Десять лет назад, когда в сфере образования после небольшого периода разнообразных поисков каждой школой своего «авторского лица» стало вновь устанавливаться некоторое единообразие, состоялось первое областное родительское собрание. Форум представителей родительских комитетов, который потребовался областной системе управления образованием для прямого и открытого диалога с родителями. В условиях новой демократии решать такие вопросы, как специализация или укрупнение сельских школ, обновление содержания, воспитание общественной активности ребенка, было необходимо с участием родителей.
С тех пор удалось сделать многое. Выстроена четкая система государственно-общественного управления школой, в которой определены роль и полномочия родительских объединений снизу доверху: от родительского собрания и родительского комитета класса, школы до областного родительского совета и областного собрания родителей. Летний отдых детей, подготовка к новому учебному году школьных зданий, профилактика безнадзорности и беспризорности, развитие дополнительного образования, организация досуга и многие другие вопросы не решаются без участия представителей этих структур. В январе нынешнего года распоряжением Комитета общего и профессионального образования Ленинградской области утверждено примерное положение об управляющем совете общеобразовательного учреждения. В этот совет кроме родителей и сотрудников учреждения входят представители социальных партнеров и органов школьного самоуправления. В некоторых районах такие советы уже успешно работают. По словам Анны Шаповаловой, начальника отдела общего и дополнительного образования, теперь невозможно представить себе развитие школы без развития общественного родительского движения. Никакие инновации, обсуждение новых проектов и предложений, наконец, проведение ЕГЭ без участия родителей не обходятся. Их мнение принимается во внимание при оценке качества работы классных руководителей на школьном и муниципальном этапах конкурса «Классный, самый классный», «Школа года», «Лучший директор образовательного учреждения», они участвуют в жюри многих фестивалей и смотров. Их голоса оказываются решающими при обсуждении режима работы школы, организации подвоза ребят, которые далеко живут. В последнее время, например, без активной помощи родителей была бы безнадежной борьба с продажей алкоголя несовершеннолетним, с игровыми автоматами в компьютерных клубах. Все это берут под свой контроль управляющие советы, если они уже созданы, или родительские комитеты.А если советы и комитеты существуют только на бумаге? Если родителей трудно уговорить заняться общественной деятельностью? Известно же, как отвечают на такие призывы многие из взрослых: кому за это деньги платят, тот пусть и работает. На юбилейном собрании в Доме правительства Ленинградской области у меня была возможность получить ответы на все вопросы от самих участников форума. Тема собрания – «О взаимодействии органов власти и родительской общественности в реализации национальной инициативы «Наша новая школа».У бухгалтера Ирины Михиляйнен из города Волосово дочка Надя учится в восьмом классе средней школы. Ирина там председатель родительского комитета. У них активно работает комиссия, которая занимается проблемами питания детей, а кроме того, родители вместе с администрацией решают, что нужно в школе отремонтировать, как разумнее тратить общешкольные средства. Для старшеклассников сейчас очень важны встречи с представителями всех профессий, какие только есть в городе. Наде скоро предстоит определиться, кем быть, и мама готова позаботиться о таких встречах для всех ребят. Виктор Русс, директор сервисного центра Лодейнопольского муниципального района, заинтересован, чтобы школа, где учится его сын, обслуживалась быстро и качественно. Ему, бывшему военнослужащему, очень нравится город Лодейное Поле, куда семья переехала из Украины, и он уверен, что здесь есть все условия для того, чтобы ребенок получил качественное образование. Администрация района откликается пока на все предложения родителей, которые касаются содержания обучения, дополнительного образования, организации экскурсий, связей с крупнейшими петербургскими музеями. Так что заниматься общественной деятельностью есть смысл. Надо сказать, все собравшиеся очень внимательно слушали обстоятельный доклад председателя Комитета общего и профессионального образования Ленинградской области Сергея Тарасова. Но вопросов, связанных, например, с новыми стандартами обучения для старших классов, которые взбудоражили, кажется, всю страну, не было. Я спросила у своей соседки, представлявшей город Гатчину: в чем дело, разве это родителей не тревожит? Она ответила, что их школа участвовала в пилотном проекте внедрения новых стандартов в начальных классах и в целом все довольны. Родителей уже собирали, рассказывали о новых стандартах для средних и старших классов, так что у них пока особой тревоги не возникает.Острые вопросы, связанные с новыми стандартами для старшеклассников, возникли, однако, у Николая Пустотина, председателя Постоянной комиссии по образованию и науке Законодательного собрания Ленинградской области, только что вернувшегося с московских дискуссий: «Зачем вводить новые стандарты, которые еще не обеспечены ни соответствующим оборудованием, ни обученными кадрами, ни учебниками? В таком случае единого образовательного пространства не будет! Считаю необходимым внести этот вопрос на обсуждение в Думе и надеюсь, что меня многие поддержат».А председатель родительского совета сиверской школы №3 Ирина Кикина рассказывала, в частности, как начинается составление индивидуальных учебных планов для старшеклассников. В первую очередь этим занимаются, конечно, педагоги, но рассматривает профили обучения и управляющий совет. В 11-м классе в этом году подали заявки на ЕГЭ по английскому языку 4 человека. Их подготовку школа взяла на себя. На следующий год заявлено 4 на географию, 5 на биологию. И каждому нужно обеспечить качественную помощь.Безусловно, успех работы управляющего совета зависит от его состава. Это должны быть неравнодушные, влиятельные люди, готовые помогать школе в том числе и профессионально. В совет сиверской школы входят представители администрации и депутатского корпуса поселения, среди родителей есть опытный юрист и экономист. За первый год существования удалось сделать самые простые, но необходимые вещи. Установлены дорожные знаки, обеспечивающие безопасность, ликвидирована несанкционированная свалка, спилены аварийные деревья. При участии родителя-юриста разработано и утверждено Положение о летней трудовой практике, создана правовая база и организована работа летних трудовых ученических бригад по ремонту школы. На благотворительный счет стали анонимно поступать средства от родителей, которые позволили обновить оформление коридоров. Планируется за счет этих поступлений поощрить в конце учебного года лучших участников учебного процесса: учителей, учеников, родителей, которые принесли славу школе.Интересно выступил Сергей Широкий, председатель управляющего совета Изварской средней общеобразовательной школы Волосовского муниципального района. Он назвал особенностью своей школы создание условий для открытой социально-педагогической системы, готовой к сотрудничеству с родительской общественностью и социальными партнерами. Здесь управляющий совет существует с октября 2009 года и стал за это время, по мнению докладчика, важным компонентом государственно-общественного управления. В его составе, в частности, заместитель главы администрации Изварского поселения, двое депутатов местного совета. Созданы постоянные комиссии: образовательно-воспитательная, социально-правовая и финансовая. Утверждена программа развития школы на 2010-2015 годы, предусматривающая постепенный переход на стандарты второго поколения, разработку и реализацию воспитательных программ «Милосердие», «Школа семьи», «Родному краю – заботу юных».В Изваре тоже удается за счет привлечения внебюджетных средств поощрять талантливых детей, устраивать праздники. Родители взяли на себя профориентацию старшеклассников, проведение экскурсий на предприятия и в учебные заведения среднего и высшего профессионального образования. Они контролируют выполнение устава школы и режима учебного дня. В поселке стали традиционными рейды под условными названиями «Вечерняя Извара», «Клубная дискотека», «Добрый вечер, ученик!». Члены родительского совета могут заглянуть домой к тем ребятам, которые растут в неблагополучных семьях, и результаты рейдов всегда оформляются актами, по которым принимаются соответствующие меры. Таким образом некоторых детей уже удалось защитить от произвола собственных родителей, поскольку асоциальных семей в поселке довольно много.Для расширения социального партнерства управляющим советом подготовлены договоры о совместной деятельности с администрацией муниципального образования, сельской библиотекой, Домом культуры, детским садом, оформляющие и те отношения, которые уже сложились. Все эти учреждения по-своему участвуют в подготовке праздников для пожилых людей, живущих в Доме милосердия, чествовании ветеранов- блокадников. Если библиотека проводит встречу с интересным человеком, туда приходят и дети, и взрослые жители. Если намечается концерт, например к Дню Победы, в нем участвуют поющие и танцующие самодеятельные артисты всех возрастов.Вместе с центром занятости и администрацией поселения во время каникул был организован из десяти десятиклассников замечательный трудовой отряд. За две недели ребята убрали мусор с территории поселка, пропололи цветочные клумбы, покрасили детские площадки и ограждения. Теперь такой трудовой десант – традиция.Школа располагается в охранной зоне музея-усадьбы Николая Константиновича Рериха. Под руководством сотрудников младшие ребята изучают творчество знаменитого художника на базе музея, старшеклассники занимаются историей родного края. А весной члены детского общественного объединения «Лидер» дежурят на территории усадьбы, чтобы не допустить пожаров. И было немало случаев, когда ребятам удавалось спасать отдельные участки от выгорания.Можно сказать, таким образом, что многообразные связи школы, родительской общественности и социальных партнеров приводят к тому, что дети вместе со взрослыми постоянно включаются в самую разнообразную общественную деятельность. Все вместе заботятся о том, чтобы жизнь в поселении становилась лучше. И особенно оптимистично и убедительно прозвучал доклад директора средней школы №4 города Всеволожска Лидии Дубцовой. Школа расположена на территории, прекрасно связанной с Петербургом. Это обстоятельство вместе с телевидением, компьютерами отвлекает и детей, и взрослых от школьных дел, так что рассчитывать на тесное взаимодействие вроде бы трудно. Однако учителя предложили такой проект, от которого никто не смог отказаться. Эта программа называется «Здоровье» и привлекает жителей микрорайона разнообразием форм и очевидной полезностью. Педагоги сумели увлечь своим замыслом коммерческое медицинское учреждение ООО «Формат медиа групп», спортивную школу, Дом детского творчества, депутатов. В результате развернулась работа, которая ложится, конечно, прежде всего на плечи классных руководителей. Опираясь на помощь родителей, они стараются искать новые формы, выходить из школьных классов, используя всякую возможность выехать за город, побывать на экскурсии, устроить состязания, подвижные игры, которых так мало сейчас у ребят. Популярными стали презентации опыта семей, ведущих здоровый образ жизни. Агитбригада «Здоровейка» в своей танцующей и поющей живой газете старается использовать выступления всех членов семьи, представленной в программе. Кто-то позирует, кто-то снимает на видеокамеру, а кто-то вполне серьезно рассказывает о семейных традициях. С помощью спортивной школы организована работа волейбольной, футбольной, хоккейной и многих других секций с учетом индивидуальных запросов родителей и ребят. Преподавание уроков физкультуры ведется параллельно в двух направлениях: общеобразовательный уровень обеспечивают учителя, а занятия лечебной физкультурой – тренеры спортивной школы. Депутаты – члены управляющего совета позаботились о том, чтобы дети из малообеспеченных и проблемных семей могли бесплатно заниматься в бассейне. Помогли родители привлечь партнеров для организации дополнительного образования. Занятия ритмикой ведут сотрудники Дома детского творчества, а спортивные танцы и спортивные часы проводят преподаватели спортивной школы. В День здоровья, устроенный по предложению родительской группы управляющего совета, врачи – специалисты Центральной районной больницы города Всеволожска организовали прием детей, родителей и всех сотрудников прямо в стенах школы. С помощью членов общешкольного родительского комитета была организована встреча старшеклассников с представителями госнаркоконтроля, полиции, прокуратуры и Центральной районной больницы. Особой строгостью и неподкупностью славится родительская комиссия, контролирующая организацию горячего питания. Она может проверить и качество продуктов, и добросовестность дежурных, и полноценность порций. Бывает, что по результатам проверок меры приходится принимать незамедлительно. А ребятам из школьного парламента «Надежда» доверяется проверка санитарного состояния кабинетов, рекреаций, наличия сменной обуви. При подготовке педсовета на тему «Условия сохранения здоровья школьников» управляющий совет поручил им проведение регулярных рейдов. В результате заметно снизилось количество пропусков по болезни, школа работает без карантинов, а на конкурсе «Классы, свободные от курения» постоянно занимает первое место.Школа – часть социума, безусловно, зависящая от разнообразия и активности тех сил, которыми богата окружающая среда. Но и социум, как выясняется, может меняться, если школа находит верные способы взаимодействия, умело использует все резервы, весь имеющийся потенциал. Только в такой обстановке и можно воспитать инициативного, образованного гражданина, который способен построить собственную жизнь так, чтобы укреплялась страна.
Комментарии