search
main
0

Историческая реконструкция

Быть Руси или во мрак уйти?

 Прошлое нашей страны представляет ценность для культуры в том случае, если оно актуально в современности или может стать будущим. Все наши корни уходят в прошлое, там вырабатывался весь арсенал нашего существования сейчас. Действительно ли военно-патриотическое воспитание становится основой идеологии страны сегодня? Подрастающее поколение должно получить ценностные ориентиры, какие они? Патриотизм – это один из важнейших воспитательных ориентиров для развития духовности человека, выражающейся в любви к стране, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству.

 

Семья является залогом преемственности культурно-ценностных традиций народов России от поколения к поколению и жизнеспособности российского общества. Опираясь на эти два основополагающих ориентира, современное образование должно развивать новые технологии, позволяющие снизить учебную нагрузку учащихся за счет повышения эффективности образовательного и воспитательного процессов и активизации позиции учащихся в них. Одной из таких технологий является исследовательская деятельность учащихся. Заблаговременно должно проводиться родительское собрание, на котором родителям разъясняются цели и задачи проекта-исследования, родители также становятся участниками и помощниками в поэтапной работе над проектом, особенно если он долгосрочный.

В нашем классе мы реализуем проекта «За землю Русскую!». Его цели – это создание благоприятных условий для воспитания, обучения и развития учащихся, а также содействие в развитии духовного, интеллектуального и общественного потенциала учащихся, в формировании ответственности за себя и других.

Задачи, которые мы поставили, – это выявление и развитие интеллектуальных особенностей личности каждого ребенка, привлечение ребят к активной туристской и экспедиционной деятельности, а также развитие художественного творчества и тяги к научному исследованию, распознаванию фальсификаций исторических событий и воспитание ответственности за развитие своего духовного, интеллектуального и общественного потенциала.

Проект рассчитан на довольно продолжительный промежуток времени. Срок его реализации три года.

Чем же мы занялись в самом начале? Совместно с учащимися мы выбрали проблемный вопрос на историческую тему, после этого приступили к реализации первого этапа проекта. 2021 год был провозглашен Годом князя Александра Невского. Несмотря на то что сегодня нас отделяют 800 лет со дня рождения заступника земли Русской, история его побед вызывает большой интерес у ребят. Проблема специально выбрана узкая: почему малочисленная по историческим меркам битва имеет огромное значение для всего русского народа, а князь Новгородский Александр Ярославович, прозванный по месту этой битвы Невским, входит в историю? Противостоянию фальсификациям, искажениям исторических событий, составляющих гордость Отечества, учащиеся учатся уже с 5‑го класса. Они чувствуют свою причастность и являются маленькими защитниками истории своей страны. Первый этап проекта – изучение данных о Невской битве – важном историческом событии во времена княжения Александра Невского, систематизация информации и создание передвижной исторической реконструкции битвы на Неве. Историческая реконструкция – это увлекательное зрелище с костюмами и декорациями. Это глобальная работа, направленная на воссоздание исторических событий. В процессе работы возможно воссоздать материальную и духовную культуру того времени, для чего используем изобразительные, письменные, архивные источники. В рамках реконструкции создаются экспозиции с рисунками, рассказывающими о жизни Александра Невского и его первой победе, в результате которой его прозвали Невским, происходят детальное погружение школьников в историю XIII века, сбор информации и материалов о победе Александра Невского, о ее значении для Отечества. Историческая реконструкция при непосредственном участии школьников – это лучшая форма воспитания патриотизма. Первый этап проекта решает основную проблему: в игровой форме ребята учатся отвечать на вопросы, исследуют информацию, полученную из разных источников, оформляют ее, погружаясь в эпоху, что создает благоприятные условия для воспитания любви и уважения к своей Родине, понимания необходимости сохранять историческую память о прошлых победах.

Цели первого этапа проекта достигнуты: созданы условия для формирования представления о значении Невской битвы на основе исследования, сформированы представления учащихся о подвигах защитников Руси, мотивирован интерес школьников к изучению истории Отечества и увековечению героического подвига предков посредством исторической реконструкции событий того времени, а также создана атмо­сфера достоверности происходивших событий через факты, установленные в результате поисково-исследовательской работы, которые запечатлелись в одном моменте реконструкции – схватке молодого князя Александра Ярославовича и предводителя шведского войска Биргера. Ребята переполнены эмоциями от своего творчества, игры, совместного общения и результатов исследования: они доказали, что взрослые, что они защитники своей Родины.

Проведенные мероприятия в рамках нашего проекта:

– создание экспозиции проекта с реконструкцией Невской битвы;

– формирование трех локаций для погружения в историческую реконструкцию: «Невский и дружина», «Биргер и его войско», «Место битвы»;

– проведение исторической реконструкции «За землю Русскую!» в 5‑7‑х классах школы;

– участие в театрализованном общешкольном фестивале «История в лицах» с интерактивной постановкой о новгородском князе Александре Невском (продолжение проекта в 6‑м классе).

