search
main
0

Истоки нашей культуры

У времени есть память

Недавно созданный, еще небольшой школьный музей «Истоки» является важным элементом образовательной инфраструктуры нашей школы. Он выступает в качестве компонента воспитательной системы всей образовательной организации, механизма гражданско-патриотического воспитания, позволяя формировать у детей российскую гражданскую идентичность, осознанное и уважительное отношение к истории и культуре своей малой и нашей общей большой Родины – России. Дает детям возможность не просто знакомиться с историей, культурой, обычаями, традициями нашего народа, но и самим попробовать поучиться делать предметы быта своими руками, перенять навыки традиционных ремесел наших предков. Все экспонаты музея можно трогать, рассматривать, использовать по прямому назначению, если это нужно.

Идея создания музея была, как казалось, вовсе не оригинальной: школьных музеев довольно много. Но это на первый взгляд. Не хотелось делать, как у всех. Хотелось создать скорее даже не музей в традиционном понимании этого слова, а творческую мастерскую, в которой поселился бы школьный крае­ведческий музей. Задумка, идея – уже половина дела! Не рассказать о том, с чего все начиналось, просто невозможно.

Много лет назад, в семидесятых годах прошлого века, учитель русского языка и литературы Александра Семеновна Мишулкина, проработавшая в Крекшинской школе четверть века, начала собирать печатный и фотоматериал о Л.Н.Толстом. И не просто весь общеизвестный материал, а так или иначе связанный с пребыванием в усадьбе местного помещика Василия Александровича Пашкова, в роскошном доме в стиле английской готики, друга и секретаря Л.Н.Толстого Владимира Григорьевича Черткова, к которому неоднократно приезжали писатель и его семья. Материалов накопилось достаточно, для того чтобы заполнить несколько витрин в кабинете литературы и оформить небольшой музейный уголок, посвященный великому писателю.

«Музей Л.Н.Толстого», как его называли учителя и ученики школы, на самом деле не имел статуса музея и документов, подтверждающих это, но долгое время объединял вокруг себя огромное количество людей, беззаветно преданных творчеству гения русской литературы. Ребята, занимавшиеся в музейном кружке, проводили экскурсии для учеников нашей и других школ, для зарубежных гостей, для передовиков производства родного совхоза Крекшино, брали призовые места на различных литературных конкурсах, ездили на слеты, посвященные творчеству Л.Н.Толстого, проводимые в разных республиках Советского Союза. Музей объединил единомышленников на долгие годы.

Много лет прошло с тех пор. На смену старшему поколению пришли молодые педагоги. Многие материалы утрачены, к сожалению, уже нет тех, кто начинал это интереснейшее дело, которым позднее увлеклись и мы.

А увлеклись настолько, что родился наш школьный музей «Истоки». «У времени есть память – история» – эти слова написаны на одном из стендов в нашем музее. Время неумолимо мчится вперед, оставляя за собой яркий след событий, который необходимо сохранить и передать тем, кто придет после нас. Сохранить эту память времени. Помощник в этом нужном и благородном деле – школьный музей. Почему «Истоки»? Потому что все, что есть в нашем музее, – начало начал.

Часть музейных экспонатов, само собой разумеется, посвящена Л.Н.Толстому, но мы решили, что ограничиваться этим не будем. И в музее появилась русская печь с чугунами, дровами, ухватами. Вслед за печью – вышитые сто лет назад самотканые полотенца, прялки с веретенами, крынки, корзины, кованая сечка и иконы, которым почти двести лет. Старинная кухонная утварь, элементы одежды, музыкальные инструменты. Многое перекочевало сюда из личных коллекций друзей и знакомых. Все, кто узнавал о том, что мы в школе собираемся открывать музей, считали своим долгом принести нам что-нибудь старинное в дар. Дети в стороне не оставались. Красили, клеили, рисовали вместе со взрослыми. Подключились и к поискам новых экспонатов.

C самого момента открытия, с 14 апреля 2016 года, двери школьного музея «Истоки» не закрываются с раннего утра до позднего вечера. В гостях у нас успели побывать все обучающиеся школы, много ребят из двух других школ нашего комплекса, дошколята из старших и подготовительных групп, родители, бабушки и дедушки, тети и дяди, братья и сестры наших учеников, выпускники школы, нынешние и бывшие учителя и работники школы, многие жители поселения Марушкинское, представители Московской городской Думы, управления образования, администрации поселения Марушкинское, заведующие домов культуры, члены литературного объединения «Новое Переделкино», родственники воинов, погибших в районе Крекшино во время Великой Отечественной войны.

Часть нашего музея – экспозиция под открытым небом, где можно прикоснуться к культуре, обычаям наших предков, посетить «древнее славянское капище» с деревянными фигурами языческих богов, увидеть известняковые ритуальные плиты XVI ве­ка, найденные неподалеку от нашего поселения, которые помнят еще Ивана Грозного.

Далее в помещении музея вниманию посетителей предстанут предметы крестьянского быта: старинные утюги, серп, коса, деревянные грабли, чесалка для льна и шерсти, глиняные крынки, ухват и разнокалиберные чугунки, керосиновые лампы, корыта, дубовая бочка для засолки огурцов, сплетенные из лозы и дранки корзины. На веревке, протянутой вдоль макета русской печи, вышитые самотканые льняные рушники, которым без малого сто лет! Образа в красном углу тоже настоящие. Они гораздо старше рушников. Уголок «Народные промыслы» ознакомит с гжельской посудой и хохломскими ложками, павловопосадскими платками и дулевским фарфором, сергиевопосадской матрешкой и жостовскими подносами. Для малышей часто проводятся мастер-классы: учим расписывать тарелочки, игрушки в одной из перечисленных техник.

Многие наши гости ломают голову над тем, как раньше гладили белье при помощи рубеля и доставали чугуны из печки, как пряли на ручной прялке с веретеном. Но после экскурсии, думается, в случае необходимости каждый сможет перегладить ворох одежды, горячий чугун вытащить из печи и напрясть целые горы пряжи, потому что об этом не только рассказывают, но и показывают, как это делали наши прабабушки и прадедушки. У многих вызывают живой интерес модели советских и немецких самолетов времен Великой Отечественной войны. На этих моделях можно наглядно показать, какой летной техникой располагали тогда наша и гитлеровская армии.

В те грозные годы для поддержания боевого духа народа не останавливались съемки на советских киностудиях. Работал и «Мосфильм». Один из самых любимых фильмов тех времен – «Свинарка и пастух» – снимался у нас, в Крекшине. Об этом тоже расскажут посетителям музея, поделятся воспоминаниями Марины Алексеевны Ладыниной, исполнительницы роли Глаши в этой легендарной киноленте.

О войне без слов расскажут также осколки настоящих снарядов и гранат, покрытые ржавчиной части винтовок, патроны, солдатские фляжки и другие экспонаты, несущие на себе печать того страшного и героического времени. Вот лежат хлебные карточки, старая шерстяная шаль, письмо с фронта, чудом сохранившийся боевой листок выпуска 1942 года. Есть у нас фотографии, свидетельство о рождении, другие документы и «похоронка» на рядового Николая Смелова, получившего смертельное ранение в битве за Москву и умершего в стенах нашей школы, ставшей во время войны госпиталем.

Недавнее прошлое – 60-90‑е годы нашей страны, тогда еще Советского Союза, – тоже нашло отображение в музейных экспонатах: чернильница-«непроливайка» и перьевая ручка, старые школьные прописи, советские значки и монеты, газета «Пионерская правда», «Букварь», школьный пенал и многое другое. Время экскурсий пролетает незаметно. Всегда бывают довольны те, кто проводит экскурсии, и те, кто приходит к нам. А мы будем продолжать проводить новые уроки в нашем музее. Чем больше детей узнает о героическом прошлом нашей страны, о ее истории, о людях, которые жили и трудились на благо своей Отчизны, о тех, кто составлял ее гордость и славу, кто отдавал жизнь за ее свободу и независимость, чем больше будет перед глазами подрастающего поколения положительных примеров и образцов для подражания, тем достойнее вырастут сегодняшние малыши, от которых зависит будущее нашей Родины – России.

А из ребячьих шедевров, сделанных на мастер-классах, можно собирать целые выставки. И творческая мастерская, и уроки в музее, и литературная гостиная показали свою жизнеспособность и нужность. Современное дизайнерское оформление, интер­ак­тив­ный контент, виртуальные экскурсии, голограммы и прочие интересные новшества привлекательны, безусловно, для многих из нас, но не менее важно живое, непосредственное общение с прошлым, отраженным в том, что сберегли для нас, вопреки времени, и передали в музей замечательные и неравнодушные люди. Бесценна возможность общения детей друг с другом, с единомышленниками разных возрастов в этом наполненном и пропитанном историей пространстве, которое создавалось и продолжает создаваться во многом руками учеников нашей школы.

Именно так и реализуется главная цель воспитания в школе – развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающихся на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в российском обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства, формирование у обучающихся чувства патриотизма, гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества и подвигам героев Отечества, закону и правопорядку, человеку труда и старшему поколению, взаимного уважения, бережного отношения к культурному наследию и традициям многонационального народа Российской Федерации, природе и окружающей среде.

Валерия СМИРНОВА, педагог-психолог, руководитель музея школы №2057;
Светлана ДОРОФЕЕВА, заместитель директора школы №2057

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте