search
main
0

Источник у инжира в Стране души. Чему российские и абхазские школьники могут научиться друг у друга

На государственном флаге Республики Абхазия (Апсны) – раскрытая ладонь. «Добро пожаловать тому, кто идет с миром. Остановись тот, кто идет с мечом». «Страна души» – так переводится на русский язык название Республики Абзахия, а село Алахадзы – «Источник у инжира».

В коридоре русской школы №1 села Алахадзы под флагом – стенд с юными защитниками Апсны. О грузино-абхазской войне 1992-1993 годов, которую здесь все называют Великой Отечественной, практически в каждой школе собран тот или иной материал.В начале октября вот уже четвертый год подряд учителя московской школы №1148 проводят в Алахадзы уроки, дают мастер-классы. Не случайно, видимо, именно эта школа одной из первых протянула руку помощи своим коллегам. Иначе мы жить не можем, говорит директор школы Елена Игоревна Косарихина. Слова писателя Достоевского «Живи так, как если бы от тебя зависела судьба мира» стали для этого коллектива руководством к действию. Ученики 1148-й недавно выступали на международной конференции ЮНЕСКО, посвященной итогам программы ООН «Образование для всех». Их доклад назывался так: «Разрушительное воздействие вооруженных конфликтов на образование на примере Абхазии». Последствия войны московские школьники могли увидеть своими глазами. До сих пор Алахадзыхская школа еще не оправилась от бедствия. Зияет пустыми глазницами окон центральная часть здания. Последствия экономической блокады до сих пор дают о себе знать – материальная база школы в одночасье не создается. Первые компьютеры появились совсем недавно, да что компьютеры, надо видеть, как радовались учителя и ученики новым учебникам и книгам. Когда-то, отмывая закопченные стены родной школы (после пожара только они и уцелели), взрослые и дети мечтали о лучшем времени. «Только бы был мир» – такие слова часто услышишь на этой красивой земле с раздольем моря, садами, виноградниками… Благодатный край, населенный добрыми, отзывчивыми людьми…«Мы разные – в этом наше богатство. Мы вместе – в этом наша сила». Слова стали лейтмотивом всех занятий, которые проводили московские учителя в русской школе №1 села Алахадзы.Московская школа №1148 с этнокультурным русским компонентом носит имя Федора Михайловича Достоевского. В 2002-м учебное заведение получило почетное звание «Школа мира». Просвещение есть свет духовный, озаряющий душу, просвещающий сердце, направляющий ум и указывающий ему дорогу жизни, считал писатель-гуманист. И «достойники», как они себя называют, подтверждают эти слова каждодневными делами. В этот приезд московские школьники опять дали добрую подсказку своим сверстникам. Ведь именно благодаря их пытливости юные жители села Алахадзы узнали много интересных подробностей о жизни московского купца Николая Васильевича Игумнова. Его заслугами в этом селении появились цитрусовое и рыбное хозяйства, разрослись посадки лечебных деревьев – камфарного, хинного, эвкалиптового… Кстати, кипарисовые аллеи образуют инициалы купца, правда, увидеть их можно только с воздуха. Русский купец отличался особой фантазией и оригинальностью, за что, впрочем, и оказался в этом краю. На одном из балов в своем московском доме-тереме на Якиманке Игумнов щедро усыпал пол золотыми монетами. Столь неуважительное отношение к царскому лику, изображенному на червонцах, не осталось незамеченным. За такую непочтительность власти выслали купца из столицы. С 1901 года до своей кончины в 1924 году опальный купец вкладывал все состояние в развитие села Алахадзы. В семнадцатом он добровольно передал новой власти свое хозяйство.Эти и другие сведения из жизни русского купца Игумнова позволили школьникам не только заглянуть в глубь истории, но и иначе посмотреть на сегодняшний день. В школе села Алахадзы еще нет своего музея (у москвичей их уже пять). Но начало положено. Ученическая работа «Наша Санта-София – село Алахадзы» (история родного края) займет достойное место среди экспонатов будущего музея.В этот раз «достойники» привезли новые работы. Одна из них, «Абхазия – непризнанная страна», весьма глубока и интересна. Немало открытий предстоит сделать юным исследователям. Хранят пока свои тайны руины храмового комплекса Святой Софии. Московские школьники передали все сведения, которые сумели собрать об этом культовом сооружении, возведенном в IV-VI веках, своим абхазским сверстникам. Пусть они займутся дальнейшими исследованиями. Есть предположение, что именно отсюда христианство и распространилось по всей Абхазии.- Нам много дает такое сотрудничество, – радуется директор Вартануш Андреевна Дащян. – Друзья из Москвы помогают нам расти. Мы теперь знаем, по каким программам работают учителя, как они проводят уроки по той или иной теме, как организована у них внеклассная работа, и много других педагогических секретов открыто нам.В этот раз в школу села Алахадзы прибыли руководители школ Гагрского района. Для них отличник народного просвещения Вера Алексеевна Дмитриева, заместитель директора по УВР, провела мини-семинар. Тема его весьма актуальна для педагогов Абхазии – как организовать в школах профильное обучение.Занятия проходили в новом актовом зале. Его своими собственными силами ученики и учителя переоборудовали из бывших мастерских. Надо же где-то проводить свои праздники, встречать гостей. С надеждой ждут они капитального ремонта школы. Хочется, чтобы в здание заходили все, как и раньше, с парадного входа, а не со двора, как теперь. Впрочем, добрые преобразования с каждым годом становятся все заметнее. Об этом говорят своим абхазским коллегам московские учителя, радуются за них.Как всегда, на высоком эмоциональном подъеме прошел урок Натальи Валерьевны Курбатовой. Второклассники Алахадзыхской школы активно включились в игру со словами. И даже самые трудные орфограммы запоминались легко.- Зовите к себе слово, – обращается к малышам Наталья Валерьевна. И те усердно начинают выделять ударный слог в каждом слове.- Стараются, милые мои, – замечает их родная учительница Галина Константиновна Омельяненко. Как признавалась она, да и другие ее коллеги, поначалу на первых уроках, проводимых москвичами, волновались за своих учеников, за их знания. А потом стало ясно: напрасно опасались – никто их не проверяет, а только помогает.Надо видеть, с каким усердием берутся за каждое задание ученики, как стараются они дать точный ответ, как загораются их глаза от похвалы. И такое было на всех уроках. Живо, увлекательно, с вовлечением каждого из восьмиклассников в живой диалог провела занятие английского языка Наталья Юрьевна Рафаэль. Тем более что она вошла в класс вместе со своими помощниками. И москвичи, конечно же, захотели познакомиться поближе со сверстниками. Живые диалоги сменялись сценками – добрая атмосфера урока передалась взрослым на заднем ряду. Кто-то даже стал тихонько подпевать, когда зазвучала общая песня. Наверное, вот такой добрый настрой и есть сверхзадача, ради которой стоит учителям готовиться к занятиям, волноваться и переживать. Ведь для любого педагога открытый урок всегда испытание. Представляю, как тщательно планировали свой интегрированный урок обществознания в 11-м классе Ирина Вячеславовна Губа, почетный работник общего образования, учитель истории, заместитель директора 1148-й, и Алла Александровна Лебедева, заслуженный учитель России, преподаватель МХК. «Как осуществляется процесс познания» – такую тему переложить на 45 минут весьма сложно.Опытные педагоги с задачей справились. Приятно было видеть, как ведущие пытались донести до своих подопечных мысль, что важно уметь извлекать знания из разных источников. У таких занятий, как правило, бывает долгое эхо. Они заставляют задуматься над тем, что, казалось бы, хорошо знакомо. «Меня признают самым мудрым только потому, что я знаю, что ничего не знаю…» Эти слова Сократа недаром были озвучены в начале урока. И в противовес им – тоже знакомое до оскомины – «Знание – сила». Есть пища для пытливого ума.О главных человеческих ценностях шла речь на занятии, которое провела с шестиклассниками учитель истории и обществознания Наталья Андреевна Капируля. Надо ли говорить, что всякий раз, составляя программу поездки, московские учителя стараются насытить занятия различными формами и методами работы, передать свой опыт.На следующий день в гагрской школе №2 продолжился семинар для учителей и руководителей района. Директор школы Изабелла Мэлоровна Ажиба всех гостей пригласила сначала в музей. Здесь открывалась новая экспозиция. Надпись над нею гласит: «Ты, Абхазия, помнишь сынов, что в боях за тебя полегли». Экспозиция рассказывает о выпускниках и их родителях – участниках грузино-абхазской войны. Аделаида Леонтьевна Капба, заслуженный учитель Абхазии, директор музея, представляет юных гидов. Они будут проводить первую экскурсию для гостей. Впечатляет панорама двух окон. В одном – за стеклом ухоженный школьный двор с пальмами, фонтаном (школа восстановлена после разрухи в полном объеме), и рядом другое окно с надписью «Расстрелянный город».- Здесь мы свадьбу отмечали, – с грустью комментирует снимок разрушенного здания некогда красивого кафе Марина Владимировна Папба, заведующая Гагрским отделом образования. И добавляет: – Такие музеи нужны, чтобы память у наших потомков не стала короткой.Трудно залечиваются раны, нанесенные войной. Здание Гагрского вокзала с его лепными украшениями до сих пор в обломках и трещинах. В столице республики не восстановлено пока здание правительства. Следы обстрела видны еще на многих домах.Но всюду есть примеры, дающие повод для оптимизма. Здание сухумской филармонии радует глаз своей архитектурной изысканностью. Здесь проходят многие торжества. В этом году на свой профессиональный праздник – День учителя – со всех районов прибыли сюда педагоги. К тому же именно на этой сцене торжественно чествовали победителей и лауреатов конкурса педагогического мастерства «Учитель года-2011». В отличие от российского конкурса здесь не выбирают одного победителя. Премии дают пятерке лучших (победителям вручают 60 тысяч рублей и красную ленту, а лауреатам – 20 тысяч и зеленую ленту). Соревнования учителей друг с другом нет, комиссия посещает уроки, знакомится с опытом и выбирает в районах работников образования, достойных наград и премий. Премии – весьма существенный стимул. Зарплаты учительские скромные. Но никто не жалуется. Учителя рассказывали, как в лихие годы женщины, надрываясь, несли на себе сумки с мандаринами, чтобы на деньги от продажи кормить семьи. (Мужчин через границу не пускали.)- Вот тогда-то многие из нас потеряли здоровье, – признавалась одна учительница. – Каково нести груз или толкать тачку перед собой в сто кило и больше?Нынешнюю мирную жизнь абхазские жители умеют ценить. В Галском, приграничном с Грузией, районе учителей школы №1148 в рамках международной гуманитарной акции попросили провести уроки. Уроки должны быть такими, чтобы «проняло и научило». Такую задачу поставили перед директором школы заслуженным учителем России Еленой Игоревной Косарихиной. И «достойники» с задачей справились. Правда, Ирина Вячеславовна Губа и Наталья Андреевна Капируля озадачили своих друзей-пограничников (с ними у школы тоже налажено доброе сотрудничество, московских и алахадзыхских школьников недавно торжественно посвятили в юные пограничники). Так вот для проведения своего занятия московские учителя попросили 40 воздушных шаров. А с педагогами Галского района разговор начался с просмотра короткого сюжета. Малыш выбирает себе игрушку. Тянется к кубикам – на экране строительство красивых зданий. Берет плюшевого мишку – расцветают растения, поют в лесу птицы. Но вот он выбирает пистолет – разруха, несчастье, нужда… «Будущее еще не определено», – говорит голос за кадром.- Мы сразу пытались уйти от обвинений в адрес властей, – рассказывает Ирина Вячеславовна. – Давайте подумаем о том, что каждый из нас может сделать, чтобы будущее менялось только в лучшую сторону.Непросто давались эти признания. А потом все участники необычного урока фломастерами на шариках написал те заветные слова, которые помогут сделать будущее прекрасным. Все вышли с этими шарами из здания наружу. И высоко в небо взвились разноцветные шары «Жить в мире», «Сохранять природу», «Уважать других», «Никогда не воевать». Очень скоро шары оказались на грузинской стороне. Об этом потом рассказали наши пограничники.Перед отъездом вместе с московскими учителями я побывала в Алахадзыхской школе. Тогда завуч Надежда Васильевна Пантелеева, узнав, что материал о них будет в «Учительской газете», показала фотографию:- Не могли бы вы помочь разыскать родственников Андрея Балахонова? Ему было 19 лет, когда он погиб 3 июня 1993 года в селе Тамыш. Награжден отважный паренек одной из самых высоких наград Абхазии – орденом Леона. Похоронен с почестями в Алахадзы. Здесь нашел свое последнее пристанище юноша, покинувший родной город Находку, чтобы встать на сторону защитников Страны души. О нем известно мало. Где он учился? Живы ли его родители, родственники? Ребята хотят собрать больше сведений о доблестном воине Андрее Михайловиче Балахонове. В их руках сегодня только пожелтевшая от времени фотография 1993 года. Перед уходом на передовые позиции участники боевых действий – защитники Апсны встречались с учителями. Те вместе с детьми выступали перед ними с концертом. Тогда и был сделан снимок. На память.с. Алахадзы, Республика Абхазия, фото автора

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте