В каждом образовательном учреждении среднего и среднего профессионального образования есть пространство дополнительного образования, наполненное различными направлениями и формами его реализации. При этом каждое образовательное учреждение ставит в своей организации различные цели развития дополнительного образования, которое отвечает целям и задачам учреждения в целом.
Поскольку дополнительное образование может осуществляться только в форме добровольных объединений и более свободно в форматах реализации, чем основное образование, оно формирует культуру взаимодействия различных форм и уровней образовательной деятельности у педагогических работников и культуру осознанного выбора и принятия решений у студентов.
При проектировании пространства дополнительного образования в нашей организации и выстраивании взаимосвязи разных деятельностных полей для студентов нам было важно, чтобы выбор студентом того или иного направления в поле дополнительного образования был для него осознанным, основанным на сделанном им реальном выборе из всего того, что мы как организация можем ему предложить.
При этом мы понимали, что просто рассказать о тех возможностях, которые есть, просто вывесить расписание кружков – слишком мало для достижения желаемого результата: выбор будет хаотичным, основанным на прошлом опыте или «пойду за компанию». Что впоследствии повлекло бы за собой потерю интереса к программе и, как результат, отчисление из программы. А встроиться в середине года в другую образовательную программу дополнительного образования не всегда представляется возможным.
С целью создания условий осознанного выбора программы дополнительного образования мы спроектировали программу вводного уровня «Мое будущее. Исследуем и проектируем» (10-14 академических часов). Программа рассчитана на студентов 1‑го курса, только пришедших в наше образовательное учреждение. Она включает в себя:
1. Стартовое мероприятие, на котором студенты знакомятся с целями и задачами программы, педагогами дополнительного образования, происходит первичное знакомство с полем дополнительного образования.
2. Серия деятельностных проб – занятия, организованные педагогами дополнительного образования, в рамках которых студенты могут совершить небольшое пробное действие по теме программы, узнать, чему они научатся за год обучения, какими предметными и метапредметными навыками овладеют.
3. Итоговое мероприятие, на котором студенты представляют свои исследования пространства дополнительного образования и выбор той или иной программы.
По завершении программы у студента уже есть понимание всех возможностей дополнительного образования его учреждения, он исследовал и свой интерес к той или иной программе, и саму программу на предмет соответствия своим интересам. При этом важным является то, что выбор становится не случайным (что зачастую приводит к тому, что студент по прошествии некоторого времени перестает посещать занятия и оказывается за бортом дополнительного образования учреждения), а осознанным, что, по нашему опыту, способствует реальному интересу студента к выбранной программе и возникновению ответственности за сделанный выбор.
Неотъемлемой и очень важной частью этой программы стал исследовательский дневник – инструмент, разработанный коллективом колледжа во главе с руководителем Центра дополнительного образования А.О.Кожепенько. Дневник является вспомогательным инструментом, дающим возможность исследовать, фиксировать, анализировать и на основе проделанной работы составить собственную карту образовательных возможностей.
Кроме того что студент исследует пространство, он еще исследует и самого себя, свои навыки и умения, свои представления о себе, о своих знаниях и возможностях.
Дневник условно поделен на 4 части.
Практическая часть – раздел, где студент фиксирует и анализирует свой путь прохождения программы (делает предположение о своих возможностях по участию в программе, об уровне своих навыков и предполагаемом результате; после занятия фиксирует, подтвердились ли его предположения (гипотеза) о занятии и возможностях программы).
Творческая часть (со звездочкой) – выполняется студентами по желанию, что помогает выявить тех студентов, которые изначально пришли в образовательное учреждение с большей мотивацией к обучению. Выполнение этих заданий дает возможность педагогу и классному руководителю проявить мотивационный уровень своих студентов.
Итоговая сборка – заполняется по завершении всей программы, дает возможность проанализировать всю программу в целом, составить карту возможностей и сделать выбор собственной траектории движения в рамках дополнительного образования.
Теоретическая часть – раздел, где у студента есть возможность ознакомиться с основными понятиями исследования. К этому разделу студент может обращаться на протяжении всей программы и работы с дневником, когда возникают вопросы по понятийному аппарату. Для большинства обучающихся эти понятия являются новыми.
Важной частью работы с дневником является сопровождение взрослых при его заполнении студентами. Это могут быть педагоги дополнительного образования, обладающие тьюторской компетенцией, тьюторы или классные руководители с тьюторской компетенцией.
Состав участников и сопровождающих может варьироваться, так как в каждом образовательном учреждении свои возможности.
Реализация программы «Мое будущее. Исследуем и проектируем» с использованием дневника осуществляется нами уже в течение трех лет. Каждый год мы анализируем результаты программы, те или иные сложности, возникшие при работе с дневником, дорабатываем его. В этом году мы попробовали запустить цифровой облегченный вариант дневника, результаты работы с которым нам только предстоит проанализировать.
Большой ценностью дневника является еще и то, что он позволяет фиксировать движение студентов в открытом образовательном пространстве, созданном в колледже, анализировать вариативность формы и места проведения программ.
Наталия РЫТИКОВА, руководитель отделения «Открытые образовательные практики» колледжа архитектуры, дизайна и реинжиниринга №26
Комментарии