересной судьбы!
Татьяна КОРОЛЬКОВА, председатель профсоюзного комитета детского сада комбинированного вида №22 города Ейска Краснодарского края
Комментарии