В штате института – специалисты в области физиологии и нейрофизиологии, врачи-терапевты, офтальмологи, психиатры, невропатологи, детские психологи, сурдопедагоги, тифлопедагоги, логопеды, олигофренопедагоги, ортопедагоги. В штате института работают кандидаты наук, доктора наук, члены-корреспонденты, академик.
Структура
Институт включает 14 научных отделов, разрабатывающих содержание и методы специального обучения детей с различными видами нарушений раннего, дошкольного и школьного возраста, фундаментальные проблемы диагностики, нейро- и психофизиологического изучения детей, инновационные подходы к обучению детей с особыми нуждами на базе новых информационных технологий.
В структуру института входит консультативно-диагностический центр. Консультативная помощь в институте ежегодно оказывается более 2000 детей с различными нарушениями в развитии, прежде всего со сложной структурой нарушений (дети с комплексными нарушениями слуха и зрения, слуха, зрения и интеллекта, дети с ранним детским аутизмом в сочетании с другими нарушениями). В институте работает центр раннего слухопротезирования детей (от рождения до 3 лет) с нарушением слуха и ранней коррекции. При институте действует основанная в 1934 г. экспериментальная школа, насчитывающая 28 классов для детей с различными нарушениями, каждый из которых курирует соответствующий научный отдел. Начал работать Университет для родителей.
Каждый отдел института проводит курсы повышения квалификации и переподготовки кадров специалистов всех регионов России.
Институт включает постоянно действующий отдел аспирантуры для подготовки специалистов высшей квалификации (уровень кандидата и доктора наук). В институте постоянно действуют два ученых совета.
Исследования последних лет
Внедрение компьютерных технологий в систему специального образования было поставлено в институте как методологическая проблема. Осмыслена и описана роль компьютерных технологий в перестройке и развитии системы специального образования, перестройке и развитии профессионального мышления специалистов, в общем развитии аномального ребенка. Впервые разработаны специализированные компьютерные среды для поддержки основных содержательных линий развития проблемного ребенка в ходе начального школьного обучения.
Ведется теоретическая и экспериментальная разработка программ для новой содержательной области – внутренняя жизнь человека, процессы эмоциональной жизни ребенка и окружающих его людей, его взаимоотношений с окружающим миром. Данные программы обучения будут поддержаны специализированными компьютерными средами для ребенка.
Впервые предметом специального исследования в Институте стали социально-психологические аспекты развития системы специального образования: оценка системы специального обучения родителями, выпускниками специальных школ, педагогами, администраторами, создателями системы, пути развития и трансформации системы специального образования, взаимоотношения государства, общества и профессионалов.
Монография “Аутичный ребенок. Пути помощи” (авторы – Никольская О.С., Баенская Е.Р., Либлинг М.М.) удостоена премии Президента Российской Федерации в области образования за 1997 г., специализированная компьютерная обучающая программа “Мир за твоим окном” (для детей с нарушением слуха, речи, задержкой психического развития, авторы – Кукушкина О.И., Гончарова Е.Л., Королевская Т.К.) удостоена премии Правительства Российской Федерации в области образования за 1997 г.
Адрес института: 119121, Москва, Погодинская ул., д. 8, корп. 1.
Телефоны:
Консультативно-диагностический центр (095) 245-24-62.
Школа-интернат для детей с НРС (095) 245-10-29.
Малофеев Николай Николаевич.
Комментарии