РОССИЯ: Восток или Запад?
Проблемы преподавания курса “Основы современной цивилизации”
Многозначно трактуются сегодня понятия “цивилизации” и “культуры”, различные точки зрения на них и в науке. Эта неясность вызывает трудности у педагогов при отборе содержания урока.
Результаты экспериментальной работы, которую мы проводим в учебно-воспитательном комплексе “ЛИК” (школа # 1614) и школе # 885, позволяют нам сделать вывод о целесообразности формирования знаний школьников о цивилизации и культуре в два этапа: пропедевтический (5-8-е классы) и основной (9-11-е классы).
Рамки статьи не позволяют рассмотреть все вопросы по этой проблеме. Поэтому обратимся к некоторым из них на примере курса “Основы современной цивилизации”.
Как показывает наша практика преподавания этого курса, значительный интерес учащихся вызывает история развития российской цивилизации.
На уроке “Цивилизация России” изучение нового материала проводится по плану:
1. Россия: Восток или Запад?
2. Основные черты российской цивилизации.
3. Роль православия в истории России.
В этой теме мы опираемся на знания учащихся о цивилизации как сообществе людей, которые обьединены системой духовных ценностей, имеют устойчивые особые черты в социально-политической организации, культуре, экономике, и еще они обьединены психологическим чувством принадлежности к этому сообществу. И здесь мы привлекаем известный школьникам материал о типах цивилизаций. За основу берем концепцию Л.Семенниковой, в которой выделяются три типа цивилизаций: непрогрессивные, циклические и прогрессивные. Отвечая на вопрос “Как вы считаете, к какому типу относится российская цивилизация?”, мнения учащихся разделяются: одни считают, что российская цивилизация – это один из примеров циклического (восточного) типа цивилизаций, а другие видят в России образец прогрессивного (западного) типа. И это так: обе позиции находят свое подтверждение. С одной стороны, изменения в российском обществе происходят очень медленно: в общественном сознании порой сохраняются устойчивые стереотипы, во многих регионах России велика роль традиции, что характерно для восточных цивилизаций. С другой стороны, в цивилизации России можно выделить черты западного типа: престиж человеческого труда и заинтересованность общества в его результатах; наличие развитой классовой структуры общества; развитие рыночной экономики; развитие широких экономических, социальных, культурных, духовных и других связей между различными структурами общества; развитие правового демократического государства.
И тогда мы используем на уроке фрагменты исторических источников, которые дают возможность уточнить и свести воедино позиции учеников.
Вот, например, “одна из самых печальных особенностей нашей своеобразной цивилизации состоит в том, что мы все еще открываем истины, ставшие избитыми в других странах… Дело в том, что мы никогда не шли вместе с другими народами, мы не принадлежали ни к одному из известных семейств человеческого рода, ни к Западу, ни к Востоку, и не имеем традиций ни того, ни другого”. Так писал Петр Чаадаев.
“Культура России не есть культура европейская, ни одна из азиатских, ни сумма или механическое сочетание из элементов той и других… Ее надо противопоставлять культурам Европы и Азии как серединную, евразийскую культуру”. Николай Трубецкой.
“На взгляд Европы, Россия была страной азиатской, на взгляд Азии – страной европейской; эта двойственность вполне соответствовала ее характеру и ее судьбе, которая, помимо всего прочего, заключается и в том, чтобы стать великим караван-сараем цивилизации между Европой и Азией”. Так мыслил Александр Герцен.
Анализ этих фрагментов позволяет школьникам с помощью учителя сделать вывод о том, что Россия не относится ни к одному из типов цивилизаций в чистом виде. Она расположена между двумя центрами цивилизационного влияния – Востоком и Западом и включает в себя народы, развивающиеся как по западному, так и по восточному варианту.
Обобщая ответы учащихся, учитель отмечает, что мы можем определить Россию как особый, обьединительный, тип цивилизации. Подтверждение этому выводу можно найти в фундаментальном исследовании Н.Данилевского “Россия и Европа”, в котором автор выделяет “обьединительный” (славянский) тип культуры.
Активизировать деятельность учащихся на уроке помогает и использование заданий на различных уровнях познавательной деятельности. Например, я говорю ученикам: “Приведите исторические факты, подтверждающие “двойственность” характера российской цивилизации. Одни ученые считают, что формирование российской цивилизации началось в X веке, когда на Руси было принято христианство. Другие – склоняются к мнению, что российская цивилизация возникла только лишь в XIX веке, когда завершилось территориальное формирование Российской империи. Какой позиции придерживаетесь вы? Аргументируйте свою точку зрения…”
На основе сформированных при изучении курсов истории знаний учащихся о христианстве на Руси у учителя есть возможность конкретизировать вопрос о роли православия в истории России. Православие наряду с самодержавием и народностью длительное время официально включалось в систему ценностей русской культуры. С момента разгрома Золотой Орды оно все больше превращалось в духовный стержень поднимающейся нации. Именно православие являлось гарантией политической силы и величия Руси. На уроке может быть предложен вопрос: “Издревле известна поговорка, что Москва – это третий Рим. Как вы думаете, прав ли был псковский инок Филофей, который писал, обращаясь к Василию III, что два Рима пали, третий стоит, а четвертому не бывать? Обоснуйте свое мнение”.
Обобщая ответы школьников, учитель отметит, что православие отличается большой веротерпимостью. Изменив духу православия, Рим и Византия потерпели поражение. Терпимость православия к другим верам основывается на идее соборности.
В русской философии идея соборности находит отражение в трудах многих мыслителей. Среди них можно назвать А.Хомякова, И.Киреевского, Ю.Самарина, К.Аксакова. По их мнению, соборность предполагает нравственную общность коллектива, которая подчинена интересам церкви, религии. Н.Лосский писал, что “соборное единение различных народов предполагает возможность взаимопроникновения национальных культур, которые могут образовывать высшее единство”. Это “высшее единство” воплощено в русской культуре.
Но и тогда,
Когда по всей планете
Пройдет вражда племен,
Исчезнет ложь и грусть, –
Я буду воспевать
Всем существом в поэте
Шестую часть земли
С названьем кратким “Русь”.
Сергей Есенин
В ходе этого и других уроков темы “Цивилизации прошлого” формируются опорные знания учащихся, необходимые для изучения темы “Культура и ее типы”. На этом уроке речь идет о культуре и ее типах, о характерных чертах культур разных типов, о влиянии культуры на развитие цивилизации.
Учитель напоминает, что культура – это материальные и духовные результаты творческой деятельности людей. Нужно не забыть и о том, что в современной науке существуют различные взгляды на критерии, лежащие в основе типологии культур. Так, за основу может быть взята историческая эпоха (античная, средневековая и другие культуры), национальный признак (русская, немецкая, индийская и другие культуры), отношение к той или другой профессии (культура медицинская, педагогическая и другие) и так далее. Наиболее распространенное мнение – выделять типы культуры в соответствии с существующими мировыми религиями. Предлагается следующая типология культур: конфуцианско-даосистская, индо-буддийская, исламская, христианская. Целесообразность применения именно этой типологии подтверждается и некоторыми публикациями современных ученых. Например, С.Хантингтон в своей статье “Столкновение цивилизаций?” утверждает, что “…различия между цивилизациями не просто реальны. Они наиболее существенны. Цивилизации не схожи по своей истории, языку, культуре, традициям и, что самое важное, – религии”.
Более подробное рассмотрение на уроке указанных типов культур позволяет привлечь знания учащихся о возникновении и развитии мировых религий, которые они изучали на истории в 5-8-х классах.
Чтобы ребята лучше усвоили характерные черты культур разных типов, я задаю вопросы: какие типологии культур вам известны? Какой критерий лежит в их основе? Какие типы культуры вы можете назвать, если за основной критерий принять мировые религии? В чем заключаются отличительные черты христианского типа культуры? К какому типу культуры вы могли бы отнести культуру России, в чем ее особенности? Какой вклад внесла индо-буддийская культура в развитие мировой культуры? Какие известные вам идеи заключает в себе Коран? Что наиболее характерно для конфуцианско-даосистского типа культуры? Идеи и ценности какого типа культуры наиболее приемлемы для вас? Почему?
