В Совете Федерации состоялись парламентские чтения. Председатель Комиссии по методологии реализации конституционных полномочий Совета Федерации Геннадий Бурбулис встречался с преподавателями, аспирантами и студентами юридических вузов России. Обсуждалась проблема: «Законодательное обеспечение основных направлений внутренней и внешней политики в 2005 году». Чтения прошли в рамках 100-летия российского парламентаризма.
Приветствуя участников встречи, Геннадий Эдуардович рассказал о себе. С июня 1991 г. он был государственным секретарем Российской Федерации, затем секретарь Государственного совета при Президенте Российской Федерации, одновременно с ноября 1991 г. – апрель 1992 г. 1-й заместитель председателя правительства Российской Федерации. С мая 1992 г. – государственный секретарь при Президенте Российской Федерации. С 1993-го президент гуманитарного и политического центра «Стратегия». 2 ноября 2001 года назначен представителем администрации Новгородской области в Совете Федерации Федерального Собрания РФ. Председатель Комиссии Совета Федерации по методологии реализации конституционных полномочий Совета Федерации, член Комитета Совета Федерации по конституционному законодательству, Комиссии Совета Федерации по регламенту и организации парламентской деятельности.
Сенатор напомнил, что в ближайшее время начнет отмечаться знаменательная дата в современной российской истории – 100-летие парламентаризма, которая часто ассоциируется с началом работы первой Государственной Думы в апреле 1906 года. Между тем как с исторической, так и с юридической точек зрения это не совсем так. Он напомнил собравшимся о том, что 20 февраля 1906 года императором Николаем II был подписан Указ «О переустройстве учреждения Государственного Совета». В нем Государственный Совет наделялся полномочиями, в целом соответствующими традиционным функциям верхних палат парламентов. По порядку и характеру своего формирования он также являлся государственным органом национального представительства. Государственный Совет был признан мировым парламентским сообществом как полноценная верхняя палата российского парламента. Заседания обновленного Государственного Совета начались синхронно с заседаниями Государственной Думы. Однако еще почти за 100 лет до этого события, в 1810 году по проекту М.Сперанского Александр I учредил Государственный Совет, который изначально рассматривался как верхняя палата будущего парламента и обладал законосовещательными и законоподготовительными функциями. Для обеспечения деятельности Государственного Совета создавалась государственная канцелярия. Фактически ее можно считать прообразом современного аппарата законодательного органа, поскольку она занималась не только делопроизводством, но и доведением до стадии обсуждения в Совете всех законодательных предположений. Кроме того, на нее возлаглась также «разработка и изданiе Свода Законовъ и местныхъ узаконенiй Россiйской Имперiи и Полнаго Собранiя Законовъ». Бурбулис с удовлетворением заметил, что в последние годы усилилась тяга к изучению государственных учреждений и правовой системы дореволюционной России. Немало уже пишут о Государственной Думе, чего нельзя сказать о Государственном Совете.
Созданная в 2002 году Комиссия Совета Федерации по методологии реализации конституционных полномочий Верхней палаты, по сообщению Бурбулиса, рассматривает мониторинг законодательства и правоприменительной практики как форму диалога власти и общества. Идея уже вошла в стадию своего практического воплощения. Потребность в комплексном и всестороннем мониторинге законодательства в России чрезвычайно высока. По мнению председателя Совета Федерации С.Миронова, «исторический период фрагментарного и несистемного законодательства себя исчерпал».
Характеризуя нынешнюю деятельность Совета Федерации, Геннадий Бурбулис обратил внимание на веер базовых позиций: державно-ностальгическую, либерально-романтическую, консервативно-патриотическую и персоналистско-прагматическую. Он рассказал о реализации программы мониторинга законодательства и правоприменительной практики. Совет Федерации рассматривается как своеобразный правовой фильтр, в нем проводится экспертиза качества закона. Парламент взаимодействует с правом, культурой, наукой. Он должен быть нормативно обеспечен. В этой связи председатель Комиссии СФ высказался за необходимость принятия в ближайшее время новых законов: «О парламенте России», «О нормативных правовых актах в Российской Федерации» и ряда других.
