search
main
0

Истина рождается не в споре, а в диалоге

Слушая рассуждения молодых людей о настоящем и будущем России, я часто радуюсь тому, как правильно они все понимают, как логично и последовательно выстраивают свою концепцию, как умны и образованны. Но нередко и огорчаюсь, так как прошлое молодежь зачастую знает поверхностно, а иногда и в искаженном виде. Поэтому я убеждена: в старших классах необходим коллективный поиск истины. Самыми лучшими формами урока при изучении ключевых тем истории XX века могут быть не только уроки-семинары, дискуссии, дебаты, уроки-исследования, но и ролевые игры.

Можно дурачить часть народа все время, можно дурачить весь народ некоторое время, но нельзя дурачить все время весь народ.Авраам ЛИНКОЛЬН

Мы предлагаем вам коллективную работу учащихся 11-го «А» класса по изучению политического развития России на рубеже XIX и XX веков. Не претендуя на категорические оценки или формулировки, мы убеждены, что поиск решений сегодня многих проблем диктует необходимость пристально вглядеться в сложную, калейдоскопическую картину политической жизни эпохи начала XX века. Именно это время дало потрясающих личностей, которые, возглавив политические партии, оказывали существенное влияние на ход российской истории. За каждой из партий (к 1917 году их было уже около 100) стояли классы, нации, сословия, социальные группы.

Большевики, не желающие поступаться принципами и идти на компромисс, либералы, не понимающие социальных требований народа, которому кроме свободы нужен и хлеб.

Россия переживала кризис, порожденный развернутой индустриализацией Витте и Столыпина, но путь, по которому пошла Россия, зависел от субъективных действий граждан России, т.е. от поведения классов, партий, а иной раз и от вождей того или иного движения. Всемирная история показала, что через эти кризисы роста прошли все страны. Это нормальные и неизбежные этапы в развитии человеческого общества. Но в большинстве стран таких потрясений, как в России, не было. Почему? Не вина ли в этом как раз политических партий бывшей Российской империи, которые, получив возможность открытой и неограниченной деятельности, не сумели закрепить демократические завоевания февраля 1917 г. Сказались и уровень политической и правовой культуры, и отсутствие традиций парламентской жизни, и классовый, групповой, социальный эгоизм и радикализм настроений. Ведь, по сути, за короткий период времени большинство политических партий побывали как в роли оппозиционных, так и правящих партий. Придя к власти, вчерашние оппозиционеры быстро превращались в профессиональных политиков, с каждым днем отдаляясь от тех сил, которые выдвигали их на гребень политической волны. Никто из них уже не стремился развивать основы демократии в диалоге с оппонентами, забыв искусство компромисса. Только манипулирование образом врага, идеология нетерпимости, опора на аргумент силы. Вот их механизм общения с оппонентами.

Выборы 2003 года показывают то же самое. С детства надо учить ребят не только уважать законно избранную власть в демократическом обществе, но и искусству компромисса, уважению личности, умению вести диалог на равных, не оскорбляя соперника. Короче, будущего избирателя и политика надо обучать и воспитывать. А история, как известно, хороший учитель. «Первая задача истории – воздержаться от лжи, вторая – не утаивать правду, третья – не давать никакого повода заподозрить себя в пристрастии или в предвзятой враждебности».

Марк Тулий Цицерон

Тема «Политические партии России в конце XIX – начале XX в.»

Цели:

1. Раскрыть истоки и принципы парламентаризма в России.

2. Обратить внимание учащихся на актуальность данной темы в наши дни.

3. Способствовать формированию у учащихся навыков анализа первоисточников, умения участвовать в ролевой дискуссии.

4. Создать атмосферу сотрудничества и взаимодействия в учебном процессе.

Оборудование урока: выдержки из программ партий кадетов, социал-демократов, «Союз 17 октября», «Союз русского народа», «Социалистов-революционеров». Экстренный выпуск газет данных политических партий, плакаты, воззвания, призывы, портреты лидеров партий, Николая II.

Литература

1. Сборник документов и материалов по курсу «Политическая история XX века». Москва, 1991 г.

2. «Октябрь 1917 года и судьбы политической оппозиции»… часть 1. Политические партии России. Гомель, 1993 г.

3. Новая популярная энциклопедия «История Отечества». Москва, АСТ-Пресс, 2000 г.

4. Энциклопедия для детей. «История России», XX век. Аванта. 1995.

5. Г.Миронов «История Государства Российского. Историко-библиографические очерки». XIX век. Москва. Издательство «Книжная палата», 1995 год.

Ход урока

В президиуме лидеры политических партий: Павел Милюков, Владимир Ульянов (Ленин), Александр Гучков, Владимир Пуришкевич, Виктор Чернов. Остальные ребята – русские и зарубежные корреспонденты. Иногда такие игры можно проводить в качестве проверки домашнего задания.

В данном случае урок готовился заранее, каждый ученик получил роль, руководили подготовкой к уроку лидеры политических партий. Готовили материалы для занятия, изучали дополнительный материал, консультировались с учителем. Бывает, что в ходе урока осуществляется замена, чтобы как можно больше ребят почувствовали себя в различных ролях. Равнодушных не было. Такие уроки позволяют всему классу активно участвовать в дискуссии, проявить индивидуальные творческие особенности, выразить свою точку зрения. Особая роль принадлежит учителю. Он ведет пресс-конференцию, дополняет и обобщает ответы. А это непросто. В данной игре присутствуют как реалистические, так и фантастические ситуации. Все понимают, что собрать всех участников президиума на самом деле нереально. Понимают, что очень важна дата проведения пресс-конференции.

От этого и будет зависеть содержание вопросов и ответов. Но… «Весь мир театр, а мы в нем актеры». И игра началась. А поскольку это урок-ролевая игра с элементами фантастики, то, выслушав ответ на вопрос, «корреспондент» может исправить его, обобщить, дополнить, начав со слов: «А у меня есть другие сведения». В подготовленном классе каждый ученик должен не только представиться, но и назвать печатное издание, которое он представляет. От этого зависит порой и содержание вопроса. Один тон у корреспондентов газеты «Копейка», другой – у степенных корреспондентов солидной кадетской газеты «Речь». Конференция собрана после Декабрьского вооруженного восстания. На календаре – январь 1906 года…

Господа! Редкая удача! По вашим настоятельным просьбам я уговорил господ Ульянова, Пуришкевича, Гучкова, Милюкова и Чернова ответить на ваши многочисленные вопросы. Наше время ограничено 45 минутами. Активнее, господа. Тем более господин Ульянов вновь собирается уехать за пределы России, по нашим сведениям. Так ли это?

Вопросы Пуришкевичу Владимиру Митрофановичу, одному из основателей и руководителей «Союза русского народа». Монархисту.

1. Господин Ульянов как-то заметил по поводу вашей партии: «В черносотенстве есть одна чрезвычайно важная и оригинальная черта – это темный мужицкий демократизм, самый грубый, но и самый глубокий». С каким положением господина Ульянова вы бы согласились? Если да, то с каким?

2. Владимир Митрофанович! Ходят упорные слухи, что ваша партия финансируется из личного фонда МВД. Так ли это? Спасибо!

3. Судя по содержанию вашей программы членом партии «Союз русского народа» могут быть только природные русские. А вы кто по национальности? А гимн России вы хотя бы знаете? Процитируйте!

4. Владимир Митрофанович! А как вы лично относитесь к Григорию Ефимовичу Распутину?

5. Ваша партия, как известно, отличается резкими антисемитскими взглядами. Но что конкретно вы требуете от российского правительства в отношении к еврейскому вопросу?

6. Как вы думаете, в чем состоит главное несчастье церкви в наше время?

7. Сергей Юльевич Витте назвал вашу партию «Партией дикого и трусливого отчаяния». Вы согласны с этим мнением? Он прав?

8. Так кто из вас руководит «Союзом русского народа»? Вы или господин Николай Марков по прозвищу «Медный всадник»? «Стоеросовый помещик-дворянин», как называл его Милюков?

Вопросы Владимиру Ульянову – лидеру большевиков, члену редакции «Искра»:

1. Ходят слухи, что представители вашей партии активно внедряются в ряды армии и флота. Если это правда, то какие цели вы преследуете?

2. Господин Ульянов! А не честнее ли тактика и поведение эсеров, которые имеют стойкие убеждения и претворяют их в жизнь. У вас же совершенно непонятно, кто большевик, кто меньшевик. Неужели нет позиций для объединения?

3. Всем известно, что ваша партия носит название рабочей. Назовите фамилию одного хотя бы рабочего, который присутствовал на I съезде РСДРП в Минске?

4. Господин Ульянов! У вас много кличек: «Старик», «Старшой», «Ленин». Какая вам нравится больше всего? Вы что, стесняетесь носить свою собственную фамилию?

5. Какой эпиграф был выбран вами к самому первому изданию «Искры» и почему?

6. Господин Ульянов! На какие средства содержится ваша партия и вы сами, ведь вы постоянно в эмиграции и, по нашим сведениям, нигде не работаете?

7. Владимир Ильич! Почему вы считаете необходимым устанавливать диктатуру пролетариата в стране, где около 90 процентов крестьян. Ведь рабочих в стране около 5 процентов. Разве это справедливо?

8. Господин Ульянов! Насколько известно всем, вы долгое время жили во Франции и Германии. Ваша мать по национальности еврейка, отец – калмык. Так объясните нам, с какой стати вы уверены, что знаете, что нужно русскому крестьянину? Вы совершенно не знаете русского национального характера.

9. Почему вы считаете, что осуществление вашей программы возможно только путем насилия. Исключительно свержением самодержавия. Неужели вы не приемлете никаких путей, кроме насилия?

10. Вы называете себя социалистом. Но по сути вы экстремист. Чего только стоят ваши слова «Пусть 90 процентов русского народа погибнет, лишь бы 10 процентов дожили бы до мировой революции». Так кто вы?

Вопросы Павлу Николаевичу Милюкову, лидеру конституционных демократов, историку, публицисту, яркому представителю либеральной мысли в России:

1. Павел Николаевич! Ваша позиция кажется всем двойственной. С одной стороны, вас упрекают в чрезмерном сговоре и заигрывании с властью, с другой – в отказе от сотрудничества с ней. Разъясните ситуацию.

2. Всем известна отличительная особенность деятельности вашей партии – гуманизм и права человека. А какова ваша программа в области просвещения.

3. Хотелось бы досконально узнать содержание программы и Устава вашей партии. Когда впервые и где, в каком печатном издании они были опубликованы?

4. Господин Милюков! Объясните, почему вы считаете политическое устройство Британии наилучшим?

5. До нашей газеты дошли сведения, что в 1881 году вас подвергли аресту и посадили в Бутырскую тюрьму. Скажите, как это событие повлияло на вашу дальнейшую жизнь?

6. Всем известна ваша роль в организации банкетных компаний. Но государь не одобрил их. Как вы думаете, почему?

7. Господин Милюков! В одном из своих интервью вы сказали о том, что Ульянов, с которым вы однажды встретились в Лондоне, произвел на вас не наилучшее впечатление. Позвольте полюбопытствовать, почему?

8. Как мы знаем, ваши требования были направлены на совершенствование буржуазного строя в стране. Видимо, по европейскому подобию. Ведь всем известен «факт связи» с масонами, который изначально проявлялся даже в мелочах… Трогательная преданность, не правда ли, господин Милюков? Как российского масона вас обвиняют в попытке логического завершения нашего западничества. Что вы можете возразить по этому поводу?

Вопросы Александру Ивановичу Гучкову, лидеру партии «Союз 17 октября» с 1906 года:

1. Почему вы, господин Гучков, известный бретер, человек воевавший, хороший стрелок, вызвали господина Милюкова на дуэль, зная, что он никогда не держал оружия в руках и является принципиальным противником дуэлей?

2. Вы и ваша партия расцениваете революции как «величайшее зло», которое несет в себе дух анархии». Поменялась ли ваша точка зрения в связи с происходящей революцией в стране?

3. Александр Иванович! Появление вашей партии связано с Манифестом 17 октября. Как вы лично считаете, этот документ государь подписал под давлением обстоятельств или наступила эпоха либеральных реформ?

4. Однажды в одном из частных писем, вы написали о себе, что вы «человек шалый». Как такой человек может руководить партией? Как такого человека вообще можно подпускать к власти?

5. Александр Иванович! Петр Струве назвал вас «виртуозом интриг и гением беспринципности», а Павел Николаевич Милюков – «человеком, не привыкшим ни к какой дисциплине». Вы согласны с таким мнением о вас? Что вы думаете по этому поводу?

6. В вашей программе одной из главных политических задач является установление конституционной монархии. Это положение является главным и в программе партии кадетов. Однако вашу партию правительство признает и даже поощряет вступление в нее, а партию кадетов подвергает политическим репрессиям. Почему? А может быть, вы агент царской охранки?

Вопросы Виктору Михайловичу Чернову, одному из лидеров и признанному теоретику партии социалистов-революционеров:

1. А не кажется ли вам, Виктор Михайлович, что название вашей партии потому и двойное, что ваш социализм вовсе не революционен, а революционность не имеет ничего общего с социализмом.

2. Господин Чернов! Вы согласны с тем, что говорят в народе о вашей партии: «Эсеры те же либералы, только с бомбой».

3. Какие конкретно союзы и организации были созданы вашей партией?

4. Виктор Михайлович! Неужели и вы лично считаете террор оправданным методом борьбы. Для кого вы собираетесь строить светлое будущее, ведя тотальный террор против собственного народа?

Вопросы всем лидерам партий.

Вы все так или иначе расскачиваете лодку власти. А как насчет гражданского долга? Кто из вас участвовал в Русско-японской войне, например?

Каждый из вас, присутствующих имеет особое мнение и точку зрения в отношении революции, которая разворачивается в России. Хотелось бы узнать о ее перспективах поподробней.

Ролевые игры всегда должны заканчиваться обсуждением. Что мне понравилось на уроке? Что не понравилось?

Тестирование по теме: «Политические партии России конца XIX – начала XX века».

1. Как называлась первая нелегальная марксистская газета?

2. Из рядов этой партии вышел председатель первой Государственной думы. Первая легальная партия России. Ее программа соответствует полностью Всеобщей декларации прав человека.

3. Кем это было сказано? «Сначала успокоение, потом реформы».

4. Кто стал во главе «Союза союзов».

5. А) Наделение крестьян правом личной собственности на землю

Б) Введение винной монополии

В) Поощрение отрубных и хуторских

Г) Учреждение крестьянского банка

Д) Заключение Портсмутского мира

Е) Проведение финансовой реформы

Ж) Строительство Транссибирской магистрали

Витте…

Столыпин…

6. Дайте определение: «Либерализм – это…»

7. Назовите дату образования партий, игравших в истории России нач.XX века существенную роль

А) кадетская

Б) партия эсеров

В) социал-демократическая

Г) «Союз 17 октября»

8. Назовите принадлежность политических деятелей к партиям, пользуясь столбцами

1. Ю.О.Мартов

2. В.М.Чернов

3. В.И.Ленин

4. П.А.Кропоткин

5. А.И.Гучков

9. Какая партия была самой многочисленной в период 1905-1907 гг.?

10. Представитель русской интеллигенции, историк, политическим идеалом которого была парламентская монархия английского типа.

1. Д.Н.Шипов

2. П.Н.Милюков

3. А.И.Гучков

4. А.И.Дубровин

Важно знать, что истина рождается не в споре, истина рождается в разумном диалоге, вести который мы и учились, используя как реалистические, так и фантастические ситуации.

Ольга СТЕЛЬМАЧЕНКО, учитель права, Ольга НЕСЯЕВА, ученица 11-го класса лицея № 6, Московская область

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте