В рамках разработки программы воспитания в МОК «Запад» уделено особое внимание разделу «Виды, формы и содержание деятельности». Одной из форм воспитательной работы, активно развивающейся в образовательном комплексе, стали туристические походы.
Туристическая деятельность может развиваться как в рамках инвариантных модулей программы «Классное руководство», «Школьный урок», «Курсы внеурочной деятельности», «Работа с родителями», «Самоуправление» и «Профориентация», так и в рамках вариативных модулей «Ключевые общешкольные дела», «Детские общественные объединения», «Школьные медиа», «Экскурсии, экспедиции, походы».
Включение туристических походов в программу воспитания образовательной организации обеспечивает выполнение принципа реализации процесса воспитания через создание в школе детско-взрослых общностей, которые бы объединяли детей и педагогов яркими и содержательными событиями, общими позитивными эмоциями и доверительным отношением друг к другу.
– После ограничений, связанных с пандемией, и родители, и дети очень обрадовались предложению принять участие в походе выходного дня, – рассказывает Светлана Болдырева, учитель, классный руководитель 7‑го класса, участник похода выходного дня. – В походе ребята многое делают для достижения общей цели, у них формируются навыки сотрудничества, сопереживания, совместного проживания события. На вечерней свечке многие ребята сказали, что одного дня для похода мало, было бы здорово пойти в многодневный поход.
Опыт реализации туристических походов в МОК «Запад» показал, что основными направлениями развития данного вида деятельности в образовательной организации являются:
– подготовка квалифицированных кадров – специалистов, владеющих ключевыми навыками организации и проведения туристических походов;
– развитие детско-взрослого сообщества образовательной организации по развитию туристской деятельности;
– обеспечение материально-технических условий по подготовке и проведению похода (закупка тентов, палаток, спальных мешков, кострового оборудования).
На сегодняшний день 15 работников комплекса прошли курсы повышения квалификации по направлению организации туристической деятельности в детских коллективах. В 2022 году они самостоятельно при методической поддержке «Лаборатории путешествий» организовали и провели походы выходного дня в Подмосковье.
– Лыжный поход в Карелии был моим первым в жизни походом, – делится впечатлениями Дарья Мищенко, преподаватель, участник похода в Карелии и организатор похода выходного дня. – Он стал началом обучения на курсах повышения квалификации «Проектирование, организация и проведение похода выходного дня с детской группой в условиях образовательной организации». Инструкторы показали нам, каким образом обеспечивается безопасность участников похода, на что важно обратить внимание при подготовке, каким образом распределяются обязанности участников похода. В Москве мы прошли теоретический курс подготовки, узнали о документальном сопровождении туристического похода, получили методические рекомендации по организационным моментам. Уже в июне я организовала поход для студентов своей группы. И вот сейчас мы с группой студентов принимаем участие в проекте МЦПС «По пути великих открытий».
Для проведения походов выходного дня «Лаборатория путешествий» предлагает широкий перечень маршрутов, сопровождение инструкторами туристических групп, в аренду безвозмездно предоставляет туристическое снаряжение. Педагоги-организаторы МОК «Запад» при консультационной поддержке «Лаборатории путешествий» подготовили перечень туристического снаряжения, которое к сентябрю 2022 года будет закуплено. Это позволит не только участвовать в походах, но и отрабатывать базовые туристические навыки на занятиях дополнительного образования.
– Закупка снаряжения, безусловно, важна, – отмечает Татьяна Герус, заведующая учебной частью, участник похода выходного дня. – Это позволит организовать занятия дополнительного образования туристско-краеведческой направленности на постоянной основе. Не менее важно создание туристического сообщества работников комплекса, обучающихся и их родителей. Совместное планирование, коллективное проведение мероприятий и анализ их результатов, когда по мере взросления ребенка увеличивается и его роль в совместных делах (от пассивного наблюдателя до организатора), когда в проведении общих дел отсутствует соревновательность между классами или группами, поощряется конструктивное межклассное и межвозрастное взаимодействие обучающихся, а также их социальная активность, это объединяет всех участников образовательных отношений, создает благоприятную развивающую среду.
В комплексе создан туристический клуб, в котором обсуждаются предстоящие события, решаются оперативные задачи, общаются увлеченные туризмом педагоги и обучающиеся. В работе клуба принимают участие и непедагогические работники комплекса. Например, инженер Дмитрий Хаустов и контрактный управляющий Анастасия Миронова, участники зимнего похода в Карелии и организаторы похода выходного дня, отвечают в клубе за снаряжение и обеспечение безопасности, помогают при формировании закупок с составлением технического задания.
Туристическая деятельность стала одним из эффективных инструментов для развития комплекса, ресурсом для создания детско-взрослого сообщества и источником идей для образовательных событий.
Татьяна МАНСУРОВА, заместитель директора МОК «Запад»
Комментарии