search
main
0

Истинная ценность. Новые подходы к воспитанию

​Может ли школа сохранить и укрепить здоровье детей? Каковы современные путии средства хотя бы частичного решения этой проблемы? Тема сохранения здоровья детей не нова для школьного образования.

Из года в год педагогами планируется и проводится воспитательная работа по формированию здорового образа жизни школьника. Однако неутешительные цифры вновь констатируют: большая часть детей, поступающих в школу, нездоровы, и за время обучения, к сожалению, данная ситуация усугубляется.Результаты анкетирования школьников говорят нам о том, что родители и педагоги достигают определенной цели: абсолютное большинство детей все-таки обладают знаниями о здоровом образе жизни. Тревожит значительный разрыв между декларацией высокой ценности здоровья и ее реализацией на уровне поведения.Как найти связующее звено между знанием и поведением? Наукой доказано, что сознательное управление своим поведением возможно только при наличии в структуре мотивации потребностей. В данном случае они связаны с внутренним принятием здоровья как ценности, пониманием личной ответственности за его сохранение и укрепление. И здесь на первое место выходит отношение к своему здоровью. На наш взгляд, удалось найти подход, изменяющий  у школьников привычные взгляды на здоровье.В 2016 году все школы Зеленограда принимали участие в исследовании по разработке и апробации системы здоровьесберегающего психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса под руководством научно-исследовательской лаборатории развития личности и здоровьесбережения МГПУ. Реализация проекта проходила с применением аппаратно-программного диагностического комплекса «Здоровье-экспресс», предназначенного для оценки уровня здоровья, резервов организма и выдачи индивидуальных рекомендаций по коррекции состояния и выбору образа жизни.Была проведена предварительная разъяснительная работа с родителями, в которой неоценимую помощь оказал руководитель проекта доктор медицинских наук Денисов Л.А. Дети с интересом и удивлением отнеслись к участию в исследовании. По результатам  диагностики  с ними проводились индивидуальные беседы. Действительно, дети ассоциируют здоровье с отсутствием болезни и задумываются о нем, когда что-то болит, а такие вещи, как сонливость, вялость, слабость, раздражительность, со здоровьем не связывают и не задумываются об их причинах. В процессе разговора возникла необходимость проанализировать свой образ жизни и оценить личный вклад в заботу о себе. Следует отметить, что от беседы никто не отказывался, наоборот, непривычный разговор, в котором затрагивается личная ответственность ребенка за свое самочувствие, вызывал заинтересованность. Многие учащиеся самостоятельно  проявили желание  улучшить показатели общего состояния здоровья и впоследствии обращались к исследованию во второй и третий раз, выполняя рекомендации по соблюдению режима сна и отдыха, питания, режима дня. Наблюдалась высокая мотивация к улучшению показателей.Сам факт улучшения  результата вызывал у детей массу восторга и гордости, ведь осознание того, что на довольно простые действия, связанные с заботой о себе, организм откликается положительными изменениями, создает чувство комфорта и ощущение согласия с самим собой. Это важный особенный опыт в жизни ребенка, ведь в основном о состоянии здоровья говорят и беспокоятся взрослые. А здесь ты сам не хуже, а может быть, даже лучше, чем другие люди, помогаешь себе. Тем временем экспериментальная работа продолжается, ведь при подведении итогов появились и новые задачи. Их успешное решение будет важным шагом к формированию школьной среды, в которой ценность здоровья занимает одно из первых мест.Вера ПУЧЕНКО, учитель, координатор проекта по здоровьесбережению школы №852

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте