search
main
0

Историческая память и семейные архивы. 70 лет Великой Победы

Проблема формирования исторической памяти у современной молодежи сегодня особенно заслуживает внимания, так как в этом году мы отмечаем очень важную юбилейную дату 70-летия со дня Великой Победы над фашистской Германией.

Для нашего народа это одна из важнейших дат в истории, поэтому мы вновь и вновь обращаемся к ее легендарным страницам, возвращаясь к той страшной для нашей страны войне и к памяти тех людей, которые сделали все возможное для освобождения своей родной земли от фашистских оккупантов. Сегодня часто звучат слова о том, что очень важно никогда не забывать подвиги великого народа, совершенные ради Отечества. Но как, какими средствами привить юному поколению, не ведающему, что такое война, чувства уважения к героям Великой Отечественной войны и гордости за наш великий народ, за нашу страну? Достаточно ли уроков истории в рамках школьной программы? Это риторические вопросы, естественно, огромную воспитательную роль играют литература и кинематограф военных лет. Но тут и возникает вопрос восприятия, возможно, воспоминания очевидцев, материалы семейных архивов и помогут более осознанно понимать и читать.Безусловно, искусство военного времени основано по большей части на реальных событиях. В ту эпоху оно играло важную идеологическую роль, помогало поднять силу духа страдающих от ужасов войны людей, возвращало веру в победу, в торжество добра. Для нас сегодняшних – это прежде всего память, особое значение в формировании исторической памяти, конечно, имеет проза 40-60-х годов той эпохи, так как  она наиболее полно и реалистично отражала события. Основой для повести и романа служили очерки и статьи военных корреспондентов, рассказы очевидцев событий, письма с фронта. Именно с этой мыслью и нужно открывать в наше время книгу о войне, осознавая, что она даст возможность прочувствовать события того страшного времени, расскажет о настоящем подвиге, героизме, несгибаемой воле людей, переживших страшную войну и одержавших Великую Победу. И тогда, может, стоит открыть семейный архив, перечитать фронтовые письма, пожелтевшие страницы сохранившихся газет, подержать в руке ордена и медали, чтобы потом, возможно, узнать судьбу своих прадедов на странице военного романа…Попробую рассмотреть роль семейного архива в воспитании современного молодого поколения на основе исследовательской работы по истории, выполненной к 65-летней годовщине Великой Победы учащейся 10-го класса моей дочерью Светланой Кудря, занявшей в 2010 году 1-е место в окружном конкурсе проектных и исследовательских работ «Будущее Северо-Запада» (номинация «Лидер»), ставшей победителем Московского городского конкурса по историческому краеведению в секции «Поколение победителей и наследники Победы». Прежде всего хочется отметить, что Светлана назвала свою работу «Живи и помни», такое название дал Валентин Распутин своей знаменитой повести о войне, вложив в эти слова определенный смысл, в названии исследовательской работы их следует воспринимать как своеобразное назидание потомкам. Работа начинается со слов: «В нашей семье хранить память означает прочувствовать, пропустить через себя. Память не может быть пустой, без ясного осознания того, о чем ты помнишь. Мы говорим, что помним героев и их подвиги во время Великой Отечественной войны. Значит, мы должны осознавать, что такое война, какой ценой далась советским людям победа в 1945 году и что значит она для нас сегодня. В известной военной песне есть такие слова: «…нам нужна одна победа, // Одна на всех – мы за ценой не постоим…» Такие понятия невозможно выразить в цифрах. Это слезы на глазах вдов и осиротевших детей, печать безысходности на лицах родителей, это исковерканные судьбы, это страх, боль и смерть, оставившие свой след в жизни каждой семьи. Старшему поколению моей семьи война принесла много горя. Подвиг, который совершила моя прабабушка А.Дрейман, отдав свою жизнь и жизнь своего новорожденного сына, сегодня кажется невозможным, потому что мы не ведаем, что такое война… Однако сегодня русский человек – хозяин русской земли, гитлеровский фашизм –  всего лишь понятие. И поэтому мы должны знать и уважать страницы своей легендарной истории, уметь быть благодарными потомками, помнить и чтить славные имена тех, кто отстоял свободу и независимость русской земли».В процессе работы над выбранной темой Светлана изучала историю нашей семьи в годы Великой Отечественной войны. О своей судьбе и подвиге младшей сестры ее бабушки Александры Мартыновны Дрейман ей рассказывал дед Арвит Михайлович Чингин, переживший войну ребенком. Он запомнил те страшные события на всю жизнь,     собрать материалы и дополнить семейный архив помогла книга О.Федорова «Можайск», статьи социолога В.Штрауса, интервью с жителями поселка Уваровка, уголок, посвященный партизанке А.Дрейман в музее Спасо-Бородинского монастыря и, конечно же, очерк Курганова «Мать» в газете «Правда» за 1942 год.В июне 1941 года война неумолимо приближалась к границам Подмосковья. Александра Дрейман скрыла от родных, что ждет ребенка и уходит в партизаны. В 1941 году Александре Мартыновне было 33 года. Эта невысокая и крепкая женщина с темными, коротко остриженными волосами, как и многие ее сверстницы, имела за плечами трудное детство. Отец, латыш Мартынь Дрейман, принимал участие в первой русской революции и вынужден был, скрываясь от преследований, покинуть родину и переселиться в Поречье. Семье на новом месте жилось нелегко. Александре (Алисе) и в школу не пришлось ходить. Грамоте она выучилась на ликбезовских курсах, затем заочно окончила строительный техникум, активно работала в комсомоле, а потом стала коммунистом, одной из первых вступила в колхоз, была избрана председателем колхоза, затем председателем сельсовета, руководила дорожным отделом райисполкома. Ее уважали и ценили люди за отзывчивость, умение работать.Александра Дрейман была нужным человеком в партизанском отряде: работая до войны в дорожном управлении, она изучила подрывное дело, в отряде «Уваровский» руководила важными операциями по уничтожению мостов и дорог, по которым двигался вражеский транспорт. После проведения операции по взрыву мостов в  ночь с 12 на 13 октября 1941 года Александра Мартыновна покинула отряд. Партизаны не могли понять: что случилось? А Дрейман ждала ребенка, готовилась стать матерью. Она вернулась в поселок, в свой дом. Узнав об этом, гитлеровцы ночью пришли в дом партизанки и, избив, увели в комендатуру. Одним из самых страшных мест в Уваровке была в то время Смоленская (ныне Партизанская) улица, где размещались немецкая комендатура и сарай с арестованными. Там и оказалась Александра Дрейман. Трое суток фашисты издевались над нею, ночью водили по поселку, требуя показать, где жили партизаны. Но Александра молчала. Ее допрашивал сам комендант поселка обер-лейтенант Хаазе. Еще под Смоленском он был ранен партизанами и испытывал к ним огромную ненависть. К каким только ухищрениям не прибегал он! Просил, требовал, угрожал ей и ее еще не рожденному ребенку. Партизанка молчала. В одну из холодных зимних ночей на соломе в сарае она родила сына. Гитлеровцы отобрали ребенка, в котором и так еле теплилась жизнь, требуя, чтобы Дрейман сообщила им дорогу к партизанам. Ничего не узнав, фашисты закололи его штыками. На рассвете партизанку повели на казнь к карьеру кирпичного завода. Гордой и непокоренной шла она по улице, хотя и ослабела от перенесенных мук. Односельчанам крикнула: «Матери! Слышите меня? Всем скажите: сына своего не пощадила, а правды нашей не выдала…». Враги расстреляли партизанку, а ее тело утопили в пруду. Лишь весной 1942 года прах Дрейман вместе с останками ее двух погибших товарищей похоронили в поселке Уваровка. Брат Александры Мартыновны, красноармеец Жанис Дрейман погиб на Волховском фронте. Указом Президиума Верховного Совета СССР Александра Дрейман была награждена посмертно орденом Ленина.После изгнания фашистов в поселке Уваровка побывал военный корреспондент Оскар Курганов и узнал о подвиге матери-партизанки. 7 февраля 1942 года в газете «Правда» был напечатан очерк «Мать», который прочитала вся страна, узнав о героизме советской женщины. Вскоре после публикации в газете очерк вышел отдельным изданием, затем последовали два переиздания, к концу 1942 года общий тираж очерка составил пять миллионов экземпляров. В то же самое время история подвига подмосковной партизанки Александры Дрейман получила другое, и более широкое, художественное отражение. 