Раннее весеннее утро, вы привычно торопитесь на работу, но даже в этой спешке не можете не заметить пения птиц вокруг. Веселая трель синицы, задорное чириканье воробья, даже надоедливый галдеж грачей привносят в яркое весеннее утро особую радость. Оказывается, немногие взрослые могут определить птиц по внешнему виду, а уж по голосу распознать могут и того меньше. А ведь детям это тоже может быть интересно! Особенно если школа дает возможность на практике заняться биологией, участвовать в проектной работе.
Так сложилось, что постепенно биология в школе становилась все более и более теоретической, оторванной от окружающей природы. Наши дети безошибочно называют экзотических животных, а тех, что рядом, иногда даже не замечают. Не лучше дела обстоят и с растениями. И вот здесь проектно-исследовательская деятельность с детьми – прекрасный выход. Вокруг нашей школы лес, река Пахра – раздолье для юных исследователей окружающей среды. Даже школьный двор – прекрасная площадка для биологических экскурсий, проектов и исследований. Разные его участки – будто специально созданные модели биотопов, позволяющие использовать методы экологических исследований в природе на начальных этапах обучения.
По соседству усадьба Михайловское, бывшее владение графа Шереметьева, где когда-то были прекрасный парк и пруд. Именно это место стало первым объектом для наших глубоких исследований. Конечно, для организации проектно-исследовательской деятельности за пределами школы уроков уже недостаточно. Поэтому почти восемь лет в школе существует объединение дополнительного образования «Родная природа», на базе которого организованы экологические проекты и исследовательские работы. Самый долгосрочный проект – «Экологическая тропа «Парк усадьбы Михайловское». За семь лет его реализации сменилось два поколения школьников, две проектные группы, каждая из которых внесла свою лепту в его развитие. Проект удобен тем, что решает целый ряд важных образовательных и воспитательных задач. Благодаря его реализации школьники собрали коллекции местных насекомых, водных беспозвоночных, гербарий местных растений, которые используются на уроках биологии при изучении соответствующих тем. Этот проект позволяет каждому участнику проектной группы выбрать свой объект исследований, наиболее соответствующий его склонностям, способностям и интересам, в итоге сложились основные станции экологической тропы: вводная, орнитологическая, гидробиологическая, ботаническая, экологическая, историческая. Проект развивает коммуникативные способности, учит правильно ставить цели и задачи, выбирать определенные способы деятельности и многое другое. Одно из направлений реализации этого проекта выросло в самостоятельный крупный проект, главным продуктом которого стала обучающая презентация по местной орнитофауне. Презентация используется для ознакомления учащихся школы с птицами родного края. Небольшое тестирование показало, что после ее просмотра не только знания детей о птицах увеличиваются примерно в два с половиной раза, изменяется их жизненная позиция. На одном из конкурсов эта работа была высоко оценена Николаем Николаевичем Дроздовым.
Наши школьники неоднократно участвовали в реализации городских экологических проектов «Климатическая шкатулка» и «Экосити», благодаря чему получили несколько комплектов учебно-игровых материалов. Группы наших школьников разных возрастов регулярно участвуют и занимают призовые места в конкурсах «Природа России» и «Зеленая олимпиада».
Дети не перестают заниматься и летом. Все желающие могут принять участие в летней полевой школе, которая с 2015 года ежегодно проводилась на базе нашей школы совместно с преподавателями МДЮЦ ЭКТ.
Участие в проектной деятельности позволяет детям лучше узнать родную природу и поделиться своими знаниями с другими. Приобретая новые умения, они учатся применять свои знания на практике, добиваться определенной цели и поставленной задачи и в конечном счете становятся более успешными во взрослой жизни. А самое главное – они не равнодушны к окружающей природной среде.
Светлана ВЛАСОВА, учитель биологии школы №2075
Комментарии