Проходя по улицам больших и малых городов, можно заметить на фасадах домов «дощечки» с надписями и изображениями. Порой это своеобразные памятники искусства, по которым можно, пусть и бегло, но самостоятельно, познакомиться с историей города, жизнью людей, его знаменитыми жителями и знаменательными событиями. Такие доски принято называть мемориальными. Что они собой представляют и зачем нужны? Какое влияние оказывают на формирование мировоззрения подрастающего поколения, рассказывая о героях и исторических событиях?
На эти и другие вопросы мы постарались найти ответы в ходе нашего исследования, которое поможет сохранить объекты культурно-исторического наследия, передать потомкам накопленные знания, а возможно, восстановить или вновь установить памятные знаки на местах знаменательных событий.
Цель исследования: изучить материалы по установке мемориальных досок в историческом центре города Кирова и создать квест – игру для проведения экскурсий.
Объект исследования: мемориальные доски.
Предмет исследования: мемориальные доски города Кирова как часть исторического наследия старой Вятки.
Задачи исследования:
– подобрать информационный материал по теме;
– изучить историю и критерии установки мемориальных досок;
– провести опрос общественного мнения по теме исследования;
– установить нахождение мемориальных досок в выделенных границах исторического центра города Кирова;
– создать квест – игру для проведения экскурсий по мемориальным доскам города Кирова.
Гипотеза исследования: если мы соберём интересные материалы по истории и местонахождению мемориальных досок исторического центра города Кирова, то сможем создать квест для проведения экскурсий.
Методы исследования: теоретические (анализ, синтез, сравнение, обобщение); эмпирические (наблюдения, анкетирование).
Для сбора необходимой информации были отобраны, изучены и проанализированы различные документы и материалы по теме исследования. Свой поиск мы начали с посещения областной научной библиотеки имени А.И. Герцена и Кировского областного краеведческого музея. Полученные сведения легли в копилку информационных материалов нашего исследования.
При использовании методического приема «ход от словаря» для толкования терминов и понятий были взяты «Толковый словарь русского языка» С.И.Ожегова Н.Ю.Шведовой, «Словарь иностранных слов», энциклопедии и справочники.
Для гражданско-патриотического воспитания учащихся средствами музейной педагогики и краеведения были использованы статьи из периодических изданий: Александрова Ю.Н., Бирюкова П.А. в журнале «Образование в современной школе» (2005. № 4. С. 9-12) и Гера Р.Д. в журнале «Воспитание школьников» (2005. №10. С. 6-8). Для подготовки и правильного проведения экскурсий и мероприятий, проанализирована книга Емельянова Б.В. «Экскурсоведение».
1. Историческое наследие Старой Вятки (на примере мемориальных досок)
1.1. Мемориальная доска как знак памяти
Проходя по улицам города, любой человек может подойти к дому с мемориальной доской, прочитать текст, посмотреть на изображение и погрузиться в правдивую историю, которую можно сравнить с хорошим фильмом или интересной книгой.
Мемориальная доска – знак, устанавливаемый на недвижимых историко-культурных объектах (или внутри их) или памятных местах и фиксирующий их связь с историческими событиями или выдающимися деятелями.
Появление такого понятия, как мемориальная доска, в русской культуре приходится на начало XIX века после войны 1812 года. Далее мемориальное увековечение продолжалось, но никак не декларировалось. И только в ХХ веке были заложены правила установки мемориальных досок декретом «О памятниках республики», подписанным В.И. Лениным 12 апреля 1918 года. В настоящее время, согласно действующему законодательству, мемориальные доски являются лишь информационными надписями, установленными на объекте культурного наследия. Но доски, выполненные профессионально, по праву можно считать монументальными скульптурными произведениями.
Помимо сохранения памяти, доски становятся украшением зданий, образовательными и познавательными элементами для людей. Они привлекают к себе внимание, являясь настоящими памятниками искусства. В каждом городе существует положение, в соответствии с которым устанавливаются мемориальные доски. Мы познакомились с положением о мемориальных досках города Кирова, которое помогло нам составить и откорректировать план дальнейших действий, выделив главные направления исследования.
1.2. История возникновения мемориальных досок
Мемориальные доски выступают наиболее массовой формой увековечивания исторической памяти общества художественными средствами наряду с памятниками архитектуры и скульптурными сооружениями. «Прародителями» мемориальных досок были надписи, сделанные на стенах пещер, сооружений и зданий, на стелах, арках, колоннах, монетах, на надгробных плитах или камнях. Некоторые из них сохранились до сих пор, пройдя в своем развитии длинный путь и отражая становление мировоззрения общества.
Самые первые из ныне существующих досок находятся в Москве. На резных досках Спасской башни Кремля помещены надписи на русском языке со стороны Кремля и на латыни со стороны Красной площади, они зафиксировали историю построения в 1491 году Спасской (Фроловской) башни архитектором Пьетро Антонио Солари.
Позднее мемориальные доски были установлены в Петербурге. Первая появилась на стенах Казанского собора, на ней увековечено имя архитектора А.П. Воронихина. С XVIII века досками стали отмечать уровень воды при наводнениях. (См. Приложение 1, рис.1) После введения в Петербурге городового положения 1870 года принято решение об установлении памятных досок на возведенных строениях. К числу достойного внимания были отнесены павильоны Сенного рынка, здание городской скотобойни, Петровской пожарной части и пожарного депо.
В конце XIX — начале XX вв. в Москве были установлены памятные доски, посвященные известным людям. Три из них сохранились и поныне на домах, где жили А.В. Суворов (ул.Большая Никитская, 42), А.Н. Скрябин (Большой Николопесковский переулок, 11 и на доме, где родился Н.И. Пирогов (Мельницкий переулок, 12). С этого времени началась массовая практика установки мемориальных досок по всей России.
1.3. Критерии установки мемориальной доски
Форма мемориальной доски, ее место на фасаде здания очень важны для создания выразительного памятника, несущего конкретную историческую информацию. Именные и «событийные» доски, как правило, легко читаются, быстро и надолго запоминаются, так как художественное отражение события выполняется в виде текстовой лаконичной надписи. Для установки мемориальных досок существуют определённые критерии:
– значимость события, в честь которого происходит открытие памятника. Если мемориальная доска будет освещать заслуги какой-либо личности, то все достижения должны быть официально признаны и подтверждены архивными или наградными документами,
– срок со дня смерти лица, в честь которого устанавливается мемориальная доска. Установка доски происходит не ранее, чем через десятилетие после кончины удостоенной личности или свершившегося события. Ограничения по срокам установки снимаются, если это лица, награжденные званиями Герой Социалистического Труда, Герой Советского Союза, Почетный гражданин города и т. д. Иногда по решению специальной комиссии сроки могут быть уменьшены, но минимальный срок все равно составляет два года.
– место расположения будущей доски. В большинстве случаев в границах одного территориального образования устанавливается одна мемориальная доска, отражающая память о личности. Это могут быть место работы, место жительства или другие знаковые места, которые связаны с жизнью и деятельностью человека. Кроме того мемориальная доска не может находиться на зданиях зрелищно-массового назначения (музей, театр, галерея, концертный зал, Дом Культуры).
1.4. Виды оформления мемориальных досок
Наибольшее значение в оформлении мемориальных досок имеет «архитектура» шрифта, общий рисунок текста, построение букв. Композиция доски может быть дополнена скульптурным портретным изображением или другими элементами декора. Приняты следующие виды оформления, которые мы рассмотрели на примере мемориальных досок города Кирова:
– мемориальные доски, содержащие только текст. Надпись всецело может раскрыть событие. Одна из таких досок посвящена вятскому купцу и меценату Якову Алексеевичу Прозорову, которая располагается по адресу: ул. Московская, д. 33. (cм. Приложение № 1, рис.2)
– мемориальные доски, в которых, помимо текста, включены портретные изображения и декоративные элементы. В городе Кирове много таких досок, и одна из них в честь Юрия Владимировича Тухаринова (1927 – 1998), советского военачальника, генерал-полковника, участвовавшего в выводе советских войск из Афганистана, находится по адресу: ул. Преображенская, д.16 (см. Приложение № 1, рис. 4)
– мемориальные доски, в которых, помимо текста, включены различные барельефные изображения. Бронзовый барельеф может исполняться без надписи или надпись пишется отдельно на плите. Изготовление барельефов, происходит по алгоритму и не ограничено в размерах. Ярким примером служит доска, установленная в честь знаменитого поэта и публициста 20 века Владимира Владимировича Маяковского (1893 – 1930) и расположенная по адресу: улица Ленина, д.111. Система крепления мемориальной доски изготавливается внутри изделия, барельеф также получает систему крепления к стене (см. Приложение № 3).
Таким образом, при установлении мемориальных досок необходимо обязательно учитывать критерии их установки и виды оформления.
1.5. Материалы для изготовления мемориальных досок
Изготовление мемориальных досок является одним из доступных способов сохранения исторической памяти. Главная задача заключается в поиске эскизного решения будущей доски. Для этого надо много поработать: сравнить свои ощущения с окружающим пространством, перевоплотиться в героя творческого процесса, пережить определённые эмоции, связанные с поиском. Художник, создающий мемориальную доску, раскрывает образ героя, а размер и материал – это лишь средства для достижения цели.
Важную роль в композиционном решении играют технические вопросы: согласованность текста, шрифт, расположение надписи на доске. Для облегчения этой задачи изготавливается модель или точная копия в мягком материале и в уменьшенном размере. После утверждения рабочей модели произведение изготавливается в полную величину.
По размеру мемориальная доска может быть небольшой, но важно учитывать размеры фасада здания и высоту места, где планируется установить её. Для этого изготавливают шаблон из фанеры, по размерам соответствующий оригиналу, и прикладывают на здание. Даже гениальный скульптор М.К.Аникушин использовал шаблоны на месте установки, чтобы до конца убедиться в правильности выбора размера памятной доски.
Мемориальные доски могут быть изготовлены из разных материалов: мрамор (56,5 %), чугун (12 %), бронза (10,5 %), гранит (8,5 %); силумин (6,5 %); гипс, медь, сталь, холст, бетон (очень редко); лабрадорит, ДСП, кирпич, плексиглас, (в единичных случаях). Для досок в городе Кирове характерны применение традиционных техник (чеканка, ковка, литье) с учетом особенностей материалов. Большая часть выполнена из меди и алюминия методом чеканки. Распространены доски из оргстекла и пластика. Мемориальные доски, установленные в начале XXI века, выполнены в современной технике – фотокерамике. После монтажа на здание даётся гарантийный срок эксплуатации любой мемориальной доски.
1.6. История мемориальных досок в городе Кирове
Кировчанам не приходится жаловаться на нехватку в городе мемориальных досок. Но, судя по большинству из них, история города начались только в 1917 году, а предыстория лишь немногим ранее – в 1905-м. Так, на доме № 73 по улице К.Маркса, где сейчас располагается детская библиотека им. Александра Грина, есть доска со следующим тестом: «Памятник истории. В этом здании 10 октября 1905 г. состоялся митинг протеста против царского манифеста 17 октября. 18 октября с балкона перед участниками митинга выступал председатель вятского комитета РСДРП В.А. Горбачев, призвавший массы к свержению самодержавия и установлению демократической республики. С 5 по 8 января 1918 г. проходил первый губернский съезд Советов рабочих, солдатских и крестьянских депутатов». (См. Приложение №1, рис.4)
Художественная составляющая мемориальных досок своим стилем и содержанием воплощает традиционные для России идеалы человека – воина и государственного деятеля. Несмотря на все изменения, произошедшие в стране и обществе в конце ХХ века, мемориальные доски прошлых лет сохраняют дух времени, в которое были созданы, сохраняют память о событиях и отношение современников к этим событиям.
Сегодня очень трудно ответить на вопрос, сколько всего в Кирове и области насчитывается мемориальных досок. Найти какие-то обобщенные сведения, специальные исследования, посвященные классификации и происхождению мемориальных досок нам не удалось. В открытых источниках попадаются только разрозненные сведения об отдельных досках, размещенных на территории города Кирова. Единого реестра, доступного для изучения всем желающим, просто не существует. Сейчас в городском управлении культуры ведется работа по подсчету каждой мемориальной доски. Но сбор, классификация и электронная подготовка такой сводной информации, разумеется, потребует длительного времени.
1.7. Функции мемориальных досок
Исходя из статистических данных, в городе Кирове преобладают мемориальные доски военным лицам и гражданам, внесшим свой вклад в ратные подвиги во имя Родины, государственным деятелям, представителям культуры и медицины. На втором месте – доски, установленные на зданиях, значимых для истории города. В последнее время общественность проявляет широкую заинтересованность в установке мемориальных досок как вида исторической памяти.
При изучении памятных досок рассматривают три функции этих коммеморативных знаков. Благодаря историко-мемориальной функции происходит «очеловечивание» истории и для наших современников создается возможность зримее вообразить ту или иную эпоху через содержание события, роль человека в нем или строку биографии исторического деятеля.
Художественно-эстетическая функция не просто подкрепляет или усиливает историко-мемориальную функцию. Несмотря на сходство с текстом СМИ, мемориальный текст существенно отличается от него и становится фактом искусства. На данную функцию конкретной памятной доски может оказать влияние присутствие на фасаде того же дома другой, отличающейся по стилистике, доски или коммерческой рекламы. При размещении на ограниченном пространстве фасада здания доски необходимо учитывать особенности не только архитектуры дома, но и стиля памятных знаков, что уже находятся на нем. В ином случае городское пространство может получить образец эклектики в худшем смысле этого понятия.
Информационно-коммуникативная функция мемориальных досок основывается на первых двух и «вырастает» из них. Ее осуществление становится возможным благодаря сочетанию присущих мемориальной доске вербальных и невербальных способов воздействия на человека.
Исследование исторического центра города Кирова
Основная часть мемориальных досок находится в центральной исторической части города Кирова. Это объясняется тем, что здесь жили и творили многие известные художники, писатели, ученые, политические деятели.
Мы исследовали исторический центр города и рассмотрели его границы. Комплекс улиц был сформирован согласно \”Плану губернского города Вятки\” от 1812 года. Cтарая Вятка ограничивалась улицами Луковицкой с севера (современная улица Профсоюзная), Гласисной на западе (Октябрьский проспект), Большехлыновской с юга (улица Блюхера). С юга старая Вятка ограничивалась улицами Кикиморской (Водопроводная) и Пятницкой.
В Вятке до конца 18 века была радиальная планировка: улицы лучами расходились от кремля. По новому плану 1784 года, после указа Екатерины II, Вятка приобретала параллельную планировку: улицы шли прямыми линиями с севера на юг, с запада на восток, пересекались под прямыми углами и разбивали город на кварталы. Первый градостроительный план был составлен Филимоном Меркурьевичем Росляковым, в которм было 16 улиц и 6 площадей. Через канавы и овраги внутри города планировалось строить мосты. Первыми построили два больших каменных дома для губернских учреждений (присутственные места), потом стали застраивать Московскую, Спасскую, Преображенскую улицы. Первый мост, который соединял старейшую часть города с Монастырской и Кикиморской слободой, был построен через овраг Засора.
Таким образом, исторический центр и ансамбль улиц сложились в Вятке в конце 18 века. Для лучшей визуализации территории исторической части центра мы сделали наложение \”Плана губернского города Вятки\” и современной карты. Наложение было произведено с помощью сервиса \”Яндекс. Карты\” (См. приложение 1, рис.1,2).
2.1 Проведение анкетирования среди учащихся физико-математического лицея
Для определения необходимости и значимости исследовательской работы учащимся было предложено ответить на вопросы анкеты «Знаете ли Вы?»:
1. На какой улице Старой Вятки наибольшая концентрация мемориальных досок?
2. Кому установлена мемориальная доска в первом корпусе Кировского физико-математического лицея? 3. Какой период российской истории отражают мемориальные доски старой Вятки? 4. Когда и в честь кого была установлена в городе Кирове последняя мемориальная доска? 5. Есть ли необходимость в создании квест-игры и разработке на ее основе экскурсионной программы?
Результаты опроса 70 респондентов показали следующее:
1. 68% ответили правильно на первый вопрос о том, что это улица Ленина.
2. 95% опрошенных дали верный ответ о Плетневе Денисе Евгеньевиче, участнике боевых действий в Чечне.
3. 15% респондентов дали правильный ответ о том, что мемориальные доски посвящены периодам становления Советской власти и гражданской войны, а также периоду Великой Отечественной войны.
4. 4% опрошенных дали ответ о том, что последняя мемориальная доска установлена в 2017 году на улице Орловской и посвящена В.М.Молотову.
На данном этапе мы использовали методы анкетирования и математической обработки данных и выяснили, что учащиеся желают узнать более подробно о расположении мемориальных досок, о людях и событиях которым они посвящены.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что учащиеся лицея заинтересованы в изучении истории города и есть необходимость создания квеста, а так же разработке на его основе экскурсионной программы.
2.2. Примеры мемориальных досок в городе Кирове
История – это процесс деятельности людей, образующий связь между прошлым, настоящим и будущим. На развитие исторического процесса влияет множество факторов, среди которых большую роль играет человек, который ведет общественную деятельность. Роль человека особенно возрастает, если он имеет непосредственное отношение к власти или участвует в главных исторических событиях. Г.В. Плеханов отмечал, что история делается людьми и деятельностью каждой отдельной личности, занимающей активную жизненную позицию, вносящую свой труд и теоретические поиски на благо и во имя Отечества. Определенный вклад в развитие той или иной сферы общественной жизни – это уже вклад в исторический процесс в целом.
Французский писатель Ж. Леметр писал, что все люди участвуют в создании истории. Значит, каждый из нас хотя бы в самой малой степени обязан содействовать ее красоте и не давать ей быть слишком безобразной. Все наши дела и поступки тем или иных образом воздействуют на людей, которые нас окружают. Поэтому всем нам важно знать, где, когда и как проявил себя человек, именем которого названа улица или площадь, почему именно ему открыли и посвятили мемориальную памятную доску на доме, здании или в каком-либо общественном месте.
В городе Кирове находится большое количество мемориальных досок, посвященных людям, которые сыграли значительную роль в истории города и страны, внесли свой вклад в развитие науки, культуры и искусства. Для удобства мы разделили самые значимые для истории нашего города на два блока: доски, расположенные вдоль улицы Ленина (см. приложение №3) и доски – вдоль улицы Спасской (см. приложение №4) и на улице Пятницкой (см. приложение №5, рис.1,2). Затем собрали и обработали информационные материалы, сделали снимки досок и приступили к созданию игры.
2.3. Разработка и оформление игры-квеста
В результате проведенного исследования и по инициативе учащихся лицея, неравнодушных к судьбе родного города, его историческому наследию, было решено
составить экскурсионную программу в виде игры
Участники экскурсии, решая задания квеста, получают информацию о местоположения мемориальной доски
узнают новую информацию о
знаменитых вятчанах, жителях города, известных людях, бывавших, живших и трудившихся в нашем городе
Квест предполагает наличие следующих типов заданий: анаграммы, кроссворды, определение исторической личности по краткому описанию, арифметические примеры с историческими датами.
Для отбора необходимых информационных материалов и фотодокументов мы посетили областную научную библиотеку имени А.И. Герцена. Часть сведений была получена при посещении Кировского краеведческого музея.
Разработка игры-квеста проходила следующим образом:
– согласование концепции и стилистики игры с руководителями работы;
– отбор и анализ информационного и фотографического материла, компоновка материалов согласно идее игры;
– получение, редактирование и оформление всех исходных материалов;
– создание чернового варианта и его утверждение;
– цветовое и стилистическое решение и его утверждение.
Пробный экземпляр игры-квеста был подготовлен и проведен с учащимися лицея, которые были очень заинтересованы, получили много новых сведений и положительных эмоций. Материалы игры можно дополнять и варьировать в зависимости от ситуационных моментов.
