search
main
0

Источник бесконечного познания

Самое важное - это общение с соперником, уважение к нему

Учитель по физической культуре школы №1173 Елисей Александрович ПАРШИН ведет шахматный кружок почти пять лет. У него в одной и той же группе занимаются ребята разного уровня подготовки – новички, которые раньше никогда в шахматы не играли, и разрядники, кандидаты в мастера спорта, которые занимаются в различных клубах и параллельно в кружке у Паршина. Всем друг с другом интересно! Оказываясь в среде опытных юных шахматистов, новички быстрее усваивают информацию и получают клас­сную игру. А игроки со стажем (некоторые ребята играют с 5-6 лет) учатся главному качеству – усидчивости шахматиста и тактичности по отношению к сопернику.

Когда же сам Елисей Александрович впервые увлекся шахматами?

– С детства мечтал научиться играть в шахматы, да все не получалось, – говорит педагог. – А тут предложили пройти повышение квалификации и выбрать любую из предлагаемого списка специальностей. Я увидел в этом списке «Шахматы» и сразу же помчался на учебу. Честно скажу, воспринимать горы новой информации с утра до вечера не так-то легко, даже если преподаватель разъясняет материал шикарно. Выручила моя способность легко схватывать все новое. Я быстро обучаюсь. Помимо тех знаний, что получал на занятиях, много литературы находил в Интернете, скачал приложение и начал играть с тренажером, а потом и с живыми игроками из разных стран. Частенько побеждаю, хотя там встречаются ребята высокого уровня. Шахматы реально затягивают!

Если уже начал играть, то это на всю жизнь…

– Среди чемпионов мира мне нравится Магнус Карлсен, – делится Паршин. – Я слежу за его игрой. Пересматривал бой с Яном Непомнящим за звание чемпиона мира. Ян хотел отбить корону, но Магнус не сдался. Они играли жестко, одна партия длилась по 4-5 часов. Оба проработали приемы друг друга досконально. Все зависело от того, кто первый допустит промах.

Просмотры подобных игр, по мнению экспертов, помогают оттачивать навыки и логику. Вот и руководитель школьного кружка отмечает:

– Я пытаюсь играть в шахматы каждый день, постоянно развиваюсь. Ведь шахматы – это целый мир, их можно познавать бесконечно. Даже самые маститые игроки, кто посвятил шахматам по 20 и более лет, говорят, что они мало что про шахматы знают. Эта игра появилась в Индии более двух тысяч лет назад, и она постоянно раскрывает новые тайны.

Как же педагог определяет собственный уровень подготовки и подопечных? В качестве шкалы учебник по шахматам, рассчитанный на четыре года обучения. Сейчас ребята примерно на третьем году обучения, хотя начали посещать кружок полгода назад. Ходит к Паршину третьеклас­сник Максим Колосов, имеющий разряд по шахматам и тренирующийся в городском шахматном клубе. Елисей Александрович и Максим играют на равных.

– В шахматах возраст ничего не значит, – поясняет Елисей Александрович. – Здесь главное – опыт. В мире шахмат есть дети, обыгрывающие маститых взрослых. На занятиях мы с ребятами постоянно экспериментируем, я стараюсь подавать материал под разными углами. Мне интересно с ними, а им – со мной.

Думаю, в шахматах самое важное – это общение с соперником, уважение к нему. Оба вступают в некую психологическую зависимость друг от друга – воздействие через хитрые психологические приемчики. В плане игры в шахматах важно внимание: увидеть, какие фигуры можно «съесть», какие ты сам можешь потерять. Развивается дальновидность – надо на 3-5 шагов вперед видеть ситуацию. Вот почему шахматы тесно связаны с жизнью. Если в шахматах видишь наперед и продумываешь, то и в жизни тебе легче все дается, хорошо развитое логическое мышление очень помогает.

Ребятам шахматы очень помогают в учебе и наоборот. У меня занимаются дети из математических классов, с аналитическим складом ума схватываешь шахматы быстро. Шахматы и математика идут рука об руку.

Какие цели ставит перед собой Елисей Александрович в обучении детей, что ему бы хотелось увидеть в них к концу учебного года?

– Прежде всего хочу, чтобы у них вырабатывалась выдержка шахматиста, были высокая усидчивость, внимательность, чтобы они почаще проявляли уважение друг к другу, научились применять тактические приемы и это легко получалось, не допускали никаких ошибок и, конечно, чтобы стремились к победе. Вот такой хочу видеть результат, – сказал Елисей Александрович.

 

Наталья ДОНОВСКАЯ, педагог-организатор школы №1173

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте