search
main
0

Исток мой, дорога моя…

Петрозаводский педагогический колледж отметил 120‑летие

Поздравить колледж с юбилеем собрались представители власти, ветераны педагогического труда, преподаватели и сотрудники, руководители образовательных организаций, студенты и выпускники, партнеры и друзья. Каждый сидящий в зрительном зале – часть большой эпохи становления среднего профессионального педагогического образования в Карелии. В этом учебном году колледж обрел директора – Жанну Петрову, ранее занимавшую должности первого замминистра образования и спорта Карелии и директора школы №46.

 

Ассоциация профессиональных образовательных организаций Карелии «Совет директоров» поздравляет директора педколледжа Жанну ПЕТРОВУ (слева)

 

Фундаментальная школа

– Союз опытных преподавателей, молодых специалистов, амбициозных студентов – это прочный фундамент не только для получения качественного образования, но и для развития личности каждого, кто попадает в уникальную атмосферу доброты и взаимопонимания, – подчеркнула директор Петрозаводского педагогического колледжа. – Именно по этой причине педколледж становится для каждого вторым домом, ярким воспоминанием о самом счастливом времени жизни. Особые слова признательности – ветеранам педагогического труда, чьи судьбы тесно связаны с историей нашего образовательного учреждения, кто большую часть своей трудовой деятельности посвятил подготовке молодых специалистов. Нынешняя смена стремится сохранять высочайшую профессиональную планку, заданную вами, но при этом смело и по-новаторски относится к решению поставленных задач.

В настоящее время из стен старейшего образовательного учреждения региона выходят молодые преподаватели младших классов, воспитатели, учителя физкультуры и изобразительного искусства, педагоги дополнительного образования, а также социальные работники. Педагогический колледж – это фундаментальная школа современной педагогики. Успешное сочетание современных реалий и традиций классического педагогического образования позволяет воспитывать высококлассных специалистов.

Также на празднике наградами различного уровня были отмечены ветераны педагогического труда, преподаватели и сотрудники колледжа, наставники.

Библиотекарь колледжа Арина Шувалова поделилась с «Учительской газетой» историей о том, как же все начиналось.

 

Первое профессиональное звено

За более чем вековую историю Петрозаводский педагогический колледж не раз менял свое название, но всегда оставался верным своим традициям. Здесь готовили к профессиональной жизни будущих педагогов, давали глубокие знания по специальности. 120 лет – почетный возраст. Хочется верить, что еще через столько же лет колледж останется инновационным, развивающимся учреждением профессионального образования, центром взращивания и воспитания учительства Республики Карелия!

История образовательного учреждения начинается в 1903 году, когда в губернском городе Петрозаводске была открыта мужская учительская семинария – педагогическое учебное заведение, готовившее в дореволюционной России специалистов для начальных школ.

Чем было обусловлено открытие? Обратимся к истории. Во второй половине 1890‑х годов земством при поддержке епархиального ведомства был разработан план введения в Олонецкой губернии всеобщего начального обучения. Численность школ различных типов выросла с 351 в 1895 году до 793 в 1913 году. Требовались новые кадры. Эту проблему призвано было решить открытие учительской семинарии.

В дальнейшем на основании Положения об учительских семинариях учреждения подобного типа создавались правительством и земствами в городах и сельской местности. Основное внимание обращалось на педагогические дисциплины и практику.

Проект устройства учительских семинарий был разработан Константином Ушинским. Семинария во многом стала носительницей и проводником его прогрессивных идей. В 1861 году в «Журнале Министерства народного просвещения» была размещена статья великого русского педагога «Проект учительской семинарии», в которой он выразил собственное видение специфики устройства учреждения.

Константин Дмитриевич подробно описывал качества, которые должны быть воспитаны в будущем учителе. Содержание образования определялось следующими предметами: Закон Божий, арифметика, грамматика, церковнославянский язык, история, законодательство, ботаника и зоология, география, естественные науки, сельское хозяйство, медицина, чистописание, черчение, рисование, пение.

Эти задачи должна была выполнить мужская учительская семинария Петрозаводска. Город, несмотря на статус губернской столицы, оставался, по сути, провинциальным. По мысли Ушинского, учительские семинарии следовало открывать в небольших городах и селах, чтобы соблазны больших городов не влияли дурно на воспитанников, а преподаватели всецело отдавались работе, не отвлекаясь на совместительство в других учебных заведениях.

Первым директором семинарии был назначен Михаил Правдин, выпускник историко-филологического факультета Санкт-Петербургского учительского института. Компетентность и профессионализм педагогического коллектива стали важнейшими условиями роста авторитета и популярности образовательного учреждения в Олонецком крае.

В Петрозаводскую мужскую учительскую семинарию поступали в основном представители крестьянского сословия православного вероисповедания, окончившие уездное училище. Первый выпуск составили семнадцать будущих учителей. Первые два года семинария не имела своего здания и арендовала разные помещения для проведения занятий.

21 сентября 1905 года состоялось торжественное открытие нового двухэтажного здания учебного заведения на высоком берегу реки Неглинки. Для семинарии было «отведено обширное пустопорожнее место на северо-западе от города, по Петербургскому тракту». Это было одно из больших и красивых зданий Петрозаводска того времени. В семинарии была создана библиотека, были приобретены необходимые учебные пособия, оборудованы кабинеты физики, естествознания, гимнастический зал, другие учебные помещения. В 1907 году оборудовали домовую церковь.

С первых дней своего существования Петрозаводская мужская учительская семинария стала одним из лучших учебных заведений по подготовке учителей. Активно внедрялась в практику передовая методика начального обучения Константина Ушинского. Будущие педагоги давали пробные уроки и еженедельно обсуждали их на конференциях. Уже в 1915 году собрали оркестр, а еще раньше – хор учащихся. Была и драматическая студия. Традицией стали поездки выпускного курса в Санкт-Петербург.

Согласно идеям Константина Ушинского семинаристу необходимо практиковаться в ведении сельского хозяйства. Это поможет лучше понять детей, сообщать полезные сведения сельчанам, самому заниматься огородничеством. На обширном пространстве в девять десятин, которое было предоставлено семинарии, открыли прекрасный сад и огород: привезли ростки декоративных кустов, разбили цветник.

Составной частью идеи народности в воспитании у Константина Дмитриевича стал вопрос о женском образовании, без чего он не представлял общественной системы просвещения. Образование женщины должно быть таким же, как и образование мужчины, стать в отношении нее образованием общечеловеческим, так как наряду с общественными функциями женщина в значительной мере занята воспитанием детей.

В 1915 году с целью пополнения учительских кадров было разрешено открыть в Петрозаводске женскую семинарию, начальницей которой назначили Марию Лыкошкину. В 1915 году в газете «Олонецкие губернские ведомости» появилось объявление о наборе девочек в приготовительный класс.

Таким образом, разработанная Константином Ушинским теория учебного заведения, послужившего основанием создания сети учительских семинарий по всей России, получила распространение и на Русском Севере.

Как колледж живет сегодня? Судите сами.

 

Цель – патриотическое воспитание

Студенты 211‑й группы педколледжа вместе с преподавателем Евгенией Смирновой приняли участие в молодежно-патриотической акции «День призывника». Мероприятие прошло в центре образования и творчества «Петровский дворец» и собрало учащихся петрозаводских школ и профессиональных образовательных организаций. Цель – развитие у молодежи гражданственности, патриотизма как важнейших духовно-нравственных и социальных ценностей. Для собравшихся в актовом зале выступили творческие коллективы. Показательное выступление подготовили также сотрудники кинологической службы МВД Карелии.

 

Грандиозные планы

Петрозаводский педагогический колледж принял участие в проф­ориентационной выставке «Старт в профессию», которая прошла в Национальном театре. Организатором выступило Управление труда и занятости при поддержке Правительства Карелии. На мероприятии побывали более полутора тысяч старшеклассников. 20 колледжей и техникумов, Петрозаводский государственный университет и Карельский филиал РАНХиГС представили на «Старте в профессию» 75 направлений для обучения. Школьники прошли профориентационные тесты для планирования своего будущего, узнали, какие специальности можно получить, обучаясь в республике.

Профессию можно было даже потрогать: учреждения на выставке представили новейшее оборудование и средства обучения. Большую поддержку организаторам этого масштабного мероприятия оказали волонтеры – студенты педколледжа.

 

Уникальные специалисты

В педагогическом колледже открылась выставка «Здесь край мой, исток мой, дорога моя», посвященная 120‑летию образовательного учреждения и 55‑летию художественно-графического отделения.

Художественно-графическое отделение появилось при петрозаводском педучилище №2 в 1968 году. У источников создания стоял Анатолий Афанасьев. Директором училища тогда была Нина Симонова, ей понравился замысел, и дело получило путевку в жизнь. На Северо-Западе это было единственное учебное заведение, которое готовило уникальных в своем роде специалистов, учиться сюда ехали отовсюду. Затем еще много замечательных учителей и художников выпускали эти стены, их работы вошли в сокровищницу карельского искусства.

В действующей экспозиции представлены работы двадцати семи участников, тех, кто творил и творит, делится с нами душевной теплотой и опытом, раскрывая профессиональные секреты, надежды.

 

Сто баллов!

Студенты педагогического колледжа приняли участие во Всероссийской просветительской акции «Большой этнографический диктант». В этом году традиционное мероприятие проходит под девизом «Народов много – страна одна!». Участие в акции – прекрасная возможность проверить свои знания в области традиций и культуры народов России. Самыми знающими студентами, набравшими в результате тестирования 100 баллов из 100 возможных, оказались Виолетта Гришина, Юлия Изотова, Ольга Косолапова, Диана Петружис, Елизавета Тишкова. Каждый участник получил именной сертификат.

 

Гражданская позиция

1 ноября студенты 231‑й и 324‑й групп вместе с преподавателями Александром Мяттоненом и Романом Матвеевым приняли участие в акции Молодежного крыла регионального отделения Народного фронта в Карелии «Оставайся донором». Ребята пришли на республиканскую станцию переливания крови, прошли необходимые обследования и были допущены к процедуре забора крови. Кто-то сдал кровь впервые!

Мария ГОЛУБЕВА, Республика Карелия

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте