search
main
0

История должна оставаться живой, зримой, осязаемой, волнующей, близкой

​Как можно воспитать настоящего гражданина? Что на это может повлиять? Может ли школа оказать существенное влияние на формирование личности или это прерогатива других социальных институтов?

Все это вопросы, которые неизбежно возникают и у родителей, и у преподавателей, и у тех, кто по долгу службы обязан заниматься этой нелегкой, но такой важной стороной деятельности школьной жизни – воспитательной работой. Практика и педагогический опыт подсказывают много новых инновационных путей решения проблем, связанных с воспитательной деятельностью, ведь мы каждую минуту помним, что на дворе XXI век, что у современных школьников свои потребности. В стремлении найти новые методы мы не всегда отдаем должное традиционным формам, хотя именно они сегодня (особенно сегодня!) оказываются способными привести к удивительным результатам. Для наших гимназистов такая возможность раскрылась в музейной педагогике.В наше время неизбежной включенности в гигантский, всепоглощающий поток ежедневной информации, череды постоянных забот, общих и личных, больших и малых, время необходимости принятия стремительных решений так важно в суете не упустить главное – верно определить координаты во времени и пространстве: не потерять себя в потоке истории, понять, что мы существуем не только сами по себе, но и как чье-то продолжение. Какими были наши деды, отцы, такими будут наши дети и внуки, для этого так важно стремиться быть сопричастным не только к событиям своей судьбы, но и к истории своей страны.Ни для кого не секрет, что история – предмет непростой. Но чтобы ее не только понять, но и прочувствовать, знакомиться с ней нужно не по строгим страницам учебников. История должна оставаться живой, зримой, осязаемой, волнующей… Близкой! Один из педагогических методов патриотического, правового, воинского, нравственного и эстетического воспитания учащихся отразился в созданном в нашей гимназии военно-историческом музее имени Маршала Советского Союза А.И.Еременко. Основой коллекции стали ценные экспонаты, состоящие из военной одежды маршала, его личных вещей, документов, портретов, появившихся в музее благодаря дочери генерала Татьяне Еременко, создающих такую неповторимую атмосферу, что, переступая порог военно-исторического музея, невольно переносишься в эпоху Великой Отечественной войны. Теплится у землянки «нашей в три наката» костер – «на поленьях смола, как слеза». «Мне в далекой землянке тепло от твоей негасимой любви», – негромкая мелодия тихо настраивает на воспоминания о рассказах собственных дедушек и бабушек, а рядом за стеклом – личные вещи героев. Как и на настоящей передовой, у нас условные иерархические границы стираются – в музее под одним стеклом находятся вещи и маршала, и рядовых солдат, их потускневшие от времени портреты и документы. Все это свидетельства своего времени, способные многое поведать пытливому уму юного исследователя.На базе музея работает кружок «История поискового движения», в программу которого входит знакомство с историей поисковых отрядов, их назначений, историей сражений ВОВ, основы археологии и основы военного дела. Именно в это время здесь происходит и непосредственное знакомство воспитанника с историческими материалами, что позволяет привлечь (точнее, увлечь) ребят к поисковой работе по увековечению памяти погибших воинов при защите Отечества в годы Великой Отечественной войны.Регулярно в музее проводят экскурсии и беседы с учащимися, причем для младших гимназистов их иногда ведут сами старшеклассники, тут организуют просмотры и обсуждение документальных и художественных фильмов, традиционные встречи с участниками боевых действий, ветеранами ВОВ и других войн, как правило, приуроченные к празднованию Дня Победы и другим памятным датам, когда в гимназии проходят уроки Мужества и встречи с военнослужащими. Методом погружения в конкретные судьбы, подвиги, трагедии воинов гимназисты успешно изучают в музее не только родную историю, но и иностранные языки, биологию, математику и многие другие предметы. В общении с ветеранами история оживает, все вокруг школьники воспринимают совсем по-другому. Порой ребята признавались, что даже дорога на дачу перестала быть однообразной, когда они узнали, что здесь проходили ожесточенные бои, а там когда-то была большая деревня, повсюду остались следы, казалось бы, так давно завершившейся войны. Важно, что во время этих бесед людей разных поколений происходит живое общение с москвичами, жизненный опыт и подвиги которых сами по себе уже несут в себе искреннюю любовь и преданность Родине.Наш музей осуществляет связь времен, дает уникальную возможность сделать своими союзниками в организации учебно-воспитательного процесса поколения тех, кто жил до нас, воспользоваться их опытом в области науки, культуры, образования. «Школьная среда тогда наполнена чувством патриотизма, когда в ней находятся рядом разные поколения: бабушки и дедушки, прабабушки и прадедушки, родители, педагоги и ученики. Только тогда дух патриотизма будет неизбежно передаваться от взрослых к детям и любовь к Родине не будет искусственно создана, а будет естественным проявлением человеческих чувств», – убеждена директор нашей гимназии Ирина Ильичева.В честь празднования памятных дат в нашей школе всегда проводят концерты, выставки, викторины, конкурсы. Как бы ни была заявлена их тема, все они пронизаны в первую очередь чувством гордости за свою страну. Но даже не это мы считаем самым главным, а то, что увлекает ребят больше всего, – непосредственно поисковая деятельность, которая была и остается одним из основных путей пополнения коллекции настоящих музейных экспозиций. Трудно передать эмоции и чувства ребят, когда они понимают, что своей работой могут помочь восполнить белые страницы истории чьих-то семей, а значит, своей страны.Поиск новых фактов, трофеев, их изучение – кропотливая работа. Здесь этому научит опытный руководитель кружка «История поискового движения» и военно-исторического музея гимназии Александр Михайлов Александр Вячеславович, который считает: «Только через исследование героического прошлого нашего народа можно понять и свое место в истории». Безусловно, полученные в кружке навыки впоследствии ученики смогут использовать в самых разных профессиональных областях: краеведение, археология, история. Сами ребята, неоднократно совершавшие походы, военно-полевые сборы военно-патриотического клуба «Возвращение», говорят, что важнее всего получить возможность «прикоснуться к истории своей страны, быть активными участниками, а не сторонними наблюдателями в возрождении, сохранении и передаче самого ценного в истории Отечества». В этой связи о школьном музее можно говорить не только как о форме организации учебно-познавательной деятельности (включение учащихся в поисковую, краеведческую работу на базе музея), но и как о средстве патриотического воспитания, поскольку он интегрирует различные возможности носителя содержания патриотического образования.Музейная педагогика стала одним из ключевых направлений деятельности в воспитательной работе педагогического коллектива гимназии №1409. Сегодня школьный музей помогает раскрыть значимость подвига народа в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов, подвиг Героев Советского Союза и России – тех, на кого нужно равняться, позволяет учащимся открывать для себя заново имена замечательных людей, настоящих патриотов нашей Родины. Наш музей, как и сама гимназия, пока очень молоды, и было бы несправедливым говорить, что в этой области для нас уже не осталось неизведанного, понятно, что такая, казалось бы, традиционная и хорошо известная всем форма работы способна помочь решить многие актуальные воспитательные задачи. Если же музейный кружок, секция включены в общую систему воспитательной работы, в которой учтены не только исторический, краеведческий, археологический, но и профориентационный потенциал, включено знакомство с известными музеями, это может стать реальной возможностью воспитания патриотических чувств юного гражданина нашей страны.Юлия АКМУЛОВА, заместитель директора по воспитательной работе гимназии №1409

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте