Милых девочек из глубинки можно увидеть разве только на гуманитарных факультетах. Еще реже попадаются тургеневские барышни, которые носят с собою любимые книги. Зато множество бойких молодых людей, откровенно демонстрирующих свое благосостояние, щеголяя в турецкой коже и массивном золоте. Незначительная часть первокурсников одета неброско, но изысканно и очень дорого. Основная масса – в типовой <>. И, наконец, многие из тех, кто буквально лбом пробил узкие двери бесплатного образования, ходят в наследственном. Благо, пестрые жилеты и пуловеры снова вошли в моду, как в 30-е или 60-е.
Центр социологических исследований Иркутского государственного университета опубликовал данные, касающиеся материального уровня студентов. 11% первокурсников могут тратить на себя от одного до трех миллионов рублей в месяц. Источник этих средств теряется в тумане: то ли богатые родители, то ли своя собственная коммерческая деятельность. У 44% средний уровень дохода на одного члена семьи – от 300 до 700 тысяч. Остальные первокурсники живут за чертой бедности. Если рассмотреть эту проблему в зависимости от будущей специальности, то картина получается следующая: на международном факультете университета собственные доходы имеют 54% первокурсников, за чертой бедности – ни одного. Зато на филологическом на средства менее 100 тысяч в месяц живут 15% первокурсников.
Платность образования на престижных факультетах – барьер для молодежи даже со средним достатком – к такому выводу пришли социологи. Основная часть молодежи отсечена от перспективных специальностей. Еще одна деталь: первокурсники престижных факультетов, за редчайшим исключением, – жители крупных городов, Ломоносовых среди них нет.
Более глубокое изучение студентов престижных факультетов – экономического, юридического, психологического – приводит к неутешительным выводам: многие из них переоценивают свои возможности, откровенно надеются на получение диплома без особого напряжения и готовое место работы после окончания вуза. Тип студента – <> сформировался в годы застоя, но, увы, не исчез. Если раньше лодыря держали до окончания вуза, поскольку процент отсева был одним из основных показателей работы, то теперь его тащат до диплома, поскольку он подпитывает вуз материально.
Первокурсники престижных факультетов все еще находятся в состоянии эйфории, не учитывая, что поступление – это лишь первый шаг. После окончания им придется выдержать острую конкурентную борьбу, в которой побеждают специалисты с реальным, а не формальным уровнем образованности. Уже сейчас чувствуется перепроизводство юристов, психологов, трудно устроиться в коммерческую фирму даже средней руки. Фактор увлеченности специальностью, особый интерес к ней сильнее проявляется на традиционных факультетах. Филологи университета и пединститута – пожалуй, самые мужественные и бескорыстные из всех категорий студентов. Их не пугают в будущем ни отсутствие нормального заработка и условий жизни, ни тяжкий педагогический труд. Важное значение для них имеет фактор, который для большинства молодых потерял свою привлекательность, – духовный характер труда.
Виктория ГАЛКИНА
Контактные телефоны: (8432) 38-66-40, 36-93-83, Лебедева Людмила Александровна.
С 21 по 25 ноября в Ижевске состоится региональная конференция по теме <>. Организатор – Госкомитет по делам молодежи Удмуртской республики. В конференции примут участие работники телефонов доверия, пунктов медико-психологической помощи, ученые, педагоги. Предполагается обсуждение следующих тем: оказание помощи в кризисных ситуациях; волонтерство; формы, методы и особенности социальной работы среди молодежи.
Контактные телефоны: (3412) 39-59-14, 78-79-11.
Факс (3412) 78-58-40.
С 4 по 9 декабря в Ульяновске пройдет семинар учителей граждановедения. Семинар организован Главным управлением образования Ульяновской области, Ульяновским институтом повышения квалификации и ассоциацией <>.
Контактный телефон
(8422) 32-53-61, Рыжов Олег Владимирович.
Фонд <> совместно с Шахматной федерацией глухих проводит в ноябре российский отборочный турнир по шахматам. Победители турнира отправятся в декабре в Финляндию, где состоится Международный юношеский чемпионат по шахматам для детей-инвалидов по слуху, посвященный 50-летию финского шахматного клуба глухих.
Контактный телефон
(095) 401-01-68.
Подготовлено Лорой ЗУЕВОЙ
Футбол вместо формул…
Хотя наше образование и бесплатное, но большинство все же платит за него – кто потерянным наполовину зрением, кто гастритом, а кто и чем похуже.
К этому даже привыкли, но, когда узнаешь конкретные реальные цифры, полученные на основе изучения реальных школ, становится не по себе. Проблеме состояния здоровья современных школьников как раз и была посвящена конференция, проходившая в 199-й школе Юго-Западного округа Москвы.
НИИ гигиены и профилактики заболеваний детей, подростков и молодежи Госкомсанэпиднадзора России с 1990 года проводит обследования учеников этой школы. 199-я – одна из 10 школ-лабораторий, на базе которых проводится научная работа в рамках программы <>.
Вот некоторые обнародованные на конференции статистические данные. 70 процентов школьников имеют хронические заболевания, 50 процентов из них составляют ученики начальных классов. Из 54 девочек только 5-6 могут стать матерями, остальные потенциально бесплодны. Если в 60-е годы здоровых школьников было 38,5%, то сейчас – всего-навсего 5,2%.
Дети – существа настолько нежные, что на их здоровье влияет все – отношение окружающих, учебная нагрузка, мастерство учителя, интересный или неудавшийся урок… Но больше всего – соблюдение (или несоблюдение) здорового образа жизни. Так, среди хронически больных школьников большинство (70%) не соблюдают здоровый образ жизни и в 60% случаев имеют неблагоприятные социально-гигиенические условия. 46,6% школьников хронически недосыпают, 60% постоянно мало бывают на свежем воздухе, не говоря уже о занятиях спортом. Вместо этого дети учат уроки или сидят перед телевизором.
Первое, что нужно сделать, – информировать об этом родителей, учителей, учеников. И не только информировать, но и следить за здоровьем детей как с помощью анкетирования, так и с помощью современной аппаратуры. Напишет <> отличник в анкете, что он вечерами не учебники зубрит, а в футбол гоняет, а хитрые приборы покажут перенапряжение – не отвертишься.
Ольга ОГОРОДНИКОВА
Фото Дениса ГРИШКИНА
Не пей из скважины – козленочком станешь
Около 300 человек, из них 120 детей, попали в инфекционную клинику Кировска Луганской области Украины. Городские власти не в состоянии оплатить долги за снабжение детей доброкачественной водой и вынуждены были открыть запасные скважины, законсервированные на чрезвычайный случай. Никто не догадался сделать предварительный анализ воды. Больше всех пострадали школьники. Было принято решение отправить детей на досрочные каникулы.
Татьяна НЕПОМНЯЩАЯ
К 2066 году население России вымрет наполовину
Во встрече приняли участие экономисты, социологи, экологи, психологи, врачи. Профессор И.Гундарев привел статистические данные, свидетельствующие о том, что в настоящее время удельные потери численности населения выше, чем в годы массовых репрессий. Он, в частности, сказал: <>.
Участники встречи приняли обращение к президенту, премьер-министру, правительству и Федеральному Собранию с призывом остановить вырождение нации за счет оздоровления будущих поколений.
АСИ
Школьный дом
И все-таки находятся еще такие сумасшедшие, в крови которых блуждает странный вирус под названием <>. Приходят они в школу, одержимые верой в свою высокую профессиональность, и обнаруживают внезапно, что профессии-то их и не научили. Вместе с дипломом о высшем образовании будущие учителя получают знания о методах и принципах обучения, его целях и задачах, способах написания конспектов. А вот учить не умеют…
Я сижу на уроке у вчерашней выпускницы МПГУ им.В.И.Ленина. Стаж работы – 2 месяца. Пальцы судорожно вцепились в толстую тетрадь с планами уроков, глаза устремлены туда же. Урок кажется длинным и скучным. Время в какой-то сонной дремоте зависло в пространстве. Если бы я была одной из этих семиклассниц, то непременно нашла бы, чем заняться. Можно расписать парту – словами, портретами, узорами. Можно поиграть в морской бой с соседом. Но это все так, тихие шалости. Намного интереснее задавать вопросы, какие-нибудь эдакие, с подковырочкой. И с наслаждением наблюдать, как покрывается пятнами бледненькое личико русички (химички, исторички, математички – в зависимости от расписания). А еще можно написать записку и пустить ее по классу, любуясь полученным эффектом. Да мало ли что еще можно придумать, если скучно на уроке! Жаль, что не семиклассница.
Что же получается: вуз сам по себе, а конкретная работа в школе сама по себе? Кто же научит работать? Кто подскажет, подбодрит, а в нужный момент и соломку подстелет? Счастье, если найдется педагог-мастер, готовый поделиться своими секретами с начинающим коллегой. Самый трудный шаг – это сказать себе: <>. Сказать и начать учиться на своих ошибках и проколах. Первые годы в школе самые тяжелые: много амбиций и мало умений. Пока есть время – наверстывать, впитывать, запоминать. И только когда ты сам будешь уверен и силен, появятся спокойствие, а значит, и хорошая атмосфера на уроке, темп и юмор, интерес детей и их любовь.
Ирина ГРИГОРЬЕВА
Читайте в следующем полугодии!
Как-то раз молодой сельский учитель был не в духе, попусту накричал на класс и выбежал в коридор. Там проветрился, постоял и, чувствуя себя неправым, решил сразу не заходить обратно, а понаблюдать, как ведет себя класс после такого конфликта. За дверью было чересчур тихо. Учитель неслышно подошел и наклонился, чтобы подсмотреть за классом в замочную скважину. Поглядел и отпрянул – с той стороны в упор глядел черный пытливый глаз. Класс наблюдал, как ведет себя после конфликта учитель…
<> создает маленький роман – в рубрике <>. Роман о блестящем учителе-мастере, память о котором и по сей день живет в вашем сердце, о незабываемых школьных ситуациях и просто о жизни, большую часть которой занимает школа. И этот роман будет написан вами, дорогие учителя. Каждую неделю удивительные, лучшие из присланных вами историй будут появляться в рубрике <>.
Пишите нам по адресу:
103012, Москва, ГСП-2, Ветошный переулок, 13/15, <> с пометкой <>.
Комментарии