search
main
0

Истокам не иссякнуть

В Рязани прошла конференция, посвященная современным технологиям в образовании. В ней приняли участие представители двадцати российских регионов. Во Дворце творчества детей и юношества были продемонстрированы педагогические разработки и учебные пособия, объединенные темой экологии, нравственности и здоровья.

Ставропольский стенд выделялся среди других яркими учебниками “Истоки” для 2-6-х классов. Эти пособия рассказывают о вечных человеческих ценностях.
– К сожалению, для них как не было, так и сейчас нет места в школьном образовании, – рассказал один из авторов “Истоков”, историк Александр Камкин. – Современный мир быстро меняется. Мы уже не можем дать ребенку столько знаний, чтобы ему хватило их на всю жизнь. Школа должна учить детей адаптироваться, приспосабливаться к жизни. Но что взять за основу этой адаптации? Этой основой являются фундаментальные ценности, которые в быстро меняющемся мире помогают человеку оставаться человеком. Я имею в виду такие вечные ценности, как совесть, доброта, честь, правда, мир, родной дом и т. д. Эти понятия есть в любой культуре, в традициях любого народа. Плохо, что о самых простых вещах мы говорим крайне мало, а каждое из этих понятий имеет величайшее множество смыслов, носит глубочайший, веками укрепившийся контекст.
В учебниках по предмету “Истоки” авторы и решили выписать эту систему вечных ценностей, которые разделены на четыре большие группы. Ряд ценностей касается духовной основы жизни, – это вера, истина, преображение, покаяние, святость, храм, подвиг. Другой ряд составляют универсалии, отражающие душевное, сердечное начало бытия: любовь, доброта, мать, отец, долг, честь. Есть ценности природы и социума, такие, как семья, род, мир, отечество, согласие, путь-дорога. И есть универсалии человеческой деятельности, боевой стороны бытия: служение, труд, мастерство, воинский долг.
– Но раскрывать великие ценности, которых не так уж много, нужно очень осторожно, – считает автор. – Поэтому в курсе “Истоки” мы идем по спирали, возвращаясь к одним и тем же понятиям несколько раз, для того чтобы в соответствии со своим возрастом и жизненным опытом ребенок в известных ему вещах находил глубокий смысл и понимал, насколько это дорого и важно.
Нужно сказать, что каждую ценность культуры мы стараемся выписать в таких образах, чтобы представить ее с нескольких позиций. С позиции рациональной – чтобы понять, как она служит человеку, с позиции эстетической, духовной, метафорической, нравственно-этической. Мы даем педагогам определенный алгоритм раскрытия этих ценностей, поэтому “Истоки” – это не уроки, где акцентируются лишь на знаниях. Это, скорее всего, уроки радостного открытия уже, казалось бы, знакомого мира. Уроки, на которых общекультурные ценности дети начинают воспринимать как свои собственные.
Иногда нас упрекают в том, что в “Истоках” обозначены лишь высокие, недостижимые идеалы. Но мы считаем, что говорить в школе об идеалах нужно обязательно. Ведь как только прозвенит звонок с урока, ребенок углубляется в мир, полный контрастов и проблем. При работе над учебником авторы следуют советам Ушинского: “Сначала необходимо познакомить детей с положительным содержанием бытия, с тем, что лежит в основе его гармонии, единства. В основе человеческой природы заложена потребность в умилении перед неземной красотой земного устроения”.
Конечно же, потом, когда ребенок подрастет, жизнь предстанет перед ним во всей сложности и противоречивости. Но хочется надеяться, что потребность ее гармонизации, заложенная в начале жизненного пути, поможет человеку достойно выходить из любых нравственных тупиков.
В заключение хочется сказать, что учебник “Истоки” создается не только авторами – он превращается в коллективный, соборный труд учителей, родителей и детей. А задача авторов – услышать их голоса, добрые советы и воплотить в жизнь.

Михаил БОНДАРЕВ

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте