search
main
0

Исследователь нигде не пропадет

Первое сентября. Передо мной настороженные и любопытные глаза пятиклассников. За плечами этих ребят первый десяток лет их, надеюсь, долгой и счастливой жизни, впереди – начинающие уже исподволь проявляться проблемы физического и полового развития, первые серьезные конфликты в семье и школе, дающий о себе знать максимализм. Смогу ли я помочь им преодолеть этот пугающий их самих дискомфорт, научить их жить в гармонии с самим собой и с окружающим миром. Ведь и предмет мой называется этим простым и вроде бы привычным для всех словосочетанием «Окружающий мир».

Я волнуюсь, чувствую свою ответственность за их судьбы – ведь эти пятиклассники тоже «люди планеты», мой «биологический вид», которому предстоит в ближайшее десятилетие преодолеть трудности выживания.

Обучение, развитие и воспитание в современной школе хотя и направлены ны формирование целостной картины окружающего мира, опыта социального общения, практических умений и навыков, но вопрос о количестве выпускников с активной жизненной позицией, с устоявшимися ценностями, гармонично вливающихся в современное общество, остается открытым. Как ни были бы сейчас популярны методы развивающего обучения, новые технологии, модернизация образования, учитель чаще занимает позицию, при которой он все знает, владеет информацией, но откуда он ее получает и как, для ребят – тайна. Уверена, что в случае преобладания такой педагогической философии немногим ребятам удастся сохранить желание познавать мир, научиться решать сейчас учебные, а затем – взрослые задачи. Лишь ученик, в совершенстве овладевший навыками исследовательской деятельности, в будущем избежит многих трудностей.

И педагогу не нужно будет придумывать путь, по которому ребенок пойдет к открытию, нужно будет просто расчистить пространство, облегчить ему задачу, помочь. Свободный поиск не всегда должен заканчиваться удачей. Отрицательный результат – это тоже результат. Самое ценное для человека, как писал известный филолог и философ А.Ф. Лосев, «…это живой ум, живая мысль, такое мышление, от которого человек здоровеет, ободряется, радуется и веселится, а ум ответно становится и мудрым, и простым одновременно». Ученик также получает право на самооценку: самое ответственное, самое серьезное, самое трудное право.

Овладевая навыками исследовательской деятельности, дети учатся учиться. А значит, они не будут тушеваться ни перед какими трудностями, будут четко видеть проблему, искать оптимальные пути ее решения, адекватно оценивать себя, следовательно, будут личностно зрелыми и станут жить в гармонии с окружающим миром.

Юлия МИТЬКОВА, учитель дисциплины «Окружающий мир» СШ №33 Смоленска, учитель года Смоленской области-2005

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте