Недавно в «УГ» был опубликован очерк «Натуралист XXI века», посвященный Сергею Шустову, преподавателю педуниверситета из Нижнего Новгорода. И тема, затронутая в материале, и его герой показались мне весьма интересными. Конечно, опыт его работы с детьми своеобразен и в чем-то уникален. Хотя с людьми, чем-то на него похожими, я как учитель географии, ежегодно готовящий команду Ростовской области к Всероссийской олимпиаде по геологии, сотрудничаю в течение нескольких лет. Должна сказать, что у каждого из моих коллег свой почерк, своя изюминка, свои подходы в воспитании человека.
В последнее время появилось много разных конкурсов. Меня особенно раздражают те, где требуется внести организационный взнос. У меня дети четыре раза побеждали на областном этапе Всероссийского краеведческого конкурса научно-исследовательских работ «Отечество». Но на сам финал ни разу не ездили. Последний раз в 2010 году, кстати, организационный взнос составил 11 тысяч рублей. Родители моего победившего ученика не в состоянии были его оплатить, да и не посчитали нужным отдавать последнюю рубашку ради победы на всероссийском конкурсе. Спонсоров у нас нет.Нам внушают, что у нас в стране «все для детей!», но нельзя не видеть, что на детских конкурсах кто-то зарабатывает: налицо рыночные отношения. Конечно, здоровая конкуренция вещь нелишняя, но, к сожалению, на олимпиадах нередко встречается и нездоровая обстановка, способствующая нервному перенапряжению, выбросу адреналина. А ведь есть дети, да и учителя, не олимпиадные. Например, один мой коллега из Ростовской области тоже занимается с ребятами исследованиями. Но они выполняют задания местного геоэкологического центра за деньги. Разве это плохо? Нет, хорошо. Его ученики в состоянии вести профессиональные исследования, они не нуждаются в конкурсах, а вот областное начальство просит их участвовать во всероссийских мероприятиях за честь региона. Помню, в начале моего профессионального пути, да и в мое школьное время, мы участвовали в слетах туристов и юных геологов. Вся наша деятельность была подчинена будущему слету, на котором мы имели возможность продемонстрировать свое мастерство, свои коллекционные находки, отчитаться о своих открытиях и экспедициях. На слетах мы и учились, и общались с учеными, и консультировались, и, конечно же, ждали новых встреч с друзьями из других городов. Были песни, костры, романтика. Одна из моих учениц, участница геологического кружка, на одном из таких слетов познакомилась с таким же увлеченным мальчиком – юным геологом из другого города и впоследствии вышла за него замуж. Она окончила геофак, а он юрфак. Не будь у меня в свое время моей команды, походов, полевых исследований, не было бы научно-исследовательских работ и проектов. Некоторые шлифовались несколько лет. Они созданы в результате совместной деятельности, сотрудничества со мною моих ребят. Марина ПУРИКОВА, учитель географии школы №10, Каменск-Шахтинский, Ростовская область
Комментарии