search
main
0

Исстари кажется людям. что спетая песня – раскрытая дверь

Гаснет еще один день. Улицы Москвы заполняет сиренево-голубой теплый свет, сгущает очертания зданий, заполняет собой улицы, дворы, скверы, размывает время… Полутьма, полусвет. И реальность, и тайна, загадочность. Как это созвучно с теми строчками стихотворения Новеллы Матвеевой:

Ирина ВАСИНА,Елизавета ГУДЖАБИДЗЕ,Алина ЖИЛИНА,Ярослава НИКОЛАЕВА,учащиеся 11-го класса школы с углубленным изучением музыки и хореографии №1113

После падения зноя

Местность как будто другая…

Сумерки множат чудное,

Будничным пренебрегая.

Это спускается лучший мой

Час – между сумерками и тьмой,

Бегству лучей помогая

Мирно и весело – к темным

Замерзшим травам слетает,

К тропам – родным и бездомным –

С тихим смешком припадает

К белой земле между темных трав, –

Той, что свечения дня украв,

Тьму белизной питает.

Пыли халат жемчужный, сумерек обаянье…

Трав хоровод многокружный

Слушает, полный вниманья,

Вроде как… – звон остыванья золы, –

Песню морщинок на рожице мглы,

Музыку неузнаванья

Мест, утерявших названья…

Ночью – земля печальной

Станет, в росе остынет.

Вечера отблеск дальний

Надолго нас покинет.

Сердце земное – луна подберет,

В небо возьмет. Но, – достигнув высот

Высших, – на камни скинет…

Слова, создающие настрой этого стихотворения, неспешно переливаются, соскальзывают с одной строки на другую, замирают в середине строфы, словно удивляясь вдруг рожденным образам или рифмам.

Неожиданное окончание стихотворения – резкое, без предупреждения, возвращение к земной реальности. Словно вспомнив что-то, когда-то ранившее душу, поэтесса прерывает небесный полет сердца, и мы понимаем, что противоречие, противостояние лирики и прозы жизни ежесекундно напоминают о себе.

Мы считаем, что каждое стихотворение – поэтически сохраненный день жизни, а может быть, это спрятанное в рифму, в образ чувство, которое необходимо было продлить, которое такое сильное, что его хватит на многих, на всех, кто будет читать или слушать строки стихов и вдруг ощутит, что это и о нем! И удивится внезапному совпадению чувств.

Нам все дано поровну: приход весны, ветер, луна, солнце, ночь, дождь. Но один только живет в этом, а другой живет этим, замечает все, подмечает, желает поделиться тем, до чего додумался, дочувствовался, и не устает удивляться великому чуду – жизни!

Поэтический мир Новеллы Матвеевой – пространство, созданное ее чувствами, мечтами, желаниями. Оно беспрекословно подчиняется только ее замыслу.

И в нас, поэтах,

Есть космос и закон. Хоть мы не знаем,

Какую мысль подскажет настроенье.

(«Подсолнух»)

И настроение не только подсказывает мысль, оно еще рождает сильные, объемные образы, ассоциации, щедро, через край наполняющие стихотворения: брызги, блеск солнечных лучей на гребешках волн, радость, молодость, счастье, смех! Утро, море, солнце, рыбки, рыжая девочка! Круговорот все быстрее и быстрее…

Рыжая девочка в синей матроске села на белые

доски;

Хочется ей, чтобы море размыло этот

сыпучий медленный спуск…

Скользкий да мокрый, как в мыльнице мыло,

В радужной ракушке дремлет моллюск.

Ил обнял сваю. Я засыпаю и засыпаю

песком свои следы…

Снятся мне сны целебные: рощи великолепные,

Войлочные, волшебные пальмовые сады!

Что ж вы не признаетесь? Вы надо мной

смеетесь!

Я не прощу вам! Не прощу!

Но солнце тоже смеется надо мною. Ну, значит,

так и надо;

Если солнце смеяться перестанет – я загрущу.

…Юбочки клеш надевают медузы и световые

рейтузы

И уплывают на праздник свеченья, перед собой

держа зеркала…

Что там? Витрина или ветрило? Ах, я забыла:

где море, где земля…

Световыми рекламами рыбки по небу плавали,

Плавниками из пламени медленно шевеля…

Я ни за что вам не прощу!

Ну, значит, так и надо;

(«Рыжая девочка»)

Какое, должно быть, удивительное занятие – творить реально-нереальный мир, где все простое на первый взгляд оказывается сложным, а сложное, если внимательно вчитаться, – такой бесценной простотой.

Сколько уже сказано о том, что любовь, объединяющая двоих, создает особый мир, раскрывающийся только влюбленным. И не важно, что вокруг; важно, что внутри этого, только любовью защищенного пространства.

Какой большой ветер

Напал на наш остров!

С домишек сдул крыши,

Как с молока – пену.

И если гвоздь к дому

Пригнать концом острым,

Без молотка, сразу,

Он сам войдет в стену.

Сломал ветлу ветер,

В саду сровнял гряды –

Аж корешок редьки

Из почвы сам вылез.

И, подкатясь боком

К соседнему саду,

В чужую врос грядку

И снова там вырос.

А шквал унес в море

Десятка два шлюпок,

А рыбакам – горе,

не раскурить трубок.

А раскурить надо,

Да вот зажечь спичку,

Как на лету взглядом

Остановить птичку.

Какой большой ветер!

Ах, какой вихрь!

А ты сидишь тихо,

А ты глядишь нежно.

И никакой силой

Тебя нельзя стронуть,

Скорей Нептун слезет

Со своего трона.

(«Ветер»)

Поэтическое мастерство Новеллы Матвеевой завораживает. Чем достигается накал этого стихотворения? Как, какими словами поэтесса доносит подтекст?

В первой строфе сразу даны очень точные эпитеты: большой ветер, наш остров. Звукопись – использование аллитерации (частое употребление слов с шипящей буквой Ш) – создает ощущение шума морского прибоя, шелеста листьев, порывов шквального ветра. Первое предложение восклицательное, и в нем зашифрована метафора. Поняв этот троп, мы приближаемся к раскрытию смысла всего стихотворения. А еще в этой, первой, строфе неожиданное, только Новеллой Матвеевой подмеченное сравнение. И все это в пятнадцати словах!

Поэтический мир поэтессы – лавина образов, чувств, тот же вихрь, сметающий на пути все наносное, искусственное, обнажающий первозданность восприятия, наивного и мудрого.

Я леплю из пластилина.

Пластилин нежней, чем глина.

Кукол, клоунов, собак.

Если кукла выйдет плохо,

Назову ее «Дуреха».

Если клоун выйдет плохо,

Назову его «Дурак».

Подошли ко мне два брата.

Подошли и говорят:

«Разве кукла виновата?

Разве клоун виноват?

Ты их любишь маловато,

Ты их лепишь плоховато,

Ты сама в том виновата,

И никто не виноват!»

Я леплю из пластилина,

А сама вздыхаю тяжко.

Приговаривая так:

«Если кукла выйдет плохо,

Назову ее «Бедняжка!».

Назову его «Бедняк!».

(«Девочка и пластилин»)

Это стихотворение легкое, мимолетное только после первого прочтения. Если прочитать его во второй раз, раскрывается глубокий смысл слов, который заставляет задуматься.

Когда кому-то маловато любви, конечно, все получается только плохо, и никак иначе. Не только кукле нужна любовь! Именно это и имеет в виду поэтесса. Ведь любовь – величайшее чувство! Потрясающее! И не жив тот, кто никогда не испытывал его. Поэтому в конце стихотворения поэтесса жалеет своих несчастных героев и называет их «бедняжка» и «бедняк».

Если внимательно прочесть все стихи Новеллы Матвеевой, в каждом будет хоть строчка, хоть словечко о любви!

Люди начинают говорить стихами! Как это случается? Что должно произойти, чтобы ты не мог не слагать рифмы? Что надо увидеть, как прочувствовать? Что пережить? Может быть, это…

Вы думали, что я не знала,

Как Вы мне чужды,

Когда, склоняясь, подбирала

Обломки дружбы,

Когда глядела не с упреком,

А только с грустью,

Вы думали – я рвусь к истокам,

А я-то – к устью.

Разлукой больше

не стращала.

Не обольщалась.

Вы думали, что я прощала,

А я – прощалась.

(«Вы думали…»)

Чувствуется, что это не просто стихи. Это способ лирического самовыражения. Не всякий автор может позволить себе показать в творчестве то, что в первую очередь волнует его одного, – свое сокровенное.

