search
main
0

Истина Школы. Шалва АМОНАШВИЛИ

В конце пути перед ними возникли высокие ворота. Учитель открыл их, и правнук Адама увидел за воротами другой лабиринт жизни, более сложный и запутанный.

Продолжение. Начало в № 14

– Дальше пойдешь сам! – сказал Учитель.

– Как?! – удивился правнук Адама. – Я шел с тобой двадцать лет, чтобы получить лестницу для приближения к Создателю! А там лабиринт, где я могу запутаться и потеряться!

– Ты сам уже лестница и для себя, и для других. А более высшие ступеньки ищи в любом встречном, ибо каждый для тебя будет Учителем, и сам будешь для каждого Учителем.

– Тогда дай мне напутствие!

– Запомни мое напутствие:

Вера в Творца будет собирателем твоих сил.

Любовь ко всему станет вершиной твоей лестницы.

Сердце твое будет обителью твоей мудрости.

Так живи.

Правнук Адама, который тоже был назван Адамом в честь своего прадеда, глубоко поклонился Учителю, и когда поднял голову, то перед ним не было ни Учителя, ни лабиринта, из которого он только что вышел. А в душе услышал голос:

– Иди, тебя ждут!

– Это был Ты моим Учителем?! – изумился правнук Адама.

Но ответ не последовал.

Он повернулся и шагнул в более сложный и запутанный лабиринт жизни.

Первыми встречными оказались мальчик и девочка.

Правнук Адама, имя которому тоже было Адам в честь прадеда, узнал в мальчике самого себя. «Это же я! Это же мое детство двадцатилетней давности!» – удивился он.

А дети, увидев его, порадовались.

– Учитель, мы ждали тебя! Дай нам лестницу, чтобы хоть чуть-чуть приблизиться к Господу! – взмолились они.

– Дети, кто вы будете? – спросил правнук Адама.

– Я – Адам! – ответил мальчик.

– Я – Ева! – ответила девочка.

– Вас назвали в честь ваших прапрадеда и прапрабабушки?

– Да! – ответили они.

«Значит, я – Учитель своего детства, то есть – самого себя, а мое детство – Учитель мой! Так ли, Господи?» – но ответ не последовал.

– Следуйте за мной! – сказал он Адаму и Еве и смело повел детей в непознанный ими лабиринт жизни.

* * *

Святое и великое Слово – Скале.

Спасибо латинянам, что уберегли и подарили миру это слово. Каждый народ обласкал его и принял как достояние собственного языка.

«Школа» – говорят русские.

«Шуле» – говорят немцы.

«Скул» – говорят англичане.

«Скоула» – говорят итальянцы.

«Эколе» – говорят французы.

«Эскуела» – говорят испанцы.

«Скола» – так говорят грузины.

«Схоле» – это греки.

«Сколе» – это норвежцы.

«Скола» – это латыши.

«Школа» – это белорусы.

«Школа» – это украинцы.

Рядом с каким словом среди сотен тысяч других можно поставить слово «Школа»?

Есть только одно-единственное священное слово – Храм.

Храм и Школа.

Речь идет не о дворцах, не о замках, на каких возвышенностях они бы ни стояли. Речь идет о Храме и о Школе.

Замки и дворцы – творения человеческих рук.

Храм и Школа – творения духовные.

Сам владелец замка не есть замок, и сам владелец дворца не есть дворец.

А Храм есть сам Человек, каждый Человек есть Храм. «Братья мои, – говорят нам, – неужели не знаете, что вы и есть Храм Христа».

И Школа есть сам Учитель, каждый Учитель есть Школа, ибо он есть носитель духовного Скале для ученика. Где Учитель – там и Школа.

Но если люди строят Храм и Школу, это потому, чтобы им было удобнее объединять свои усилия в молитве и образовании.

Замки и дворцы не есть творцы настоящей жизни и не закладывают они основ будущей жизни народов.

Храм и Школа есть творцы настоящего, они же строят основы будущего.

Пока у народа есть Храм и есть Школа, у него есть путь.

Но, друзья Школы, бейте в тревожные колокола!

Родная Школа в опасности!

Общество забывает о предназначении Школы.

Общество требует от Школы только одного: «Дайте нашим детям знания, которые помогут им пробиваться в лабиринте жизни!» Именно пробиваться – качество знаний ценится не тем, как они складываются в духовном мировоззрении молодого человека, а тем, как этот молодой человек с помощью школьных знаний выигрывает конкуренцию, побеждает других, преуспевает.

«Знания…Знания!..» – требует общество от Школы.

Но Школа не умеет так: давать знания и не давать духовность и нравственность своим воспитанникам. Школа знает мудрость великого мыслителя: «Знания в руках необлагороженного человека то же самое, что сабля в руках сумасшедшего». Что сделает сумасшедший с саблею? То же самое ждите от человека, который знает всю науку, но не имеет духовные опоры, не имеет нравственность.

Знаете, чем это чревато?

Сейчас узнаете.

Маленькая газетная зарисовка, которая называется: «Халява кончилась, пора платить».

«Как наши дети начинают курить и колоться?.. Вечер. Двор. Лавочка в укромном уголке. Сидят, курят, болтают о том о сем мальчики и девочки четырнадцати лет. К ним подходит группа парней и девушек чуть постарше. Один спрашивает:

– А что это вы делаете?

– Сидим, курим…

– А что курите?

– Как что, сигареты…

– Ну вы совсем как маленькие! – изумляется парень. – Другие пацаны давно от травки балдеют…

Всегда находится мальчишка, который скажет:

– А у нас же нет…

Разговор в нужное русло мгновенно направит кто-нибудь из старших:

– Видишь, Вася, у них нет, они еще маленькие…

– Как нет? – воодушевляется Вася, – Нон проблем, у нас есть, чего хотите, ребята, травку, винт…

Расчет беспроигрышный. Как говорят, на «слабо» берут. Если бы подросток был один, он еще мог бы отказаться. Но в компании! Да еще когда всех маленькими назвали…

Отказаться невозможно. Курят, колются, кайфуют, входят во вкус, привыкают. Так продолжается месяца три-четыре. Пока тот же искуситель однажды не скажет:

– Мальчики-девочки, а вам еще не надоело ширяться на халяву? Оно ведь бабок стоит, платить надо!..

Все. Игры закончились. Ловушка захлопнулась»…

Раньше, при советской власти, обнаруживая факты детского курения, тем более алкоголизма и наркомании, строго сказали бы: «А где школа?» Но теперь скажут: «А что школа, что она может сделать!»

Но если школа ничего не делает и не может ничего сделать, то это не Школа, а обман.

Где-то в газете пишут: «Подлинным бедствием стало в последние годы засилье сквернословов в школах Франции!»

В школах Франции?!

А в России? А в Грузии? А на Украине? А в… и т.д.?

И что же предпринимают французские попечители образования, наследники Франсуа Рабле, Жан Жака Руссо, Селестена Френе?

Газета сообщает: чтобы покончить с бранным бедствием, введен закон относительно такого рода преступления, как словесное оскорбление школьных учителей.

Заметьте, пожалуйста, закон защищает учителей, но не требует усиления воспитательной работы.

Каковы меры наказания?

Учащихся в возрасте от 13 лет, посмевших обругать педагога, отсылают сроком до шести месяцев в специальное заведение для несовершеннолетних правонарушителей. Тех же, кому перевалило за 18 лет, ждет настоящая тюрьма с тем же сроком заключения, и к тому же штраф до шести тысяч евро.

Одни педагоги Франции рады новому закону, другие же считают, что поведение школьников после отбытия срока в тюрьме или изоляторе станет еще более скверным и неисправимым.

Вот о чем сообщает газета.

Грустно?

Конечно, грустно. Грустно потому, что сквернословят и наши дети. Правда, школьники пока не оскорбляют своих учителей бранными словами (бывает, но не так, как во Франции или где-то еще), но ругают друг друга, сквернословят на каждом шагу.

Может быть, скажет учитель литературы и языка, что пора за – пре – тить сквернословие? Может быть, поддержат его и другие учителя?

Но сами-то учителя запрещают самим себе оскорблять своих учеников?

Вот какие «перлы» учительской речи записали ученики из разных городов России (выписки из газет):

«Пора кончать дурака».

«Что вы спите, стоя на ходу?»

«Переубедить ваши мозги невозможно!»

«Иванова, я вижу, тебе не нравится мой предмет, а ведь я педагог мужского пола – один на весь микрорайон!»

«Петров, ты окончательно сел мне на голову! Я тебе русским языком говорю: «Слезь с моей головы! Слезь с моей головы! Слезь с моей го – ло – вы – ы ы ы ы ы ы!»

«Сидоров, это тебе русский язык, между прочим! А не говяжий, телячий, свинячий или еще какой-нибудь национальности!»

«Мозги должны быть хоть в одной части тела!»

«Ты напоминаешь мне князя Мышкина, то есть идиота!»

«И чтобы ни одной твоей ноги не было на моем уроке!»

Вы же знаете, что такое эхо?

Достаточно зазвучать в горах одному голосу, и сразу же за ним последует несколько десятков отзвуков. И эхо будет длиться дольше, нежели сам звук, вызвавший его.

Друзья Школы!

Бейте в тревожные колокола!

Знаете, что происходит во многих школах?

Прямо в стенах одной школы младшеклассники зверски избили старшеклассника, который спустя двое суток скончался в больнице.

Предан огласке факт изнасилования 14-летней девочки прямо в одном из кабинетов школы.

Группа учеников ограбила собственную школу – забрала компьютеры, физические и химические приборы и реактивы.

Семиклассницы у стен школы избили до смерти подружку за то, что она не такая, как они.

Старшеклассники вечером у подъезда дома ограбили старую женщину и избили ее.

Девочка из восьмого класса в течение года снабжала наркотиками несколько десятков учеников.

Учитель на протяжении ряда лет извращал и насиловал своих учениц.

Банда старшеклассников долгое время занималась рэкетом в школе – принуждала многих учеников приносить каждодневные поборы.

Педсовет школы разрешил своим ученикам курить не прямо в коридорах и классных комнатах, а в специально выделенной курильне. Только они должны представить письменное разрешение родителей. Многие папы и мамы дали своим детям такие справки, и курильня открылась.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте