Когда после окончания московского института мы с подругой начали работать в сельской школе Калининградской области, на нас свалилось много трудностей и в школе, и после нее. Нам, молодым специалистам, остро не хватало методической литературы. Местные учителя принесли нам из библиотеки толстую подшивку «Учительской газеты» с цветными закладками. Значит, что-то есть интересное!
Мы и не заметили, как «УГ» для нас стала необходимой. Помню, зашла как-то в библиотеку за книгой, навстречу – директор. Спрашивает меня: «Что за роман? Возьмите последний номер «Учительской газеты», он интереснее вашего романа». Юмор директора не обижал, нам нравилось, как серьезно и грамотно выстраивал он работу с начинающими педагогами. Так, на ближайшем педсовете состоялся разговор об изучении так называемого липецкого метода построения урока, с которым читателей ознакомила «УГ». Ведь долгое время каким монотонным и однообразным был урок! Проверка домашнего задания, опрос, объяснение нового, домашнее задание…
Мы с нетерпением взялись за «перестройку», искали, пробовали… Когда у меня стали получаться уроки, интересные и мне, и ребятам, на них стали приходить предметники из других школ района. «УГ» ознакомила нас и с новыми принципами и идеями педагогики, и мы с подъемом стали изучать опыт педагогов-новаторов М.Шаталова, М.Щетинина, С.Лысенковой, Ш.Амонашвили, Е.Ильина… Мы не копировали, а перенимали интересные подходы.
Когда я стала работать завучем по воспитательной работе, то прочла в «Учительской газете» про школу, которая вся поет, и загорелась воплотить эту идею в жизнь. Через год у нас было три хора учеников.
Когда в 1964 году школа готовилась к летним каникулам, я прочла в «Учительской газете» о лагере старшеклассников в Ставропольском крае, в котором подростки работают и отдыхают. Я с газетой бегу к директору – и дело закрутилось! Обсудили на педсовете, договорились с руководителями соседнего колхоза – и организовали два лагеря.
Когда на педсовете учителя спросили директора: «Кто же будет начальником лагеря?», Павел Иванович лукаво улыбнулся: «Чья идея, тот и будет».
Это было замечательное время. Я благодарна газете, ознакомившей с такой интересной практикой. За результативную работу совместно с колхозом школа была занесена в Книгу Почета ВДНХ. О нас появилась публикация в «УГ». В те годы я получила звание заслуженного учителя и была назначена директором школы.
Мне захотелось поделиться своим опытом с коллегами, и я стала писать в «Учительскую газету» и о проблемах, и об успехах. Мы с учителями увлеклись тогда чтением газеты. Начинали со «Ста первых строк» редактора, они не походили на обычные передовые статьи. Размышления наводили на интересные темы будущих разговоров с ребятами, яркие изречения становились ценным подспорьем в беседах на классных часах.
В последние годы, работая в школе, я для своего театрального кружка писала литературные сценарии и небольшие пьесы. Мне было интересно проверять написанное читкой в своем десятом классе. Однажды после чтения пьесы о молодых учителях ребята сказали: «Уж очень все гладко. Так не бывает». Я подумала и согласилась. Дома я полистала подшивку «УГ» и нашла интервью, в котором опытный педагог дает молодой учительнице простой, но мудрый совет. Ох как помогла мне эта публикация оживить пьесу!
Пожилая учительница говорит:
– Ты поведи их за собой! Заинтересуй их чем-нибудь, кроме уроков!
– Я должна их только учить!
– Ох, милочка, как ты заблуждаешься! Хороший учитель может многое дать своим ученикам, кроме знаний….
Наш театр несколько раз показал спектакль и в школах района, и в Доме культуры, где зрителями были учителя, школьники и родители. И каждый раз эта сцена проходила под аплодисменты.
Комментарии