Г.Бурбулис особо остановился на подготовке, обсуждении и принятии доклада о состоянии законодательства в РФ, который теперь становится ежегодным. Особые надежды в связи с необходимостью развития системы мониторинга законодательства в России возлагаются на субъекты Федерации, где уже идет процесс создания региональных центров мониторинга, и на Общественную палату. Такой мониторинг необходим для того, чтобы законодатели имели четкое представление о том, как работают принятые ими законы. Регионы России с их территориальными и социально-экономическими различиями неодинаково реализуют федеральные законодательные акты. Законы в европейской части России и на Дальнем Востоке работают по-разному. И законодатели должны отслеживать все нюансы правоприменительной практики на разных территориях страны.
Законы должны быть сориентированы на государственные приоритеты. Необходимо четкое понимание государственной стратегии, государственных приоритетов, которым должны соответствовать законы, особенно в сфере социальной политики, демографии, обеспечении экономического роста. Это стратегические цели государства.
Труднейшая задача оценки качества принимаемых законов решается только при наличии внятных критериев во внятной системе тех экспертных инструментов. Самый фундаментальный, самый базовый критерий – это положения Конституции Российской Федерации, второе – это ежегодные послания президента. Конституция РФ – это гражданская библия.
Геннадий Бурбулис напомнил юным правоведам, что председатель Совета Федерации С.М. Миронов обозначил ряд принципиальных приоритетов при анализе итогов 2005 года:
качество законов, целостность законодательного регулирования и непротиворечивость законов, принимаемых для обеспечения новых механизмов реализации социальной стратегии Президента Российской Федерации;
ответственность власти, анализ правовых процедур, обеспечивающих ответственность за качество принимаемых законов и их применение;
системность деятельности государственных органов, комплексная реализация человекоформирующих, общенациональных проектов в области здравоохранения, образования, жилищного строительства и развития ипотеки, развития АПК на программно-целевой основе в единстве правового, кадрового, финансового, организационного обеспечения и эффективного правоприменения;
контроль за процессами выработки и реализации политико-правовых решений, совершенствование системы мониторинга законодательства и правоприменительной практики как действенной формы конституционного партнерства государственных органов и социального партнерства власти и общества.
Думаю, высказался Бурбулис, что наша работа отразилась в общем консолидированном сотрудничестве главы государства, Администрации Президента, правительства, Государственной Думы, Совета Федерации и нас с вами как сообщества. Мы всегда стараемся в любую правовую проблему вглядываться с позиции статуса нашей палаты, а именно с позиции качества и состояния российского федерализма. Совет Федерации не может пренебрегать этим основным критерием своей конституционной роли, потому что мы говорим о диалектике правовой, которая заложена в предназначение палаты Совета Федерации.
Представляя свой регион, члены Совета Федерации обязаны отстаивать интересы своего субъекта. Возвращаясь в свой регион, они обязаны отстаивать интересы Федерации перед текущими интересами своего субъекта. Это двухсторонний процесс. Регион должен быть внимательным к судьбе Федерации, субъектом которой является. Федерация должна быть внимательна к судьбе регионов, которые образуют систему государственности.
Член Совета Федерации особо выделил проблему большой трудности, которая возникнет после анализа законов, принятых в 2005 году. Уже сейчас заметен колоссальный разрыв между инициативой главы государства на реальную потребность и известной консервативностью, известной медлительностью, реального законотворческого и законодательного процесса, способного обеспечить продвижение этих самых важных национальных проектов. Получается, что глава государства взял на себя ответственность, даже ее публично продемонстрировал, а все остальные сохраняют медлительность.
В завершении встречи Геннадий Эдуардович Бурбулис ответил на многочисленные вопросы преподавателей и студентов. Он заметил, что разговор был заинтересованный и полезный для той и другой стороны.
Комментарии