Я нахожусь, как говорят, на заслуженном отдыхе, но душа-то все равно болит о школе, о детях. Из своего опыта могу сказать, что у младших школьников не хватает нравственного опыта. Они приходят в школу с серьезными пробелами в воспитании: грубят, часты проявления эгоизма, у многих выпячивается «я», «мне», «мое». Например, начинают делить парту с соседом, причем каждый хочет захватить большую часть. Поэтому первыми моими словами, обращенными к первоклассникам, была такая фраза: «Сядьте так, чтобы было удобно сидеть с вами вашему соседу».
Я замечала, как дети порой плохо относятся к пожилым. Всем нравятся молодые и красивые, а у бабушек и дедушек столько морщинок! Поэтому уважение к этим людям, вынесшим все тяготы войны в тылу и на фронте, я воспитывала с первых дней обучения ребенка в школе. Бывало, я говорила, что каждая морщинка имеет историю. Одна ниточка-морщинка пролегла, может быть, в первый день войны. А сколько их появилось, когда враг топтал нашу землю! Показываю фотографию «Скорбящая мать» из книги «Великая Отечественная война». На этой фотографии изображена мать с портретом своего сына Алеши, погибшего в 18 лет. Фотокорреспондент «Правды» смог только через 20 лет вручить старой матери портрет ее сына, сделав также и ее снимок. Фотограф запечатлел не горе одной матери солдата, а нечто большее – скорбь матери всего человечества. Я хотела настроить детей на то, чтобы им стала интересна жизнь своих бабушек и дедушек. Я объявила о начале операции «Наши бабушки и дедушки». Дети активно включились в нее. Какие, оказывается, замечательные у них бабушки и дедушки! С некоторыми из них мы встретились на клубных часах и со всеми – в детских сочинениях. Их набралась целая папка.
Много испытаний, побед выпало на долю и последующих поколений. Теперешние бабушки и дедушки имеют свою историю морщинок. И об этом можно построить беседу по аналогии с моей.
В школе главное сегодня – обучение знаниям. Чтобы дети усвоили какое-то правило, закон, теорему, учителя проводят массу упражнений, решают множество задач, пока не выработается навык. Нравственное воспитание отодвигается на второй план. Жизнь заставила меня разработать собственную методику по воспитанию младших школьников. В частности, появилась идея составления и решения так называемых нравственных задач. Каждому ребенку выдавалось по чистому листу из альбома. На этих листах дети вместе с родителями сочиняли ситуации, рассказы о поведении людей с вопросом, с обязательным рисунком и скрытым ответом. Вопросы такие: «А как бы ты поступил?», «Что бы ты сказал «герою»?», «Вырази свое отношение к поступку» и т. д. Все листы собирались в альбом. Как интересно, живо проходили такие клубные часы!
Детям в наследство можно оставить сберкнижку, машину, дачу, квартиру, а главное ведь то, о чем гласит древняя мудрость: «Лучшее наследство – хорошее воспитание».
Лидия ЗЕМСКАЯ, заслуженный учитель школы РСФСР, лауреат премии имени Н.К.Крупской, Ковров, Владимирская область
Комментарии