Подвиги, примеры героизма, самопожертвования, которыми так богата история нашей Родины, оставили глубокий след в исторической памяти поколений и сформировали лучшие черты национального характера граждан России. Эти события находят живой эмоциональный отклик в душах детей и педагогов, определяют их интерес к событиям отечественной истории, дают мощный заряд гражданственности и патриотизма.
Именно поэтому так высока роль музеев военно-исторической, краеведческой направленностей в образовательных учреждениях, являясь важной структурой в общественной жизни школы, они служат источником необходимых знаний по истории и культуре.Широкий арсенал средств музейной педагогики уже много лет используют в своей работе педагоги школы №1694 «Ясенево».На базе учебных корпусов располагаются три музея различной направленности.Краеведческий музей района Ясенево, созданный по инициативе директора школы Вячеслава Александровича Бокарева, открыл двери для своих первых посетителей 5 декабря 2007 года.Экспозиция музея рассказывает об истории становления района, бывших поселениях, на месте которых возник новый район, архитекторе Я.Б.Белопольском, под руководством которого был разработан план застройки района. В музее хранится макет района, созданный творческой мастерской при «Моспроекте-1» в 1975 году, который с удовольствием изучают посетители, сравнивая задуманное при проектировании района и то, каким сегодня стал наш район.Краеведческий музей района Ясенево стал для учеников школы и жителей района отражением их собственной жизни, а также «ближней» истории – «малой родины», где живут наши ученики и их родители.В системе историко-краеведческого воспитания важное место занимает экскурсионно-массовая работа, которая предполагает подготовку и проведение экскурсий, а также использование музея в общественной жизни школы, включение его в единую систему учебно-воспитательной и исследовательской работы школьного коллектива.Являясь социокультурным центром района, школа организует на базе музея культурно-досуговую деятельность для жителей Ясенева.19 февраля 2009 года начал свою работу военно-патриотический музей героев отечественных войн и военных конфликтов «Василий Теркин».В основу его экспозиции легли материалы, переданные ветеранами 59‑й Краматорской Краснознаменной орденов Суворова, Богдана Хмельницкого стрелковой дивизии.Ветераны передали множество подлинных фотографий, записей и документов о боевом пути дивизии, а ребята, побывавшие в экспедиции по местам боевой славы на Смоленщине, пополнили экспозицию музея экспонатами, найденными при раскопках.Очень важно, что в школьном музее ребята имеют возможность заниматься исследованием подлинных музейных предметов, являющихся памятниками истории и культуры. Подлинность документа рождает подлинность чувства у школьников, работающих с этими документами, эмоциональное переживание, соучастие.Созданные ими исследовательские работы – это результат воздействия музейной педагогики на конкретного ребенка, а со стороны учащегося – попытка выразить свое отношение к исследуемому предмету и оставить музею свидетельства своих переживаний и размышлений.В 2017 году музей расширил свою экспозицию. Мы решили не ограничиваться историей Великой Отечественной войны и на основе проектных работ учащихся, затрагивающих интересующую их тематику Первой мировой войны и Отечественной войны 1812 года, участия детей в событиях тех далеких лет, родились материалы, которые заняли свое место в новых витринах музея.Музей героев «Василий Теркин» является не просто особым учебным кабинетом школы, но одним из воспитательных центров открытого образовательного пространства района, активно сотрудничает с Советом ветеранов №8 Ясенево.Музей обладает огромным образовательно-воспитательным патриотическим потенциалом, так как он сохраняет и экспонирует подлинные исторические документы. Эффективное использование этих материалов для воспитания гражданского самосознания, высокой нравственности является одной из важнейших его задач.Еще одна музейная площадка была открыта в мае 2006 года, на ней размещается «Музей детства», в котором собраны экспонаты, рассказывающие о жизни, быте, увлечениях и интересах детей в разные исторические эпохи.Этот музей очень любят ребята дошкольного и младшего школьного возраста. Они с удовольствием рассматривают предметы быта конца XIX века, узнают о том, как и чему учились их сверстники на Руси, очень удивляются, что в блокадном Ленинграде, несмотря на войну, продолжалось обучение в школах, с неподдельным интересом рассматривают советскую пионерскую и школьную форму, игрушки, в которые играли их родители.На сегодняшний день, имея хорошую музейную базу и опыт в реализации музейных технологий, педагоги школы №1694 ставят перед собой задачу средствами музейной педагогики пробуждать интерес современного школьника к истории, воспитывать в нем гордость за свою страну, свой город, район, свою школу, формировать его созидательный, нравственный и духовный облик гражданина и патриота.Участие школьника в работе музея дает ему понимание того, что жизненный успех и самореализация отдельной личности неразрывно связаны с историческими судьбами Родины, с ее прошлым и будущим. Можно без преувеличения сказать, что от того, насколько успешно и эффективно будет развиваться школьный музей сегодня, зависит и нравственный облик будущего гражданина России.Жанна НАУМЕНКО, педагог-организатор школы №1694 «Ясенево»
Комментарии