В настоящее время ситуация, когда работник образования занимается научными исследованиями, стала если и не обыденной, то не такой уж редкой.
Научно-исследовательские изыскания, которыми я наряду с преподаванием в средней школе регулярно занимаюсь в течение двух последних десятилетий, посвящены политике в области просвещения эпохи Великих реформ. Я рассматриваю отдельные аспекты деятельности Министерства народного просвещения в тот период, когда им управлял либеральный реформатор А.Головнин (1861-1866 гг.). Итоги моей работы подведены в монографии, увидевшей свет в 2007 г. Занятия научно-исследовательской деятельностью оказывают серьезное влияние на педагогическую практику и мое становление как учителя. С одной стороны, они позволяют поддерживать высокий уровень научности в преподавании истории и адекватно оценивать с этой точки зрения учебники, методические материалы и учебно-методические комплексы. С другой стороны, моя собственная научно-исследовательская деятельность стимулировала интерес к проблеме формирования исследовательских навыков учащихся. На первый взгляд для нашего образовательного учреждения эта проблема не самая актуальная, ибо крайне немногие учащиеся нашего Центра образования связывают будущую профессиональную карьеру непосредственно с историей. Но именно поэтому специфика истории как учебного предмета заключается не столько в материале, с каким приходится иметь дело ученику, сколько в тех мыслительных операциях и способах работы, которым он обучается, работая с историческим материалом, и которые по большей части носят межпредметный или даже надпредметный характер. К ним относятся умение анализировать текст, делать выводы о степени достоверности исторического источника, разбираться в различных видах литературы, работать со справочной литературой, составлять библиографическое описание книг и статей.Серьезные возможности для формирования исследовательских навыков учащихся дают не только уроки, но и внеурочные занятия, к числу которых относится разработанный при моем участии спецкурс «Ведение в проектную деятельность». С помощью этого курса ученики получают необходимые навыки для самостоятельной творческой работы, овладевают как методами проектирования, так и исследовательскими методами. В рамках спецкурса действует гуманитарная мастерская, в которой значительную часть занятий составляют наряду с лекциями и беседами практические работы в группах. Основное внимание сосредоточено на приемах работы с историческими источникам различных видов и вообще с текстом как источником информации. Прошедшие спецкурс учащиеся должны уметь определять круг своих интересов, формулировать цель работы и задачи по ее достижению, давать характеристику источника и оценивать степень достоверности содержащейся в нем информации, определять вид исторической литературы, обрабатывать полученную информацию, давать библиографическое описание литературы, составлять аннотацию, планировать работу, выбирать методы деятельности, публично представить результаты своей работы. Этот спецкурс приобрел особую важность в связи с организацией общешкольной конференции «Познай самого себя», на которой учащиеся представляют результаты своих самостоятельных, творческих, проектных, исследовательских работ, выполненных в течение учебного года. Конференция проходит ежегодно с 2004 года и стала своеобразной кульминацией проектно-исследовательской работы учащихся и подготовительной ступенью для участия в конференциях более высокого уровня. Принимаемые на конференцию работы не ограничиваются ни по жанру, ни по характеру, не принимаются лишь компилятивные работы, ибо самостоятельный вклад учащегося должен быть очевиден. В рамках подготовки к конференции в течение года мы проводим тематические круглые столы, консультации по вопросам, вызывающим затруднения учащихся, периодическое анкетирование авторов и руководителей проектных работ. Примерно к февралю окончательно определяется состав участников конференции. Рецензирование – первое серьезное испытание, которое проходит текст работы, значимое событие как для руководителя, так и для автора. Постоянной практикой учителей истории стала беседа рецензента с автором накануне защиты, так как от учащегося нередко ускользают некоторые нюансы письменной рецензии. Историческая секция на конференции «Познай самого себя» пользуется неизменной популярностью. Традиционной особенностью секции можно считать наличие подготовленной и заинтересованной публики. Темы работ, которые выносят на защиту, известны заранее, поэтому на исторической секции зритель всегда интересующийся и активный, что позволяет сделать работу секции живой и интересной. Деятельное участие в обсуждении принимают учащиеся – номинанты прошлой конференции, а также представители родительской общественности.В 2005-2006 учебном году на III школьной научно-практической конференции «Познай самого себя» впервые выступали учащиеся, которые прослушали курс «Введение в проектную деятельность». Значительная часть учащихся, прошедших через гуманитарную мастерскую под моим руководством, выбрала для своих работ историческую или обществоведческую тематику. Многие учащиеся в процессе деятельности активно пользовались планами, памятками, словарями и конспектами, составленными в период занятий в мастерских. В результате из всех учащихся 9-х классов, участвовавших в конференции, 53% оказались победителями в различных номинациях. Особенно успешными стали на конференции труды исторической секции, из девяти участников семь человек стали победителями в номинациях. Работы учащихся, написанные под моим руководством, демонстрируют позитивную динамику. Если раньше в своих реферативных, проектных и исследовательских работах учащиеся давали подробную характеристику использованной литературы и этим ограничивались, то теперь мои ученики проводят различие между историческими источниками и литературой, демонстрируют умение определять тип источника, оценивать степень его достоверности, классифицировать использованную литературу по ее видам. Авторы проектных и исследовательских работ не замыкаются в рамках одного предмета, их работы находятся на стыке нескольких образовательных дисциплин – истории и социологии, истории и политологии, истории и литературы, истории и языкознания. Избираемые учениками работы тесным образом связаны с современностью, например, ученик 9-го класса «А» Евгений Фролов в работе «Первый опыт российского парламентаризма: I и II Государственные Думы», удостоенной Диплома I степени окружной конференции «Ломоносовские чтения» (гимназия №1530), не только раскрыл причины слабой работоспособности первого российского парламента, но и показал важность парламента как неотъемлемого структурного элемента, который необходим для полноценной деятельности государства. Учащиеся 10-го класса «А» Тимофей Толмачев и Артем Меликян, чьи работы «Народная воля» и современный терроризм» и «Эпоха Великих реформ и зарождение терроризма в России», также получившие на конференции призовые дипломы, прослеживая истоки терроризма, проводили сравнение нынешнего терроризма с терроризмом XIX века. Наконец, работа Александра Иванова (9-й класс «А») «Властелин колец» в русских переводах», удостоенная Диплома I степени и медали «Ломоносовских чтений», представляет собой самостоятельное оригинальное исследование, демонстрирующее высокую аналитическую культуру учащегося, а также глубокие познания как в области средневековой истории, истории литературы, так и английского языка. В этих работах авторы не только классифицировали источники и анализировали высказанные в литературе точки зрения, но и применяли элементы исследования. Не стал случайным и тот факт, что темы значительной части работ учащихся связаны с эпохой Великих реформ, так как именно эта эпоха предмет моего научного интереса. Помимо уже названных стоит отметить работы «Вера Засулич: от террора к умеренной революционности» Елены Зенцовой и «Влияние польского восстания 1863 г. на внутреннюю политику и общественное движение России» Ксении Беловодченко. Результаты каждой конференции подвергаются тщательной рефлексии как со стороны учителей, так и со стороны учащихся. Итоговый характер носит сборник материалов, ежегодно издаваемый школой, в который помимо тезисов ученических работ входят аналитические обзоры, написанные для первых четырех сборников учителями – председателями секций. А в 2007-2008 учебном году аналитические обзоры писали уже не учителя, а учащиеся 11-го класса «А», победители и призеры окружных конференций, выполнявшие обязанности членов жюри с совещательным голосом, проявив при этом неординарность мышления и высокий уровень аналитической культуры. Таким образом, научно-исследовательская деятельность учителя способствует формированию исследовательской культуры учащихся, но этот процесс не односторонний, ибо нередко я получаю возможность черпать у учащихся нестандартные подходы к решению проблем. Часто не отягощенный опытом, но свежий, не искаженный стереотипами взгляд ученика может навести учителя на очень интересные выводы и раскрыть перед ним новые перспективы. Елена СТАФЁРОВА, кандидат исторических наук, учитель истории ЦО №1483
Комментарии