25 августа 1942 года газета «Известия» начала печатать в переводе с польского повесть Ванды Василевской «Радуга», где полностью повторялся сюжет очерка «Мать», но местом действия была Украина, потом повесть напечатал журнал «Октябрь». После издания «Радуги» отдельной книгой Ванде Василевской присудили Сталинскую премию. Василевская пишет киносценарий «Радуга», по которому сняли художественный фильм, где героиню, названную в повести и фильме Оленой Костюк, потрясающе сыграла украинская актриса Наталия Ужвий. Этот фильм примечателен тем уже, что был снят в труднейших условиях и вышел в годы войны, он о доблести и героизме партизан, о непомерных душевных и физических испытаниях советских людей в условиях фашистской оккупации, о простой украинской женщине Олене Костюк, вставшей в ряды народных мстителей. «Судьба Олены Костюк, – говорила исполнительница главной роли Наталия Ужвий, – которая без единого стона перенесла нечеловеческие муки, пытки, смерть новорожденного ребенка, убитого фашистским офицером, не выдала своих товарищей, никого не оставила равнодушным. Она воспринималась как символ, как обобщенное изображение народной силы, великого мужества и страстной материнской любви… «Радуга» задевала за живое, звучала как гневная речь прокурора… Она вызывала ненависть к врагу, желание бороться до конца».В 1944 году фильм вышел на экраны нашей страны, его демонстрировали в США, где удостоили премии «Оскар», а затем дома – Сталинской премии, которую получили режиссер Марк Донской, актрисы Наталия Ужвий и Нина Алисова. В Белом доме фильм посмотрел президент США Рузвельт, генерал Макартур после просмотра сказал: «Русские спасли цивилизацию». Когда этот кинофильм демонстрировали в Германии, зрители не выдерживали – уходили, поверить в то, что такое могло быть, оказалось выше их сил… Действительно, «Радугу» почти все смотрят со слезами на глазах, особенно если этому предшествует рассказ о реальных событиях в Уваровке осенью 1941 года. Стоит вспомнить, что после защиты работы Светланы Кудря «Живи и помни» на школьной научно-практической конференции учащиеся 10-11-х классов посмотрели «Радугу»; на их лицах можно было наблюдать не только слезы и переживание, но и желание узнать больше. Многие затем прочитали книгу, ездили с нами в Бородинский военно-исторический музей-заповедник, посетили экспозицию «Бородино в годы Великой Отечественной войны» и поселок Уваровка, где возложили цветы к  памятнику погибшим партизанам, рассказывали дома о подвиге Александры Дрейман. Светлана часто вспоминает часть музейной экспозиции, посвященную Александре Мартыновне: «Под ее портретом, который был написан простым карандашом одним из бойцов партизанского отряда, помещена страница из газеты «Правда» за 7 февраля 1942 года. Мы стояли и читали очерк О.Курганова «Мать» и плакали… Такие страшные строки: «…тогда ее раздетую в лютый мороз водили босиком по поселку и били прикладами, требуя указать, в каких домах жили партизаны, один из конвоиров сжалился и набросил на Александру Мартыновну свою шинель…».  Более того, после экскурсии в Центральный музей Великой Отечественной войны на Поклонной горе, посетив зал Славы, где увековечены имена тех, кто удостоен самой высокой военной награды – Звезды Героя Советского Союза, учащиеся задали вопрос, почему же А.М.Дрейман не было присвоено звание Героя Советского Союза за ее подвиг. Долгое время мы искали ответ в различных источниках, пока не нашли воспоминания Оскара Курганова в статье газеты «Московская правда» от 15.01. 2001 года: «Через несколько дней после публикации очерка меня вызвали в наградной отдел Президиума Верховного Совета СССР. Сотрудник сказал: «Мы читали вашу статью. Готовится указ о награждении партизан Подмосковья. Дрейман посмертно представлена к награждению орденом Ленина, однако мы считаем, что ее следует представлять к званию Героя Советского Союза. Как вы считаете?» Я ответил, что Дрейман, несомненно, заслуживает звания Героя. Тогда сотрудник спросил: «А кто она по национальности?» Я ответил: «Не знаю». До сих пор не могу простить себе этот профессиональный «прокол». Когда я разыскал в Москве старшую сестру Александры Мартыновны и узнал от нее, что Дрейманы – латыши, было уже поздно. Вскоре увидел в «Правде» указы о награждении партизан. Звание Героя было присвоено партизанам Гурьянову и Кузину. Фамилию Дрейман нашел среди награжденных орденом Ленина». Может, в подобных поисках и формируется желание хранить в памяти славные страницы истории своей Родины?!Отдельно хочу сказать о повести Ванды Василевской «Радуга» и о том, как ее по-новому открывает для современного читателя реальная история из нашего семейного архива. Книга не внесена в школьную программу, мало кто из современных старшеклассников знаком с этим произведением. По правде говоря, получив огромный отклик читателей после публикации и выхода на экраны одноименного фильма, сыграв важную идеологическую роль, «Радуга» на время была забыта. Ее новое издание было осуществлено только в конце 1960-х годов, и, как утверждает критик Н.Грознова: «Это новое появление «Радуги» показало, что «военная» проза 1960-70-х, особенно проза В.Быкова, состоит в прямом родстве с книгой Василевской. Именно в «Радуге» начало вызревать то спокойное и неотступное постижение мучительных глубин в поведении людей, схваченных капканом войны, которое привело к взлету «военную» прозу «шестидесятников». Хотя повесть и имеет элементы идеологических призывов, некоторую «плакатность» повествования, особое «лозунговое» поведение красноармейского отряда, пришедшего для спасения страдающих людей, но тем не менее она реалистична, содержит тонкие психологические наблюдения автора, описания душевных и физических страданий и мук простых жителей села, их борьбу за жизнь и веру в победу. И сегодня «Радугу» вновь начинают читать, и воспринимается глубже, с осознанием реального подвига женщины-матери. Те, кто открывал наш семейный архив, быть может, встретились с предисловием к первому изданию повести «Радуга», в котором подчеркивалось: «Олена Костюк. Это настоящая героиня советского народа. Ее образ, созданный Вандой Василевской на основе реальных фактов, незабываем. Именно такие муки претерпела известная героиня-партизанка Александра Мартыновна Дрейман…». В подтверждение этой мысли считаю необходимым процитировать отзыв старшеклассницы, прочитавшей «Радугу» после знакомства с историей подвига Александры Дрейман, который она разместила на одном из литературных форумов: «Именно благодаря таким вот людям, таким вот личностям и гражданам своей страны Советский Союз одержал победу в войне. Людям, которые до последнего не сдавались, которые готовы были пожертвовать собой, и даже своими детьми ради спасения миллионов. Именно поэтому немцы боялись этого великого государства и советских людей. Боялись их бесстрашия, их силы и сумасшедшей любви к Родине. Это такая замечательная, добрая и настоящая книга, которая читается со слезами счастья и гордости за парней, которые бросались под обстрел с криком: «За Родину! За Сталина!», за женщин, которые не просто ждали своих мужей и сыновей с войны, но и ничуть не хуже своих мужских половин давали отпор фашистам.Да, сейчас мы живем в другой стране, люди сейчас другие. Но пока мы читаем такие книги и помним нашу историю, мы остаемся достойными детьми, внуками, правнуками, и праправнуками этих великих людей великого государства».Литература и искусство, бесспорно, играют огромную образовательную и воспитательную роль. Современный урок в школе одной из основных задач ставит задачу воспитания гражданина, патриота. Однако проблему воспитания наследников «великих людей великого государства» в наше время должны решать не только школа, учителя, педагоги. Формирование основных духовных ценностей, исторической памяти, уважения к легендарному прошлому своей Родины, подвигам ее народа должно начинаться в семье. Старшее поколение семьи может открыть ребенку семейный архив, поведать о жизни, судьбе, подвиге прадедов, провести экскурсии по памятным местам, по местам боевой славы, и, может, такие воспоминания сохранятся, будут передаваться следующим поколениям.Светлана Кудря сделала в своей работе «Живи и помни» такой вывод: «Считаться наследником победы – великая честь и одновременно огромная ответственность. Совершая свои поступки, мы должны помнить о том, что мы наследники победы, и мы должны хотеть и стремиться соответствовать этому великому званию».Александра КУДРЯ, учитель французского языка школы с углубленным изучением французского языка №1286

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте