На заседании Правового совета при Центральном совете Общероссийского Профсоюза образования, прошедшем в Москве, развернулось серьезное обсуждение по поводу возможности установления бессрочных трудовых договоров для преподавателей высшей школы. Сегодня вопрос решается на уровне федерального законодательства, так что момент можно назвать историческим. В центре внимания также оказались судебная практика, пилотная апробация единых требований к оплате труда педагогов, введение должности советника директора по воспитанию, внедрение системы наставничества в регионах и другие вопросы.
В первую очередь участники заседания, которое открыл и провел председатель Правового совета, лидер Московской областной организации профсоюза Михаил Сотников, обсудили действия по защите трудовых прав работников высшей школы. Заместитель председателя профсоюза Вадим Дудин рассказал о ключевых направлениях взаимодействия с Минобрнауки России и отметил, что значительную роль в этом процессе играет Координационный совет председателей первичных организаций работников вузов (КСП профсоюза).
«Проблемной зоной» Вадим Николаевич назвал сферу оплаты труда. Приказом Минобрнауки России №71 от 1 февраля 2021 года по согласованию с профсоюзом было утверждено Примерное положение об оплате труда работников федеральных государственных бюджетных и автономных учреждений, подведомственных Министерству науки и высшего образования РФ, по виду экономической деятельности «Образование». Чтобы выяснить итоги его реализации на местах, КСП профсоюза запустил мониторинг. Он показал, что далеко не все вузы привели свои локальные акты об оплате труда в соответствие с примерным положением.
Вадим Николаевич также напомнил о действующем Отраслевом соглашении между профсоюзом и Минобрнауки России на 2021-2023 годы, в которое включены рекомендации по заключению бессрочных трудовых договоров с работниками из числа профессорско-преподавательского состава.
– Впервые на уровне Отраслевого соглашения достигнута такая договоренность, мы убедили министерство прислушаться к Трудовому кодексу РФ, который предполагает вариативность в установлении трудовых договоров, – подчеркнул он.
Конституционный суд постановил
Следующим шагом к решению проблемы стало постановление Конституционного суда Российской Федерации от 15 июля 2022 года №32‑П по жалобе бывшего преподавателя Алексея Подакова на нарушение его конституционных прав отдельными положениями статьи 332 Трудового кодекса РФ.
Напомним, что своим постановлением Конституционный суд запретил вузам необоснованное заключение краткосрочных трудовых договоров с работниками из числа профессорско-преподавательского состава и произвольное определение срока их действия. Законодателю предписано в кратчайшие сроки внести надлежащие изменения в статью 332 ТК РФ и установить минимальный срок избрания по конкурсу.
В соответствии с постановлением Конституционного суда до внесения изменений в ТК РФ трудовые договоры с работниками профессорско-преподавательского состава могут заключаться как на неопределенный срок, так и на срок, определенный сторонами трудового договора, но не менее трех лет, за исключением случаев, когда трудовой договор с преподавателем заключается впервые либо его спланированная учебная нагрузка не предполагает длительную занятость (в этих случаях трудовой договор заключается на срок не менее одного года). При избрании работника по конкурсу на замещение ранее занимаемой им должности новый трудовой договор заключать не обязательно, а действующий договор должен продлеваться на срок не менее трех лет или на неопределенный срок. При сокращении нагрузки в связи с изменением учебных планов трудовой договор с преподавателем может быть продлен и на меньший срок, но не менее чем на один год.
Это постановление для профсоюза можно смело назвать одним из главных судебных решений года. Экспертную оценку ему на заседании Правового совета дал начальник управления по обеспечению судебных заседаний Конституционного суда РФ, доцент кафедры трудового права Санкт-Петербургского госуниверситета Валерий Сафонов.
– Те положения, которые по инициативе профсоюза были зафиксированы в Отраслевом соглашении, стали определенной основой для того временного регулирования, которое установил Конституционный суд Российской Федерации. Таким образом, Общероссийский Профсоюз образования – первый отраслевой профсоюз, который стал сотворцом постановления Конституционного суда, – отметил Валерий Анатольевич.
Как пояснил Валерий Сафонов, Конституционный суд в своем постановлении учел необходимость определенности правового регулирования, которая должна приводить к определенности положения работника, избранного по конкурсу на должность в вузе. То есть, идя на конкурс, человек должен понимать, на какой срок с ним будет заключен трудовой договор. Также он напомнил, что в постановлении речь идет о работниках, для которых преподавательская деятельность является основной.
– Все вопросы в постановлении Конституционного суда не решены, они требуют более комплексного, углубленного регулирования, и такие решения должен предлагать профессиональный союз, – сказал Валерий Сафонов.
Самые незащищенные
Тему продолжила эксперт отдела профессионального образования аппарата профсоюза Юлия Спирина. Юлия Руальдовна отметила, что в системе образования только с работниками из профессорско-преподавательского состава, начиная с ассистента и заканчивая профессором, заключаются срочные трудовые договоры. На это акцентировал внимание Конституционный суд в постановлении от 15.07.2022 №32‑П.
– Конституционным судом было установлено, что особенности правового регулирования трудовых отношений с педагогическими работниками, отнесенными к профессорско-преподавательскому составу, не соответствуют Конституции Российской Федерации, допуская произвольное определение работодателем срока трудового договора, заключаемого по итогам конкурса на замещение должности педагогического работника, – пояснила она.
Эксперт напомнила, что Конституционный суд, приняв жалобу преподавателя к рассмотрению, запросил позицию Общероссийского Профсоюза образования, которая была учтена при вынесении решения. Она состоит в том, что трудовые договоры с работниками из числа профессорско-преподавательского состава должны заключаться по общему правилу на неопределенный срок, и лишь в отдельных случаях, предусмотренных Трудовым кодексом или иными федеральными законами, по согласию сторон на срок не менее трех лет, поэтому необходимо внести соответствующие изменения в ТК РФ.
– Хотя в Трудовом кодексе РФ в первой части статьи 332 сказано, что трудовые договоры с работниками из числа ППС могут заключаться в том числе и на неопределенный срок, данная норма реализуется на практике лишь в единичных случаях.
К тому же с некоторых пор срочный договор в высшей школе стал инструментом манипуляций со стороны администраций вузов. В тех условиях, когда существует необходимость сокращения педагогических работников из числа профессорско-преподавательского состава, с работником просто не заключают новый трудовой договор, обходя общий порядок процедуры сокращения, предусмотренный статьями 81 и 82 ТК РФ, – отметила Юлия Спирина.
Два законопроекта – один вопрос
В текущий момент центр дискуссии по вопросу длительности трудовых договоров с преподавателями вузов переместился в стены Госдумы. Сегодня существует два законопроекта по этой тематике. Один поступил из Совета Федерации. Другой разработан Минобрнауки России по поручению Правительства РФ. По содержанию этого законопроекта профсоюз вел переговоры с профильным министерством. К сожалению, в последней его редакции в части второй статьи 302 речь идет все-таки о срочном трудовом договоре.
Позиция КСП профсоюза заключается в том, что необходимо на уровне федерального законодательства дать возможность заключать с преподавателями вузов в подавляющем большинстве случаев трудовые договоры на неопределенный срок.
Но если в законопроекте Минобрнауки нет срока трудового договора на один год, то законопроект от Совета Федерации позволяет устанавливать такой срок в том случае, когда трудовой договор заключается впервые или учебная нагрузка не может быть установлена по объективным причинам на три года. Понятно, что это условие в первую очередь затронет молодых преподавателей. Сегодня, когда на государственном уровне проводится политика поддержки молодых специалистов, довольно странно читать законопроект, в котором ущемляются их права.
Второй принципиальный момент этого законопроекта, который не может устроить Общероссийский Профсоюз образования, заключается в том, что все решения по заключению трудовых договоров с работниками из профессорско-преподавательского состава спускаются на локальный уровень, то есть в вузы.
– Мы сейчас присутствуем при формировании нового механизма, который в будущем сложно будет изменить. Этот исторический момент связан с традиционными, насущными задачами профсоюза, в центре которых – справедливая оплата труда. Мы давно находимся в этом дискуссионном поле и, естественно, будем добиваться того, чтобы режим правового регулирования заключения трудовых договоров стал более благоприятным для работников, – подчеркнул заместитель председателя профсоюза Михаил Авдеенко.
За справедливостью – в Верховный суд
Практика работы Верховного суда РФ не впервые включена в программу заседаний Правового совета, поскольку судебные прецеденты такого уровня – отличное подспорье в работе профсоюзных юристов.
Подборку решений Верховного суда сделал эксперт правового отдела аппарата профсоюза Алексей Лукьянов. Среди них он упомянул кассационное определение, которым приказ об увольнении дистанционного сотрудника был признан незаконным. Вот как эксперт прокомментировал суть вопроса:
– Дистанционному работнику при увольнении не было предоставлено никаких гарантий в виде выходного пособия, предупреждения об увольнении и так далее. Как ни странно, все предыдущие судебные инстанции не встали на сторону истца, хотя в Трудовом кодексе РФ зафиксировано, что гарантии дистанционного работника идентичны гарантиям не дистанционного. Ему пришлось отстаивать свои права в Верховном суде, и суд решил, что права и гарантии дистанционного сотрудника не могут быть ограничены по сравнению с работником, который трудится непосредственно по месту нахождения работодателя.
Еще одно важное решение Верховного суда, о котором рассказал Алексей Лукьянов, связано с итогами прокурорской проверки в школе, в ходе которой были выявлены нарушения положений федеральных законов об образовании и о противодействии терроризму. Основное нарушение усмотрели в том, что школа не оборудована автоматической системой пожаротушения.
Три инстанции встали на сторону прокурора. И только Верховный суд разобрался в сути вопроса, обратив внимание на то, что суд первой инстанции не определил, в каком порядке необходимо оборудовать систему пожаротушения: требуется ли для ее установки капитальный ремонт или реконструкция школы и, главное, как это отразится на образовательном процессе. Также суд обратил внимание на то, что нормативные правовые акты не содержат требований об обязательном оборудовании зданий общеобразовательных организаций системами автоматического пожаротушения. В итоге дело было направлено на новое рассмотрение в нижестоящую инстанцию.
О пилотах и проектах
Заместитель председателя профсоюза Татьяна Куприянова, открывшая деловую программу второго дня заседания, рассказала о совместной деятельности профсоюза и Министерства просвещения России.
– Мы с министерством договорились о том, что все новые проекты будут внедряться в образовательных организациях только после пилотной апробации, проводимой на добровольной основе. А участие педагогов в любом пилотном проекте не отразится негативно на условиях и оплате труда.
Татьяна Викторовна напомнила, что профсоюз совместно с Минпросвещения работает над новым Порядком проведения аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность. В том числе речь идет об установлении новых квалификационных категорий «педагог-методист» и «педагог-наставник». Профсоюз предложил дать возможность учителю по желанию проходить такую аттестацию. Кроме того, в сформированные разделы проекта по инициативе профсоюза включены пояснения, касающиеся механизмов обеспечения дифференциации в оплате труда. В том числе она будет обеспечиваться путем назначения выплат за дополнительные обязанности педагогов, которые получат новые квалификационные категории.
Говоря об аттестации руководителей и кандидатов на должности руководителей общеобразовательных организаций, Татьяна Викторовна отметила, что профсоюз настоял на пилотной апробации этой процедуры. Первый этап завершился в мае, в сентябре запущен второй этап. В Министерстве просвещения РФ рассчитывают получить результаты пилотной апробации и предложения по совершенствованию этого процесса уже к концу ноября текущего года.
Зампредседателя профсоюза напомнила и о пилотной апробации единых требований к оплате труда педагогических работников (за исключением профессорско-преподавательского состава вузов). Она проходит в шести регионах: в Белгородской, Ярославской, Нижегородской, Сахалинской, Кировской областях и Республике Мордовия. В рамках эксперимента планируется смоделировать зарплату порядка 5000 педагогов из 152 образовательных организаций путем применения к фактической тарификации этих работников новых размеров ставок (должностных окладов), компенсационных и стимулирующих выплат, а также определить дополнительную потребность в бюджетных ассигнованиях на введение новых условий оплаты труда.
Пилотная апробация проводится с сентября по декабрь 2022 года, при этом фактического изменения зарплаты участников эксперимента не предполагается.
– Мы с помощью профсоюзного мониторинга хотим уточнить и зафиксировать перечень реально применяемых в субъектах РФ выплат компенсационного и стимулирующего характера, а также размеры ставок и окладов без учета используемых в отдельных регионах коэффициентов и надбавок, в том числе за наличие квалификационных категорий. Анализируя реальную ситуацию, вместе с представителями правовой службы профсоюза мы будем формировать аргументы в переговорах с властью, которые, как мы надеемся, помогут решить принципиально важные задачи, связанные с совершенствованием и повышением оплаты труда педагогических работников. Но вопрос, когда и в каком порядке будет фактически осуществлен этот важнейший социальный проект в стране, пока остается открытым. Тем более что речь идет о необходимости выделения значительных дополнительных бюджетных ассигнований на эти цели, – отметила Татьяна Куприянова.
От доплат до наград
Главный специалист правового отдела аппарата профсоюза Елена Леонова представила результаты экспресс-опроса по внедрению в субъектах РФ системы (целевой модели) наставничества среди педагогических кадров.
Срок внедрения системы наставничества в образовательных организациях страны – конец 2022 года. Опрос с участием 16 региональных (межрегиональных) организаций профсоюза показал, что размеры доплат за наставничество варьируются в субъектах Федерации от 500 до 15000 рублей. Предусматриваются и поощрения нематериального характера.
– Во всех регионах, которые нам предоставили информацию, поощрения наставников очень разнообразны. Среди них – ведомственные награды, грамоты, знаки отличия, вручение ценных подарков, включение в резерв управленческих кадров, оплата курсов повышения квалификации. Первичные профсоюзные организации тоже поощряют наставников. Большое внимание уделяется популяризации их опыта работы. В некоторых регионах для наставников предусмотрены поощрения досугового характера, – отметила Елена Леонова.
Чем займется новый советник директора?
Сложности, связанные с введением в образовательных учреждениях должности советника директора по воспитанию и взаимодействию с детскими общественными объединениями, обрисовала Вера Панкратова, эксперт отдела по вопросам общего образования аппарата профсоюза.
Она отметила, что сейчас у такого сотрудника по трудовым правам нормативно ничего не установлено. За исключением прописанной в 333‑й статье Трудового кодекса продолжительности рабочего времени педагогических работников. Она и у советника не может превышать 36 часов в неделю.
Вера Николаевна обратилась к членам совета с просьбой присылать из регионов сведения о том, за счет каких финансовых источников вводится эта должность, какие должностные обязанности предусмотрены для советника директора и какие решения закреплены в документах по условиям оплаты труда таких работников.
Единый институт
Отдельный блок вопросов на заседании касался разработки внутрисоюзных нормативных документов, его представили сотрудники правового отдела аппарата профсоюза. Заведующая отделом Галина Рожко сообщила о внесении изменений в положения о правовой службе и правовой инспекции труда профсоюза. На основе этих документов будут утверждаться подобные положения в региональных и межрегиональных организациях.
– Надо понимать, что вся правовая служба профсоюза ‑ единый правозащитный механизм, основой которого является правовая инспекция труда с входящими в нее инспекторами на всех уровнях организационной структуры профсоюза. Исходя из этой логики будут вноситься изменения в наши положения, – подчеркнула Галина Борисовна.
Заместитель заведующего правовым отделом Екатерина Дунаева прокомментировала поправки и предложения к проектам документов, поступившие от членов совета, и поблагодарила их за активность.
Изменения планируется внести также в Порядок проведения правовыми инспекторами труда проверок соблюдения работодателями в системе образования трудового законодательства. Поясняя возможные нововведения, правовой инспектор труда ЦС профсоюза Алексей Игнатьев сделал акцент на том, что общественная система профсоюзного контроля за соблюдением трудового законодательства сохранила полный спектр полномочий в отличие от государственной.
Психиатрическое освидетельствование: кто, когда, почему?
Приказом Минздрава России от 20 мая 2022 г. №342н утвержден Порядок прохождения обязательного психиатрического освидетельствования работниками, осуществляющими отдельные виды деятельности. Документ вступил в силу с 1 сентября 2022 года.
Кому, когда и почему нужно проходить психиатрическое освидетельствование, рассказали заведующий правовой инспекцией труда Межрегиональной организации профсоюза Санкт-Петербурга и Ленинградской области Павел Михайлов и главный специалист отдела охраны труда и здоровья аппарата профсоюза Антон Парубенко.
Павел Владимирович пояснил, что в новом порядке необходимо обратить внимание на пункт 4, где говорится, что психиатрическое освидетельствование работника проводится в обязательном порядке на основании выданного работодателем (его уполномоченным представителем) направления и с учетом заключений по итогам обязательных предварительных и периодических медосмотров.
Как отметил Антон Парубенко, необходимость прохождения психиатрического освидетельствования установлена в статье 220 ТК РФ. А в приложении №2 к приказу Минздрава России №342н определено, что на него направляются педагогические работники, а также лица, чья деятельность связана с присмотром и уходом за детьми.
Исходя из этих документов, работодатели должны направлять на психиатрическое освидетельствование сотрудников детских садов, которые занимаются присмотром и уходом, а в других образовательных организациях – всех работников, кто обучает детей, то есть лиц, не достигших 18 лет.
– Потенциальный сотрудник при устройстве на работу проходит медицинский осмотр, а затем в обязательном порядке психиатрическое освидетельствование, если он педагог. Далее психиатрическое освидетельствование может потребоваться только тогда, когда врач на медосмотре это определит. Или работодатель решит, что работнику нужно пройти психиатрическое освидетельствование. Но такие расходы работодателю перед учредителем надо обосновывать, – пояснил Антон Парубенко.
Завершая встречу, Михаил Авдеенко отметил, что в дальнейшем возможно проведение совместных заседаний Правового совета и Совета по охране труда и здоровья при ЦС профсоюза. Это позволит более углубленно проработать общие вопросы.
Наталья ВОРОНИНА
Комментарии