search
main
0

Исследовательская работа. Формирование инженерных компетенций школьников в системе «школа – вуз»

Лицей №1523 был создан в 1988 году как физико-математическая школа при Московском имени Трудового Красного Знамени инженерно-физическом институте. Основная задача нашего педагогического коллектива – подготовка обучающихся к поступлению в Национальный исследовательский ядерный университет МИФИ.

Специфика обучения заключается в том, что образовательное пространство лицея №1523, предуниверситария НИЯУ МИФИ, неразрывно связано с университетом. Педагогический процесс осуществляется единым коллективом учителей по единым образовательным программам непрерывного предпрофильного и профильного образования. При поступлении в лицей обучающиеся проходят вступительные испытания по физике, математике и информатике.Обучение на всех уровнях образования ведется по трем направлениям – физико-математическому, физико-химическому и информационно-технологическому. Профильные предметы – физика, математика, химия и информатика соответственно. Активно развиваясь в структуре предуниверситария, мы планируем расширять представленный спектр.Лицей №1523 на протяжении всех лет существования обеспечивает стабильно высокое качество образования. Выпускники ежегодно активно участвуют в различных олимпиадах и становятся призерами и победителями. В прошедшем учебном году наш выпускник стал абсолютным победителем заключительного тура Всероссийской олимпиады школьников.Мы готовим будущих инженеров-исследователей, будущих ученых. Поэтому формирование первичных навыков в инженерии, начального опыта проведения научных исследований – наша прямая задача. Для формирования ключевых компетенций, необходимых для творческого мышления, способности к научному анализу, приобретения опыта конструирования, мы применяем различные формы, методы и технологии. Реализована такая работа в первую очередь в блоке дополнительного образования.С 1991 года инженерная работа школьников осуществляется в форме научно-технического общества. Эта деятельность ориентирована на конструирование и изготовление приборов, научного оборудования, экспериментальных установок, необходимых для различных лабораторных исследований. Работа ведется по многим направлениям как в рамках изучаемых предметных дисциплин, так и вне их.Для повышения эффективности и результативности работы ребят мы формулируем такое творческое многопрофильное задание, для решения которого учащимся будут необходимы знания и навыки из целого ряда научных областей. Другими словами, наибольшей эффективностью в процессе такого инженерного обучения будет обладать исследовательская работа, в которой школьники должны решать задачи на стыке как можно большего числа предметных дисциплин. Мы формируем единую исследовательскую группу из ребят с предпочтительными интересами в различных научных областях. Впрочем, для определенных категорий школьников в соответствии с их психологическими и интеллектуальными особенностями вполне допустимо выполнение практико-ориентированных узкоспециальных задач, включающих ремонт, восстановление и модернизацию различных изделий, а также изготовление полезных инженерных устройств.В течение последних пяти лет Научно-техническое общество лицея переросло в центр молодежной исследовательской деятельности и трансформировалось в Научно-техническое объединение молодых исследователей из образовательных организаций при НИЯУ МИФИ. Органическим продолжением НТО явилась организация Центра технологической поддержки образования, что значительно расширило возможности проектно-исследовательской работы за счет качественного обновления материально-технической базы, появления новых образовательных возможностей, а также расширения круга участников сетевого взаимодействия. Оснащение центра позволяет учащимся пройти всю технологическую цепочку от идеи, создания модели до получения действующего прототипа.В рамках деятельности проектного отделения разработано более 100 тематик научно-исследовательских работ учащихся, реализовано более 50 проектов. На Московском форуме «Инженерный старт» работы учащихся регулярно занимают призовые места. Школьники, желающие заниматься исследовательской работой, а также уже работающие над собственным проектом, приглашаются на летнюю практику, которая проводится в НИЯУ МИФИ ежегодно с целью профориентации и подготовки учащимися инженерных проектов. Учителями лицея, преподавателями университета разрабатываются рабочие программы, учебно-методические комплексы по профильным дисциплинам (физика, математика, химия, информатика) с включением в их состав модулей и блоков инженерной направленности. Внедрение таких разработок в систему основного образования в сочетании с блоком дополнительного образования позволит сформировать у всех учащихся лицея устойчивые компетенции в области инженерии.Андрей ПАСТУХОВ, директор лицея №1523

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте