Николай ЗЕМЦОВ, руководитель региональной патриотической общественной организации «Бессмертный полк – Москва»: – 2015 год стал рубежом, когда все почувствовали – какие-то процессы, которые проходят в обществе, набрали такую динамику, что 12 миллионов человек в России приняли участие в акции «Бессмертный полк». В этой реальности нам предстоит жить, этот порыв, эту динамику надо направить на созидание, потому что это большая сила.
12 миллионов людей объединило желание сохранить личную память о своих родных и участии их семей в истории страны. Мы решили создать инструмент, который позволил бы будущим поколениям историков, писателей, кинематографистов, любым исследователям даже на уровне какого-то любознательного учащегося, черпать откуда-то сведения, касающиеся такого великого события в мировой истории, как Великая Отечественная война. Речь идет о портале, который будет называться «Портал «Бессмертного полка России», на котором будут храниться собранные истории семей, какая-то часть сведений, которые мы надеемся получить от Академии наук, от академических историков, летопись Великой Отечественной войны по каждому ее дню. Этот портал будет своеобразной российской «Википедией», аккумулирующей информацию о разных событиях, позволяющей рассматривать их и любые локальные сражения, которые происходили на протяжении Великой Отечественной войны, не только с точки зрения академической истории, но и с точки зрения их участников, содержащей какие-то неожиданные, уточняющие особенности, которые люди видели сами, которые хранили их семьи, соответственно все, что касается этого дня, этого события, видео- и фотоматериалы. (Например, все знают о том, что 7 ноября 1941 года состоялся парад, на котором выступил Сталин, но мало кто знает, что, когда лошадь кавалериста Буденного выехала из Спасской башни, наездник ее осадил, при этом она села на круп, выставив вперед ноги, Буденному не оставалось ничего иного, как обхватить ее за шею, у маршала сдвинулась набекрень фуражка, в таком виде он подъехал к первым рядам красноармейцев, и племянник Ворошилова, стоя в одной из армейских «коробок», хихикнул. В истории были курьезы, о них кто-то тоже должен рассказать, так как в целом это все дает живую историю. Это не только факты, события, но и рассказы участников о том, что они видели.) По сути дела, портал будет большой всенародной копилкой, которая, надеюсь, объединит в благородном деле нас и ближнее зарубежье, в котором живут в недавнем прошлом бывшие наши соотечественники, даст возможность будущим поколениям создавать какие-то произведения, снимать фильмы, уже опираясь на достоверные сведения, письма, документы, которые пришли из той поры, имеют какую-то ценность, так как присланы или их участниками, или их наследниками. «Бессмертный полк» всех объединяет, у нашего движения нет никаких противоречий ни с одной политической партией, все они в той или иной степени приняли участие в параде 9 Мая как наследники солдат Великой Отечественной. Первые лица партий влились в общую колонну и прошли по Тверской, через Красную площадь. Надеюсь, что это проект, который сможет принципами народной дипломатии объединять тех, кто хорошо знает свою историю. За рубежом нам не нужны русофилы, нам нужны правдофилы, то есть люди, которые отдают дань тем историческим событиям, которые были. Летом я был в Крыму в Тавриде на форуме историков, где были и молодые историки. Сейчас получается так, что история становится таким передовым отрядом, который отражает информационные атаки на нашу Родину, а историки – те люди, которые наиболее компетентны, которых мы очень хотели бы привлечь, видимо, в качестве модераторов, редакторов к работе над нашим порталом, потому что там будет идти очень большая работа, связанная с объяснением, у нас будет много разнородного контента, над которым нужно работать, тут нужны те методики, которые историки должны знать, они должны учить людей, которые интересуются историей, ведь это мощный фактор для возвращения величия Победы.Юрий ВЯЗЕМСКИЙ, писатель, профессор МГИМО, ведущий программы «Умницы и умники»:Мы три года назад вместе с семью губернаторами и руководителями республик создали интеллектуальное движение, которое назвали «Умницы и умники», чтобы отбор ребят происходил и в регионах, чтобы власти обращали внимание на своих талантливых детей. Сейчас это движение насчитывает двадцать региональных членов – в сентябре приезжает губернатор Чукотки. 70 лет назад мы победили, я надеюсь, что и дальше будем всегда побеждать. Я очень рассчитываю на учителей, особенно на учителей истории. Мне представляется, что XX век был веком империй, причем они были гегемоническими в том смысле, у нас тоже была создана империя – империя Чингисхана. Наступил XXI век, движение человечества, на мой взгляд, началось к другому миру, миру многополярному. Одна страна, правда, и в XXI век перешла с убеждениями о том, что она может управлять всем миром (не буду ее называть, чтобы меня не лишили шенгенской визы), эта военно-финансовая империя, на мой взгляд, сильно ошибается. В этой ситуации, думаю, чрезвычайно важно, чтобы каждый народ посмотрел на себя и постарался определить свой культурно-исторический код. У каждого человека есть свой культурно-исторический код, тот путь, что у него заложен, естественно, такой культурно-исторический код есть и у наций, это то, что Гумилев называл суперэтносом. Мне чрезвычайно важно, чтобы ученые занимались именно культурно-историческим кодом, причем, поскольку человек состоит не только из сознания, но еще и