Более глубокому пониманию вопроса о влиянии культуры на развитие цивилизации способствует работа с фрагментами источников. Так, учащимся предлагается проанализировать такой, например, текст: “Причина всех бедствий и несчастий людей состоит в невежестве. Преодолеть свое печальное положение, выйти из него люди могут только через просвещение, а рост его неодолим. В умах идет скрытая и непрерывная революция и… с течением времени само невежество себя дискредитирует”. Учитель ставит перед школьниками вопросы и дает задания, которые помогают раскрыть взаимосвязь в развитии цивилизации и культуры:
Как вы считаете, прав ли был Федор Достоевский, утверждая, что красота спасет мир? Обоснуйте свое мнение.
О какой роли искусства в жизни человеческого общества говорил Ф.Шиллер:
“Дивясь, сбежались варварские орды
К творениям, невиданным вовек.
– Смотрите, – люди восклицали гордо,
– Смотрите,- это создал человек!”
Какое влияние оказала христианская культура на развитие российской цивилизации?
…Результаты экспериментальной работы подтвердили, что более успешному формированию знаний учащихся о цивилизации и культуре способствует:
рассмотрение развития общества на основе сочетания формационного и цивилизационного подходов к истории;
проведение тщательного отбора содержания к урокам с учетом новейших научных исследований;
целенаправленное использование межпредметных, внутрикурсовых и внутрипредметных связей, соблюдение последовательности и преемственности при формировании знаний;
тщательный отбор методических приемов и средств, способствующих активизации познавательной деятельности учащихся;
использование разнообразных типов и форм уроков.
Андрей СОРОКИН,
директор гимназии # 96 Московской учебной фирмы “Рекорд”
Русский язык
Ах, фу, прочь…
Владимир РОБСКИЙ
Части речи
Так, например, все слова, обозначающие предмет (это их общее значение) и имеющие определенные род, склонение, категорию одушевленности и изменяющиеся по падежам и числам, будут относиться к части речи имя существительное.
Различают две большие группы частей речи – самостоятельные и служебные. Самостоятельные обычно являются членами предложения, называют (обозначают) предметы, признаки, действия и т.д. Служебные части речи членами предложения не являются, ничего не называют, а лишь служат для выражения отношений между словами.
Самостоятельные части речи
Х называется часть речи, которая обозначает Y и отвечает на вопросы Z.
Например, если вместо переменной Х подставить “имя существительное”, то вместо Y мы должны будем поставить “предмет”, а вместо Z – “кто? что?”. У нас получится определение: “Имя существительное – это часть речи, которая обозначает предмет и отвечает на вопросы кто? что?”. Можно представить все определения частей речи в виде таблицы переменных, где Х – это часть речи, Y – что она обозначает, Z – на какие отвечает вопросы.
Х – часть речи, Y – общее значение, Z – вопросы. Примеры:
1. Имя существительное – предмет – кто? что? Беседа, лес, книга, вечер
2. Имя прилагательное – признак предмета – какой? чей? Веселый, папин
3. Имя числительное – число, количество или порядок предметов при счете – сколько? который по счету? Десять, десятый
4. Местоимение (вместо имени) указывает на предмет, признак предмета, количество предметов – см.пункты 1, 2, 3 (как у имен). Он, мой, несколько
5. Глагол – действие предмета – что делать? что сделать? Читать, любить, прилечь, влить
51. Причастие (особая форма глагола) – признак предмета по действию – какой? Принятый, любящий, открывший
52. Деепричастие (особая форма глагола) – добавочное действие при основном действии – что делая? что сделав? Играя, открыв
6. Наречие (неизменяемая часть речи) – признак действия, признак предмета, признак другого признака – как? какой? когда? где? зачем? и т.д. (Живите) дружно, (кофе) по-турецки, прекрасно (сделанный)
Служебные части речи
Х называется часть речи, которая служит для выражения Y.
Составим конструкцию, аналогичную приведенной выше.
Х (часть речи), Y (что выражает). Примеры:
1. Предлог. Зависимость существительного, числительного и местоимения от других слов в словосочетании и предложении. Примеры: в, на, из-за
2. Союз. Связь между однородными членами и простыми предложениями в составе сложного. И, или, как, потому что
3. Частица. Оттенки значения в предложении и различные формы слова. Не, разве, бы
4. Междометие (особая часть речи). Различные чувства и побуждения: ах, фу, прочь, тсс
Развитие культуры можно сравнить с деревом, которое растет вверх и вширь, ствол обрастает годовыми кольцами. Так культурное наследие разных эпох обрастает новыми знаниями.
Комментарии