В гости в Россию со своими учебниками приехали из Киева ученые, авторы, методисты и учителя. Институт всеобщей истории РАН, российско-украинская комиссия историков и Министерство культуры РФ в конце февраля организовали семинар, посвященный проблемам подготовки учебников по всемирной истории.
Проходил он не в виде скучных заседаний с докладами и прениями, а как «круглый стол», где главным был живой обмен мнениями и опытом.
Для многих суверенных государств, образовавшихся на постсоветском пространстве, вопросы исторического образования решаются в одном ключе. Прежде всего они стараются рассматривать свою национальную историю в мировом контексте и в соответствии с этим выстраивать концепцию учебников по всемирной истории. На семинаре рассматривались вопросы структуры, периодизации, распределения материала. Но наибольший интерес вызвала проблема идеологии учебников – что они должны нести детям, какие мировоззренческие и нравственные установки у них формировать, какой взгляд на историю и сегодняшний день других народов вырабатывать. И еще: нужно ли преподносить только факты и смогут ли школьники сами дать оценку тем или иным событиям?
Хотя многие вопросы преподавания истории, особенно новейшей, вряд ли будут сняты с повестки дня в ближайшее время, подобное общение очень важно. Оно создает основу для взвешенного подхода к освещению мировой истории и культуры, атмосферу толерантности и такта, уважительного отношения друг к другу, понимания того, что нас сближает.
О подробностях дискуссии читайте в следующих номерах «УГ».
Комментарии