из предсознания, бессознательного, тут чрезвычайно важно участие людей в акции «Бессмертный полк». Возможно, люди до конца не понимали, зачем они участвуют в этом шествии по Тверской и Красной площади, но они чувствовали, что должны идти, эта глубина чувствования поражает гораздо больше, чем «осознали, организовали, вышли». Мне кажется, что в XXI веке историки должны заниматься именно культурно-историческим кодом и на бессознательном уровне, и на предсознательном уровне, то есть возникновением образов родственников, ведь это все живет в нас, причем живет и в нациях. Естественно, поскольку историки – ученые, они должны все это переводить на язык понятий, на язык логики, а вот учителя для меня, если хотите, не могут быть только учеными, так как они воспитывают подрастающее поколение, они наша иммунная система, которая защищает наш культурно-исторический код.Сергей КАРПОВ, декан исторического факультета МГУ им. М.В.Ломоносова: Историк имеет одну благодать (это почти сакральная вещь) – он может возрождать память о людях, которых давно уже нет. Как раз задача возрождения памяти о людях нынче одна из важнейших наших задач. Мы должны знать не только о Георгии Жукове, о великих полководцах, о многих героях, мы должны знать об очень многих людях, которые на своих плечах вынесли все тяготы этой великой и страшной Отечественной войны. Мы с большим уважением и симпатией относимся к движению «Бессмертный полк», но тут важны критерии интерпретации исторических фактов, потому что есть очень много вранья. Это вранье проходит и в печати, и в СМИ, поэтому должна быть одна очень важная вещь, которая называется верификацией знаний, то есть нужно отделение подлинного от неподлинного. Критерий тут может быть один – точность информации и правильность ее интерпретации. Это должны быть очень разные исторические источники. Задачей российско-белорусского конкурса «70 лет мира: уроки войны и история общей Победы», который проходил в два этапа с 24 февраля по 17 июля 2015 года, целью которого стала поддержка новых форматов проведения уроков по истории, способствующих воспитанию военно-патриотических чувств у школьников, выявлению общих исторических корней российского и белорусского народов и членом жюри которого я был, как раз и стало привлечение новых источников и новых умов к правильной интерпретации исторических фактов. В нашем конкурсе мы предложили молодым учителям на выбор пять тем для подготовки презентации и сценария проведения мультимедийного школьного урока по истории Великой Отечественной войны. Мы считаем, что крайне важно сохранение единства нашего образовательного пространства на всей территории, что когда-то занимал великий Советский Союз, а до этого Российская империя, другие государства, которые были на территории нашей страны. С белорусскими коллегами тут у нас нет никаких разногласий, у нас с ними полное содружество и взаимодействие, мы вместе с ними работаем над общими проектами. Это история союзного государства, история нашего прошлого, история Первой и Второй мировой войны, мы проводим вместе в сентябре большую конференцию, которая будет посвящена итогам Второй мировой войны и роли Советского союза в этой войне. Когда мы работаем с белорусскими коллегами над осмыслением разных проблем, то должны прекрасно понимать, что нужно обращаться к первоисточникам. Обращение к первоисточникам тут самое главное. Сейчас мы выпустили книгу о Машерове, работаем над книгой, которая будет посвящена нашему общему союзному государству, мы должны донести нашу память до следующих поколений неоскверненной и неверифицированной.Как на эту тематику откликаются школьные учителя и ученики? В отношении учителей могу сказать так: когда люди говорят, что надо написать хорошие учебники и все в преподавании истории будет хорошо, – это правда. Без учителей никто правильно интерпретировать ничего не будет и тут ничего не получится. Велика роль не только трансляции, но и верификации знания, потому что учитель должен выбирать материал, доходчиво и интересно его и изложить, вложить в это свою личность. Когда это получается, все хорошо, когда это не получается, возникает эрзац и много такого, чего бы мы не хотели иметь. Оценка работы школьных учителей должна быть такой: аналитичность, точность и любовь к своим ученикам. Историческая память имеет очень глубокие корни, совсем недавно мы отметили тысячелетие кончины святого князя Владимира и должны прекрасно понимать, что это общий исток трех великих славянских народов. Патриарх Кирилл это анализировал, он говорил: «Россия, Украина и Белоруссия – это и есть святая Русь». Какой-то один из этих компонентов вытаскивать и говорить, что это наше, а это ваше, абсолютно неплодотворно, так как у нас единая генетическая память, попытка ее размывания – это не историческое, неправильное. Мы должны прекрасно понимать, что есть наше историческое единство, с уважением относиться друг к другу, с большим уважением относиться к национальным традициям и к языку. Поэтому у нас на факультете существует кафедра истории ближнего зарубежья, мы большое внимание уделяем изучению языков, в том числе белорусского языка, это стало одним из наших приоритетов, так как понять душу народа, его историческое развитие без понимания языка и глубин этого языка нельзя. Точно так же русский язык для очень многих стран, которые входили в состав Советского Союза, которые важны в составе всей Европы – для Болгарии, Сербии, стран дальнего зарубежья, стал объединяющим. Все эти задачи, мне кажется, сейчас очень важны.
Комментарии