Общешкольный концерт патриотической песни «История России в песнях русских солдат» с исполнительным директором Союза десантников России полковником М.М.Калинкиным.

Второй этап проекта «За землю Русскую!»: организация фондом ветеранов ФСБ и спецслужб «Правопорядок-Щит» школьной фотовыставки «Во славу державы – без права на славу», посвященной столетию внешней разведки; подготовка юных экскурсоводов фотовыставки с рассказами о коллективном подвиге разведчиков во времена ВОВ и послевоенные годы, проведение встреч с героями-разведчиками: Героем Советского Союза В.И.Горовым, с ветераном службы внешней разведки полковником К.П.Артемьевым, с командиром спецподразделения «Каскад» КГБ СССР, контрразведчиком, кавалером двух орденов Красной Звезды В.Ф.Бодряшовым и ветераном боевых действий в Таджикистане и Афганистане, контрразведчиком С.В.Авраменко. Ребята приобретают знания о героическом прошлом своей Родины, у них формируется чувство гордости и любви к ней. Результатом полученных знаний становятся тематические экскурсии в школьном музее, проводимые самими учащимися, подготовка стендов, выставки детских работ, выступления, творческие конкурсы, викторины. Призовое место в конкурсе сочинений к 100‑летию внешней разведки под эгидой РВИО завоевал Влад, учащийся 5‑го класса. Также состоялись дистанционные и очные встречи с поисковиками ПО «МИР», которые рассказали ребятам о своей поисковой деятельности, научили пользоваться оборудованием, которое используют при поиске погибших солдат, показали ролики о своей деятельности, а музыку и стихи к роликам они написали сами. Получился диалог ребят не только с ветеранами почтенного возраста, но и с молодыми волонтерами, которые на деле борются с фальсификациями истории и увековечивают память погибших при защите Отечества. По результатам встреч с поисковиками ребята решили принять участие в акции РВИО «Письмо солдату», письма ребят были выпущены в небо над местом захоронения павших в битве за Ржев. Деятельное участие школьников в увековечении памяти погибших солдат закрепляет эмоции ребят, полученные от исследовательской деятельности, встреч, конкурсов, акций.

Третьим этапом проекта «За землю Русскую!» в 6‑м классе стало участие в национальном проекте РВИО «Дороги Победы»: экскурсионная программа в Бородинском музее-заповеднике «Бородинское сражение 1812 года и сражение под Бородино в октябре 1941 года», посещение Тульского государственного музея оружия, участие в интерактивной исторической программе «Хитрости ратного дела». Проведение данных детских научно-исследовательских экскурсий позволяет в комплексе с научными и образовательными задачами привить ребятам любовь к родному краю и в целом к Отечеству, а также помогает решить задачу оздоровительного отдыха детей.

Четвертый этап – экологический проект. Любовь к Родине – это не только сохранение памяти о подвиге защитников Отечества и противостояние фальсификациям истории, но и деятельное участие в защите окружающей среды, в бережном отношении к природе и сохранении энергоресурсов нашей страны. На специальных платформах ребята занимаются творчеством: создают тематические мультфильмы, участвуют в онлайн-играх и кибертурнирах, посещают экологические площадки, изучают природу своего города, района, вникают в экологические проблемы. На интернет-платформах и городских площадках ребята обмениваются идеями, думают о будущих проектах. Учащиеся не только интересуются историей, экологией своей страны, но и обеспокоены ее будущим развитием. Нашему обществу необходимо воспитание поколения новой формации – образованных, неравнодушных к окружающим, готовых прийти на помощь сострадательных личностей, понимающих, что быть счастливым и успешным поодиночке не получится, что созидать «прекрасное далеко» можно только сообща, объединенными усилиями. Воспитание такого поколения невозможно без патриотического воспитания.

Патриотический проект «За землю Русскую!» – это система прогрессивного самовоспитания, осуществляемого с помощью различных методик. Сегодня одна из главных проблем нашего общества – нарушение формирования основной духовной потребности подросткового возраста – потребности в определении смысла жизни. Поэтому главное направление воспитательной работы должно быть нацелено на формирование такой потребности с ее главными составляющими: личностной, семейной, социальной и патриотической.

Подводя итоги второго года участия в этом проекте, можно констатировать, что ребята владеют методикой работы над проектом, им легко общаться не только со сверстниками и старшеклассниками, но они прекрасно могут вести дискуссию с учителями и отстаивать свою точку зрения. Думаю, если глаза детей горят жаждой открытий и познания мира, если ребята переживают за судьбу своей Родины и хотят принимать активное участие в ее духовно-нравственном развитии, то Руси быть. Могучей, свободной, процветающей!

Ирина ПЕТРОВА, учитель русского языка и литературы школы №1554

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте