Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 гг. в качестве приоритета государственной политики в сфере дошкольного, общего образования и дополнительного образования детей включает обеспечение учебной успешности каждого ребенка независимо от состояния его здоровья. Требование распространения здоровьесберегающих образовательных технологий на все образовательные организации присутствует в Указе Президента Российской Федерации от 1 июня 2012 г. №761 «О национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы».
Методологию, формы и средства здоровьесберегающего образования школы Москвы используют в инновационной деятельности, хотя и не так широко, как в прежние годы. Одной из причин снижения интереса педагогической общественности к данной работе мы считаем недостаточный уровень взаимодействия разных ведомств в решении общей национальной задачи – сохранения здоровья наших детей. Да, образовательные организации готовы и часто самостоятельно реализуют большинство направлений деятельности по охране здоровья учащихся из перечисленных в федеральных документах. Педагогические работники в соответствии с требованиями Закона «Об образовании в РФ» занимаются формированием культуры здорового и экологически целесообразного образа жизни обучающихся, однако результаты и эффективность этой работы (насколько здоровее стали дети или наоборот) должны оценивать специалисты, обладающие соответствующими знаниями и компетенциями – специалисты медицинского профиля. В некоторых регионах для этого созданы и успешно работают Центры медико-психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса, в Москве эффективность здоровьесберегающей деятельности могут оценить специалисты профильных научно-исследовательских институтов РАМН и РАО, проводящие специализированные прикладные научные исследования. Однако по объективным причинам эти организации не могут охватить своим вниманием все школы Москвы, специализирующиеся на здоровьесберегающем образовании, в результате косвенную оценку эффективности здоровьесберегающей деятельности образовательных организаций проводят только специалисты системы образования, в частности, в рамках диагностики Московского центра качества образования (МЦКО), что явно недостаточно.На базе школы №1008 (ЗАО) уже два года успешно работает первичная инновационная площадка «Интеграция здоровьеформирующих технологий в образовательный процесс как средство повышения качества образования». В начале нынешнего учебного года было проведено обследование состояния учащихся 1-х классов по методикам и с использованием инструментальной базы лаборатории полисистемных исследований НИИ общей патологии и патофизиологии РАМН одновременно с диагностикой МЦКО. Все работы по этой теме были проведены с письменного согласия родителей первоклассников. Количественный анализ параметров здоровья здоровых учащихся инструментальными методами показал, что: в психомоторной координации обследованные школьники характеризуются более быстрыми, но менее точными движениями (по сравнению с соответствующей условно-нормальной половозрастной группой); что требует дальнейшего изучения – это особенность именно наших первоклассников (особенности контингента проживающих в районе) или общая тенденция в развитии детей Москвы (и шире); существует корреляционная связь между уровнем стрессоустойчивости (определяемым методами психологического тестирования) и физиологическими показателями активности регуляторных систем организма, в частности, уровнем активности симпатической нервной системы.Полученные статистические закономерности позволили уточнить направление разработки психолого-педагогических рекомендаций для детей с результатами диагностики МЦКО, отличающимися от средних по школе. Рекомендации стали включать: методы гармонизации физического развития; формы и методы развития психомоторной координации (скорости, точности, плавности движений); методы оптимизации автономного статуса (психофизическая и психофизиологическая коррекция).По результатам обследований каждого ребенка все родители, давшие согласие на обследование своего ребенка, получили индивидуальные рекомендации.Результаты и эффективность внедрения инновационной деятельности в образовательный процесс будут оценены в повторном комплексном обследовании в конце учебного года.Наталия ПАНКОВА, профессор МИОО;Татьяна ГУДЕНКО, директор школы №1008
Комментарии