Таким образом, на основе данного квеста возможно проведение экскурсий для учащихся не только Кировского физико-математического лицея, а также для всех желающих, которые могут узнать много нового об истории родного города и людях, прославивших его, а так же мемориальных досках в их честь (см. приложение №6).
Заключение
В ходе проведенного исследования, мы достигли поставленной цели и познакомились с мемориальными досками центральной части города Кирова. Все поставленные задачи нами выполнены. Мы нашли интересную информацию о мемориальных досках, проследили исторические судьбы лиц, имеющих к ним отношение. Кроме того, провели анкетирование и узнали мнение лицеистов об истории города на примере мемориальных досок.
А чтобы наша работа не была голословной и принесла пользу в воспитании подрастающего поколения, мы разработали и оформили квест-игру и экскурсионную программу на его основе, подтвердив тем самым гипотезу нашего исследования.
Все мемориальные доски являются источниками для извлечения исторической информации, на основе которой реконструируется прошлое. Это поможет учащимся в изучении исторического наследия и взаимосвязи таких компонентов как «роль личности в истории», «связь времен», «память поколений», «преемственность» и станет информационной базой не только для проведения уроков, но и различных мероприятий как внутри лицея, так и с привлечением социума.
Родина у нас одна. Но у каждого в ней есть свой уголок, с которого она начинается. Для нас это любимый город Киров.
Библиография
1. Беседина Е.А. и др. «В этом здании жил и работал…»: мемориальные доски как образ исторической памяти // Искусство и зритель: Сб. статей / Труды исторического факультета СПбГУ. – СПб. : 2013.- С.45-67.
2. Бирюкова П.А. Гражданско-патриотическое воспитание учащихся средствами музейной педагогики. // Образование в современной школе, 2005.- № 4.- С. 9-12.
3. Богуславский Г.А. Город должен говорить // Ленинградская панорама. 1982.- № 11. – С. 34-35
4. Гера Р.Д. Воспитание патриотизма средствами краеведения. // Воспитание школьников. – 2005. – №10. – С. 6-8.
5. Декрет о памятниках Республики / Декрет СНК от 12 апреля 1918 года. – Декреты Советской власти. Том II. – М.: Политиздат, 1959. – С. 95-96.
6. Динамика коллективной памяти // Империя и нация в зеркале исторической памяти. Сб. статей. / И. Герасимов и др.
7. Емельянов Б.В. Экскурсоведение. – М.: Советский спорт, 2004. – 250с.
8. Ефремова Н.Н. Мемориальные доски Петербурга: справочник.-СПб.: 2011
9. Материалы и документы из архивов краеведческого музея города Кирова.
10. Мемориальная доска как знак исторической памяти // Сохранение историко-культурного наследия – будущее Санкт-Петербурга: Сборник материалов Всероссийской НПК. 18 апреля 2013 года. – СПб.:2013.- С.61-63.
11. Нагорский Н.В. Музей как открытая педагогическая система. // Педагогика. – 2005. – № 4. – С.31-36.
12. Ожегов С.И. и др.Толковый словарь русского языка.– М.:2003.- С.350
13. Песков, О.В. Мемориальные доски Москвы. – М.:2005.
14. Психология памяти // Под ред. Ю.Б. Гипперейтер и др.- М., 1998. – С. 419.
15. Столяров Б.А. Музейная педагогика. – М.: 2004. – 244с.
16. Святославский А.В. История России в зеркале памяти. Механизмы формирования исторических образов. М.: 2013.
Интернет-ресурсы:
http://www.nashavyatka.ru/projects/streets/3.html
http://gaspiko.ru/vyatka/
http://www.zsko.ru/kirovreg/history/
http://www.herzenlib.ru/
Павел Бердников, ученик 9 «В» класса
Руководители:
Александр Шибанов, учитель истории и обществознания,
Галина Русских, учитель основ проектирования
Кировский физико-математический лицей
В прикрепленных файлах – приложения и дополнительные материалы.
Комментарии