Развитие современной школы – традиционно устойчивой образовательной организации – трудно представить в условиях трансформационных процессов. Особенно трудно создавать систему управления в современной школе: управление – процесс, направленный на сохранение и поддержание устойчивости, стабильности, гармонии отношений в системе, ибо только в этих условиях возможны вероятностный прогноз и организация коллектива во имя развития образовательной организации – каждого учителя и педагогического коллектива в целом. Мы привыкли к тому, что школа – это надежная система. Однако в новых условиях необходимо научиться жить и помогать в саморазвитии и воспитании подрастающим поколениям, которые так не похожи на нас в их возрасте. Что же может ныне служить ресурсом надежности?
Таким ресурсом всегда была и остается научно-методическая работа в школе, которую необходимо обогащать новыми идеями, смыслами, опираясь на философско-психологические, педагогические и дидактические подходы и теории. Многие современные школы выбирают этот путь, конструируя образовательный процесс на исследовательской основе, привлекая учащихся к проектной деятельности, учебно-исследовательской и научно-исследовательской работе. Но главное – исследовательская работа становится компонентом профессиональной деятельности учителя. Именно эта особенность – включение учителя в исследовательскую научно-методическую работу – с давних пор характеризует деятельность педагогического коллектива и обучающихся школы №1504.
Важной особенностью деятельности школы является проведение перед началом учебного года диагностики готовности педагогического коллектива к решению новых, актуальных задач. Для этого используются разные виды исследований: многофакторное исследование, пилотные исследования (финансовой грамотности учащихся начальной школы, правовой грамотности учащихся основной школы, уровня грамотности по русскому языку учителей начальной школы, готовности к реализации ФГОС 3.0), взаимосвязи эстетического, интеллектуального и речевого развития на уроках в начальной школе. Научно-методическая работа, основанная на исследовательской деятельности педагогов-воспитателей в реализации ФГОС ДО, является непрерывной в подсистеме дошкольного образования школы №1504. Системная научно-методическая работа в школе стала педагогическим основанием формирования ценностного отношения к процессу обучения как сотрудничеству учителя и учащихся, развитию традиций гражданско-патриотического воспитания на уроках и во внеурочной деятельности. Это направление в школе №1504 всегда было ее гордостью! Стремление учителей к формированию индивидуального стиля деятельности – основа методологической культуры педагога нашей школы: умение проектировать содержание будущей деятельности, систему и последовательность собственных действий, систему и последовательность действий учащихся. В школе №1504 есть педагогическое ядро учителей-исследователей – опоры педагогического наставничества в условиях динамичности социальных процессов в их нелинейности.
В традициях школы проведение регулярных научно-методических семинаров, чтение педагогической периодики (журналов «Педагогика», «Народное образование», «Школьные технологии»), публикация учителей в научных изданиях, включая журналы, рекомендованные ВАК РФ и РИНЦ: «Инновации в образовании», «Школьные технологии», «Вестник Владимирского государственного университета имени А.Г. и Н.Г.Столетовых», «Наука. Управление. Образование. РФ». Так, за последние десять лет педагогами школы опубликовано более двадцати статей.
Особым достижением педагогического коллектива в 2023 году стал выпуск номера научно-практического журнала «Наука. Управление. Образование. РФ» (Научная школа управления образовательными системами), который полностью посвящен нашей школе. Это особенно приятно в год, который объявлен Президентом Российской Федерации Владимиром Владимировичем Путиным Годом педагога и наставника.
Такое событие в жизни педагогического коллектива школы стало возможным благодаря инициативе главного редактора Сергея Георгиевича Воровщикова, доктора педагогических наук, профессора, ученика научной школы Т.И.Шамовой, и Людмилы Михайловны Перминовой, доктора педагогических наук, профессора, научного руководителя нашей школы. В написании статей данного номера принимали участие педагоги разных поколений и разного педагогического опыта – начинающие и продолжающие обучение в вузе, имеющие несколько смежных педагогических специальностей, учителя с солидным педагогическим стажем и опытом научно-педагогической деятельности, учителя-исследователи, которые всегда готовы стать наставниками, а также школьники. Они разные, но их объединяет стремление помочь ученикам понять себя в универсальной деятельности – обучении, выбрать правильную профессиональную стезю, стать достойными гражданами своего Отечества.
Номер журнала включает в себя 12 статей, 10 из которых написаны педагогами школы:
- В.П.Рытиков, Е.С.Иванова, В.А.Ливенцева «Корпоративный уклад и культурный код школы №1504».
- Е.В.Зайцева «Чтение и культурные практики в дошкольном образовании (организация развивающей читательской среды как необходимое условие для овладения дошкольниками элементами функциональной грамотности)».
- М.В.Легенченко, Т.А.Голощапова, Ю.О.Голощапова, А.В.Евсюкова «Психолого-педагогический консилиум – активный инструмент инклюзивного образования».
- А.О.Антонюк «Развитие производной саморегуляции у первоклассников на уроках».
- К.С.Паневина «Формирование познавательных интересов у младших школьников в условиях различных видов деятельности».
- Л.А.Башева «Формирование элементов диалектического мышления у учащихся начальной школы».
- Е.С.Иванова, И.А.Чубиркина. «Проект сегодня – профессия завтра».
- Е.Е.Тульчинская «Научно-методическое наставничество кафедры математики».
- А.А.Еремеев «Составление рабочих листов для уроков истории и их использование в учебной деятельности».
- Д.В.Овчинников и группа обучающихся «Проект «Ум полководца» в процессе изучения школьного курса истории России (ценности гражданско-патриотического воспитания)».
Этот номер журнала уникален не только тем, что посвящен одной образовательной организации, но и тем, что открывается традиционно актуальнейшей и наукоемкой статьей Михаила Викторовича Богуславского, советского и российского педагога, ведущего в России специалиста по методологии, теории и истории образования, педагогического публициста.
В целом системная научно-методическая работа в школе стала педагогическим основанием формирования ценностного отношения к процессу обучения как сотрудничеству учителя и учащихся, развитию традиций гражданско-патриотического воспитания на уроках и во внеурочной деятельности. Это направление в школе №1504 всегда было и остается ее гордостью! Стремление учителей к формированию индивидуального стиля деятельности – основа методологической культуры педагога нашей школы. Исследовательский подход – ориентир в отборе фундаментальных ценностей российского образования: все более осознается значимость преемственности уровней школьного образования и исследовательской деятельности в школе в системе «руководитель – педагоги – учащиеся», наставничество, чтение, грамотность, русский язык, математика, история и гражданско-патриотические ценности. Но главным стимулом в реализации исследовательского подхода остается уникальная профессия «педагог»!
Валентин РЫТИКОВ, директор школы №1504;
Елена ИВАНОВА, заместитель директора школы №1504;
Вера ЛИВЕНЦЕВА, старший методист школы №1504
Комментарии