Работа в реке, полной крокодилов
Новый жанр учебной литературы – рабочие тетради, похоже, становится все более популярным блюдом на “Методической кухне”. В этом номере мы представляем комплект из трех рабочих тетрадей по истории для 5-6-х классов, выпущенный издательством “Русское слово”: “Введение в историю” (2-е изд.), “Древний Восток”, “Древняя Греция. Древний Рим” автора-составителя Н.Г.Пет╡овой. Хотя в аннотации к двум последним и указано, что они ориентированы на учебник А.А.Вигасина, Г.И.Годера и И.С.Свенцицкой “Древний мир”, но нам представляется, что по ним вполне можно работать, если вы предпочитаете учебники Н.Н.Трухиной.
В тетрадях много исторических документов. Помимо традиционных заданий, немало и таких, которые носят творческий и поисковый характер.
По помещенному в “Методической кухне” фрагменту одной из 3 тетрадей (“Древний Восток”) учителя вполне смогут составить представление об этих пособиях.
1. Обозначьте стрелкой на карте направление течения Нила. Напишите название моря, в которое он впадает. Где находились Верхний и Нижний Египет, дельта? – Отметьте их на карте. Эмблемой Верхнего Египта был лотос (водяная лилия), а Нижнего -…
2. Как обьясняли в древности разливы Нила? А что в действительности является причиной?
“Мнили неправильно встарь,
что Нила разливы родятся
Из эфиопских снегов…
…В старину считали напрасно
Делом Зефиров1 разлив;
ведь дуют они ежедневно
В твердо положенный срок
и воздухом долго владеют…
…Об отдушинах также подземных
Предположение есть,
о зияющих щелях в пещерах;
Струи сочатся туда
подземными ходами тайно
И под экватор текут
из холодных краев полунощных…
Тоже и так говорят:
Океан, окружающий Землю,
Сам, разливаясь вдали,
заставляет и Нил разливаться…”
(Лукан.Фарсалия).
3. О каких событиях обычно повествуется в летописях? Прочитайте фрагмент из древнеегипетской летописи и ответьте, какие события в Египте считались наиболее важными? Почему? Какие еще сведения можно узнать из этого документа?
Из древней летописи
Год Х+1 Рождение обоих детей царя Нижнего Египта.
Год Х+2 Постройка из дерева мер судна в сто локтей “Поклонение обеих земель” и 60 шестнадцатилоктевых царских барок. Разорение страны Нехси.2
Доставление 7000 пленных, мужчин и женщин, 200000 голов крупного и мелкого рогатого скота.3
Постройка стены Южной и Северной страны под названием: крепости Снофру. Доставление 40 судов с кедровым деревом.
Подьем Нила: 2 локтя, 2 пальца.
Сооружение 35 крепостей… Постройка судна “Поклонение обеих земель” из кедрового дерева и двух судов в сто локтей из дерева мер.
Подьем Нила: 5 локтей, 1 ладонь, 1 палец.
Год Х+4 Сооружение зданий “Высока корона Снофру на Южных вратах” и “Высока корона Снофру на Северных вратах”. Изготовление дверей для царского дворца из кедрового дерева.
Подьем Нила: 2 локтя, 2 ладони, 2 3/4 пальца.
4. Календарь египтян.
Впишите в календарь название месяцев. Когда начинался год в Египте? Какими событиями определялись сезоны? В какие месяцы крестьяне:
сеяли зерно _______________________
____________________________________________
собирали урожай __________________
____________________________________________
занимались строительством пирамид и храмов? ________________________
____________________________________________
5. Какое растение описывается в приведенном ниже тексте?
“Растет… не на глубоких местах, а там, где воды бывает локтя в два, а то и меньше. Корень у него с запястье сильного мужчины, длина больше, чем четыре локтя. Корни его употребляют вместо дерева не только на дрова, но и для изготовления разнообразной утвари: в них много красивой древесины… служит для многого: из него делают лодки, из коры плетут паруса, рогожи, некоторые одежды, подстилки, канаты и многое другое… является важнейшим подспорьем в питании: все местные жители жуют его в сыром, вареном и печеном виде, сок его высасывают, а жеваную массу выплевывают”.
(Феоф╡аст. Исследование о растениях).
6. Многие древнеегипетские слова сохранились в современных языках в неизменном виде. Например, “оазис”, “ибис”, “базальт”, “химия”. Постарайтесь продолжить этот перечень.
7. Занятия древних египтян.
Рассмотрите внимательно эти рисунки и прочтите фрагменты египетских текстов. Какие занятия и ремесленные специальности нашли в них отражение?
По горизонтали:
1 – “Каждый мастер, работающий теслом, устает более землепашца. Поле его – дерево…”
2 – Рис.1.
3 – Рис.2.
4 – “Хуже ему, чем занимающему должность всякую. Смотри, разве его работа не в реке, полной крокодилов?”
5 – “…с посудой весь свой век в жизни”
6 – Рис.3.
По вертикали:
7 – Рис.4.
8 – Рис.5.
8. Как вы знаете, фараон давал вельможам различные поручения, а также назначал на должности. Наиболее почетными считались следующие:
“Начальник всего, что дает Небо и Нил” _________________________________
____________________________________________
____________________________________________
“Начальник работ”_________________
____________________________________________
____________________________________________
“Начальник “Дома оружия”_________
____________________________________________
____________________________________________
Предположите, за что отвечали эти вельможи? Ответы запишите.
9. Ознакомившись с материалами учебника и приведенными ниже документами, рассмотрев карту в атласе, перечислите товары, которые египтяне привозили из других стран. Что египтяне вывозили из своей страны?
Из жизнеописания вельможи, побывавшего в стране, расположенной к югу от Египта.
“Спустился я с 300 ослов, нагруженных благовониями, черным деревом, ладаном, шкурами барсов, слоновыми бивнями…”
Из завещания фараона.
“Послал я своих людей с поручением в пустыню1 к большим медным рудникам… И вот их ладьи полны медью. Другая часть меди отправлена посуху, навьючена на их ослов… Отправил я дворцовых служителей и вельмож в пустыню… Доставили… серебро, золото… диковинную настоящую бирюзу…”
Из надписи, сделанной по приказу фараона на каменной плите.
“Из города Библ возвратились в Египет сорок судов, доставивших каждое по 100 локтей дерева ливанского кедра”.
Из надписи на храме.
“Погрузка кораблей великой чудесами страны Пунт2: всяким прекрасным благовонным деревом, эбеновым деревом, чистой слоновой костью, необработанным золотом, павианами, обезьянами, охотничьими собаками, шкурами леопардов, людьми и их детьми”.
10. С помощью соединительных линий составьте пары из перечисленных богов и священных животных.
Анубис Бык
Гор Корова
Нут Ибис
Тот Кошка
Бастет Шакал
Себек Крокодил
Апис Сокол
Не знают места, откуда он,
И не нашли пещер
его в писаниях.
Ликуют юноши
и дети твои
И приветствуют
тебя как царя…
11. Каким богам посвящены эти строки?
И стал свет после того,
как ты ___________возник,
Озарил ты Египет лучами своими,
Когда диск твой засиял.
Могуче сердце твое,
О Великая, ставшая
небом __________
Растут растения
по воле его,
И родит ему поле пищу.
Покорно ему небо
и звезды его,
И открыты ему врата великие.
____________________
Приди, о божественная… Укройся с юным сыном, пришедшим к нам. Когда же окрепнет тело его и достигнет он полной силы, да поможешь ты возвести его на престол отца и завладеть саном владыки обеих Земель.
____________________
12. Прочитайте в учебнике соответствующие документы и попробуйте написать сценарий небольшой пьесы, выбрав один из сюжетов: “Приключения Синухета”, “Хитроумный полководец Джхути”, “Битва при Мегиддо”, “Эхнатон и Нефертити”, “В египетской школе”. Разыграйте с одноклассниками эти сценки.
NB!
В издательстве “Просвещение” вышел новый учебник “Мир в XX веке”, предназначенный для 10-11-го классов общеобразовательных учреждений. Он создан авторским коллективом, возглавляемым доктором исторических наук профессором О.С.Сороко-Цюпой. Все авторы являются преподавателями исторического факультета МГУ.
В основе концепции учебника цивилизационный подход. Авторы рассматривают XX век в контексте борьбы за модернизацию и реформы. Считая мир единым цивилизационным целым, ученые показывают, что раньше всех на путь модернизации встали ведущие страны Западной Европы и США. На протяжении XX века на путь модернизации постепенно вставали другие государства мира, этот процесс не завершился и до сих пор.
Учебник имеет методические и дидактические решения, даны исторические карты.
* * *
Учебник для 5-го класса “Рассказы по родной истории” (авторы Н.И.Ворожейкина, В.М.Соловьев, М.Т.Студеникин, издательство “Просвещение”) предназначен для обязательного подготовительного курса по отечественной истории и включен в Федеральный комплект учебников на 1996-1997 учебный год.
Он состоит из очерков о важнейших событиях истории России, о жизни и быте наших предков. Они написаны занимательным и доступным для детей 10-11 лет языком. “Рассказы по родной истории” призваны дать первоначальные знания и развить интерес к предмету.
Настоящее второе издание этого учебника переработано и дополнено в соответствии с пожеланиями учителей. В учебнике содержится немало новейших методических находок, которые вместе с цветными иллюстрациями и картами позволят учителям организовать эффективную работу учащихся на уроке и дома.
Листовка “для школьных нужд”?
Что вы скажете, если вам попадется книга “Сокращенный курс русской истории”, где на обороте титула начертано:
“Книга ОДОБРЕНА и РЕКОМЕНДОВАНА Комитетом народного образования мэрии Санкт-Петербурга в качестве учебного пособия для учащихся средних и старших классов”?
Прекрасно? Не спешите! Прочтите сперва страничку “От издателя”, сочиненную Владимиром Голубевым, и вы поймете, что в книгу вставлена провокационная листовка, зовущая, в сущности, школьников на баррикады. Судите сами:
“К 1994 году все в России уже отчетливо стали понимать, что под флагом демократии к власти пришли криминальные структуры”. “…Могучее государство ввергнуто в хаос. Первый российский президент Б.Н.Ельцин оказался неспособным остановить разрушительные процессы в обществе. Все выше поднимается смертность над рождаемостью, убийства, грабежи, распутство, казнокрадство, мошенничество и даже мародерство стали привычным явлением, как слякоть гнилой осенью”. “Новая история определит своих лже-Дмитриев”…
Какой вывод должны сделать подростки? Забросить подальше учебники и срочно идти в партизаны либо бежать за границу от такой страны и такого народа.
Может быть, скоро начнем агитацию с детского сада?
Обидно за книгу. Книга-то хорошая. Ее автор – известный историк Сергей Федорович Платонов. Но смущает издательская (“Штиль”, С.-Петербург, 1994) приписка:
“Шлите заявки, желательно от школ… 199397, С.-Петербург, а/я 328. Книга будет переиздаваться!”
С листовкой Владимира Голубева? Не дай Бог!
Кирилл КОВАЛЬДЖИ
Комментарии