Поэтический язык Новеллы Матвеевой естественен. Читая лирические строки, понимаешь, насколько сложна эта простота. Создается впечатление, что все написано на одном дыхании, без усилий, почти не ощущается разницы между рифмованными и белыми стихами. Паузы и рифмы возникают неожиданно, приближая стихи к разговорной речи. Я читаю лирику Новеллы Матвеевой, и распахивается мир образов, таинственных и реальных, мир чувств, стремлений, надежд, ожиданий… Тихо, неторопливо «иду, не двигаясь; кажусь травой», с замиранием, боясь упустить что-то важное для автора, читаю… Читаю!

Знаю, что нами прочитанные стихи, для нас написанные, все же немного другие…

Они возвратятся не теми,

Какими их видела ночь

и небесная даль…

Каждое стихотворение уникально, потому что в нем отражается жизнь, судьба человека, личности.

Новелла Матвеева – поэтесса, исполнительница своих песен. Концерты, выход сборников стихов, грампластинки с записями песен под гитару, магнитофонные кассеты…

Ее голос берет за душу. Негромкий тембр, незатейливая мелодия несут в себе то, чего так не хватает сейчас: искренность, душевную незащищенность исполнителя. Стихи, положенные на музыку, завораживают не одним своим смыслом, но и внутренним единством.

Мелодия в песнях Новеллы Матвеевой – музыка, заложенная в самом стихотворении. Это своеобразное песенное единение, когда мелодия рождается вместе со словом, сопровождает его, помогает слушателю уяснить его значение. Песни Новеллы Матвеевой не уводят от жизни, а возвращают к ее сути. Лирическая героиня поэтессы чувствует неразрывную связь человека с земной природой, с космосом. Она ощущает себя неотъемлемой частицей мира. Она может, как бы невзначай, переводя взгляд с одной детали пейзажа и бытовых картин на другую, неожиданно сделать жизненное наблюдение на уровне философского обобщения.

Мне кажется порой, что

умерли стихии –

Такие, как Земля, Огонь, Вода

и Воздух.

А заменили их… какие-то

другие –

Из приготовленных

на беззаконных звездах;

Что до сих пор трава, наш друг

многовековый,

Напрасной зеленью сияла

перед нами;

Что кто-то изобрел закон

природы новый,

Повелевающий расти ей –

вверх корнями!

Что в джунгли отпустил

шарманщик обезьянку,

Но джунглей больше нет;

их царственное платье

Сорвали, вывернули,

с криком, наизнанку!

Мне кажется, о них – век

буду горевать я,

И плакать буду я –

счастливцам на потеху

По истинным слезам

и подлинному смеху.

(«Мне кажется…»)

Новелла Матвеева творит взахлеб, как будто поток мыслей ее накрывает с головой и она просто еле-еле успевает писать. Ее слова, рифмы наполняют все вокруг и уносят в глубь себя. Она рассказывает про каждого из нас. Про наши переживания и чувства, о которых мы сами не догадываемся или не успеваем в них разобраться. Она пишет не только серьезно или не только весело. Часто в ее стихах пересекаются несовместимые понятия; неодушевленные предметы в ее стихах обретают душу, характер и мысли. Все у нее не просто так, за всем случившимся следует что-то еще. У ее творчества нет конца, для Новеллы Матвеевой не существует слова «конец» – она просто дает нам додумать. Дочувствовать самим.

А закончить рассказ мы решили стихотворением ученицы нашей школы Александры Хольновой, вдохновленной стихами и песнями замечательной русской поэтессы Новеллы Матвеевой:

Работать над стихами,

над слогом,

над словарем,

копаться внутри странных

чужих имен.

По утрам вместо стула

садиться на трон,

и вкушать слова

ловить комплименты –

ртом.

Ночи проводить не в кровати,

но за старым столом.

Люди вокруг кричат:

«Хватит!»,

но мне все равно:

у меня сердца варварский

взлом.

Книги, бумаги, ручки.

Друзья? Не сейчас.

Мозги превратились в тучки

из тысяч

предлогов, метафор, фраз.

Я пишу,

Стихи – мой кислород.

Мой углекислый газ.

Ну, значит, !,,«

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте