search
main
0

Исследования, анализ, выводы Методические рекомендации

Одной из современных форм обучения правам человека является научно-исследовательская работа старшеклассников. Исследуя основные положения Конституции и законов РФ, регулирующих реализацию прав и свобод, принципы отраслей российского законодательства, изучая историю политических и правовых учений, теорию государства и права, основ права, подростки учатся анализировать, строить обоснованные выводы, применять исследовательские приемы, определять перспективы своей деятельности и пути ее дальнейшего совершенствования.
Ученическая конференция делает результаты работы зримыми, подчеркивает ее общественно значимый характер, активизирует самостоятельную учебно-познавательную деятельность, первая группа которой связана с культурой умственного труда, вторая – с развитием основ ораторского искусства. Защита реферата универсальна уже тем, что обобщает результаты, подводит итоги самостоятельной работы старшеклассников.
Одним из достоинств этой формы являются изучение и исследование краеведческого материала. Это показывает высокий уровень гражданской зрелости авторов, их способность анализировать прошлое и настоящее, делать собственные суждения. В итоге у ребят складывается правовое сознание, они получают возможность проявить гражданскую позицию в условиях современного общества.
Учащиеся школы принимают активное участие в городских, областных конференциях по праву. Высокую оценку получили рефераты “Некоторые аспекты судебной реформы в Рязанской области”, “Ученическое самоуправление в образовательном учреждении: каким ему быть?” (из опыта работы), “По стезе правды и законов” (правоохранительные органы РФ: прокуратура), “Некоторые аспекты основ потребительской культуры: платные медицинские услуги”, “Право быть ребенком: учиться этому никогда не рано”.
Во многом, конечно, успех исследовательской работы зависит от правильно организованной подготовки старшеклассников к самостоятельной творческой и познавательной деятельности. С этой целью были составлены в помощь учащимся и преподавателям методические рекомендации. Их коррекция проведена с учетом результатов практической работы.

I. АЛГОРИТМ ДЕЙСТВИЙ УЧИТЕЛЯ
1. Определите тему научно-практической конференции.
2. Наметьте проблемы, которые должны быть раскрыты учащимися в реферативных работах (сообщениях), подберите темы для рефератов.
3. Обозначьте задачи, цели и планируемый результат конференции.
4. Проведите индивидуальные консультации, окажите методическую помощь в подборе литературы.
5. Учите старшеклассников самостоятельно и разумно выбирать и создавать ценностные установки, оценивать возможные последствия исторического процесса, аргументированно защищать свою позицию, уверенно выражать свои убеждения.
6. Помогите учащимся правильно оформить реферативную работу, список литературы.
7. Окажите помощь учащимся в выборе рецензора.

СОДЕРЖАНИЕ РЕЦЕНЗИИ
1. Вводная часть.
Правильность оформления реферата (титульного листа, наличие плана, схем, иллюстраций, списка литературы, в целом реферата).
2. Содержание.
а) целесообразность избрания темы и соответствие содержания реферата теме и плану;
б) заключение о правильности изложения существа вопроса освещения, полнота освещения;
в) наличие исследовательской работы, оценка ее результатов;
г) наличие анализа различных источников, извлечение из них исчерпывающей информации, систематизация и обобщение ее;
д) наличие собственных выводов, показывающих отношение автора реферата к данному вопросу, самостоятельность, оригинальность, обоснованность суждений.
3. Заключение:
а) указываются сильные и слабые стороны реферата;
б) оцениваются общий теоретический уровень работы, содержательность, логичность изложения и доказательность общих выводов, яркость, образность изложения, индивидуальность стиля автора;
в) оценка правильности оформления работы (структурирование текста на пункты, подпункты, его изложение в соответствии с выработанным планом, нумерация страниц, оформление цитат и ссылок, библиографии, титульного листа и т.п.);
г) оценка качества сопроводительных материалов (иллюстрации, схемы, чертежи и т.д.);
д) дается общая оценка реферата, высказываются пожелания и рекомендации рецензента; при необходимости указывается, в каком направлении необходимо провести переработку работы.
На работу должны быть даны две рецензии: внутренняя и внешняя.

ФОРМЫ И СРОКИ КОНТРОЛЯ
Форму контроля над работой над рефератом можно рекомендовать в виде беседы, прочтения наработанного материала, выступления учащегося перед классом, консультаций. Непосредственный контакт с автором реферата во время творческой работы поможет повысить степень усвоения отобранного материала. Работа завершается написанием рецензии руководителем и выступлением автора на конференции, где выставляется рейтинговая оценка.

ТРЕБОВАНИЯ К ЗНАНИЯМ ВЫПУСКНИКОВ,
вышедших на защиту реферата (на научно-практическую конференцию).
Выпускники должны показать:
умение обосновать выбор темы;
уровень информированности по выбранной теме;
способность раскрытия теоретических аспектов проблемы, обозначенных в реферате;
научность изложения материала;
свободное владение материалом при представлении реферата;
степень осмысления и усвоения материала;
умение четко, по существу отвечать на вопросы по теме исследования
доказательность при ответах на вопросы;
наличие исследовательского компонента в работе;
умение делать корректные, взвешенные умозаключения, выводы по проблеме;
умение ясно выражать свои мысли в устной форме;
способность выслушать позицию других и аргументированно защитить свою;
уверенно выражать свои убеждения, не терпя при этом диалогических поражений.

ПОРЯДОК ЗАЩИТЫ РЕФЕРАТА
1. Реферат защищается автором на научно-практической конференции в присутствии комиссии.
2. Время защиты – 10 минут.
3. Во время выступления автор раскрывает основные положения реферата, подтверждает их фактами, показывает свое отношение к изложенному вопросу, делает выводы.
4. После выступления автору реферата при необходимости задаются вопросы членами комиссии и участниками конференции.
5. Один из членов комиссии зачитывает рецензии.
6. Члены комиссии делают выводы по оценке защиты реферата. Оценка сообщается только после всех выступлений при подведении итогов конференции.

II. Алгоритмы действий учащегося
Основные требования к содержанию и оформлению реферата.
1. Работа носит самостоятельный характер, для глубокого изучения проблемы необходимо использовать литературу (статьи и монографии), посвященную теоретическим и практическим вопросам по выбранной теме.
2. Реферативная работа включает следующие разделы:
ТИТУЛЬНЫЙ ЛИСТ
На титульном листе реферата необходимо указать номер и полное название учебного заведения, в котором учится автор; секцию, в работе которой автор хотел бы участвовать, тему реферата; фамилию, имя, отчество автора и консультанта (при его наличии); название населенного пункта, в котором расположено учебное заведение; год написания работы.
Поля титульного листа реферата; левое поле – 2,5 см; правое, верхнее и нижнее поля – по 1 см. Рамка необязательна. Работа выполняется в объеме 1 условного печатного листа (15-20 машинописных страниц через 2 интервала). Допускается написание текста от руки – в этом случае объем реферата устанавливается преподавателем произвольно, в случае необходимости возможно оформление приложений к работе.
ОГЛАВЛЕНИЕ (ПЛАН)
На втором листе подготовленной работы располагается ее план, оглавление с указанием страниц (на какой странице начинается и кончается та или иная часть выпускной работы); все страницы текста нумеруются; план работы должен полно и логически правильно раскрывать тему.
ВВЕДЕНИЕ
Автор должен:
обосновать выбор темы, ее актуальность, связь с настоящим, значимость в будущем;
раскрыть новые подходы к решению проблемы, наличие противоречивых точек зрения на проблему в науке и желание в них разобраться;
объяснить мотивы и обстоятельства возникновения интереса к данной теме;
определить цель и задачи исследования, изложить порядок материала.
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
Автор непосредственно раскрывает:
суть проблемы или объективных исторических сведений по теме реферата, показывая знание проблемы, способность анализировать, обобщать, делать выводы, обосновывать свою точку зрения на спорные вопросы проблемы;
дается критический обзор источников;
сообщаются собственные сведения, версии, оценки по данной проблеме;
возможно деление материала на главы и параграфы.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Автор подводит итоги исследования, высказывает свое мнение по данному вопросу, отражает в работе собственные мысли и чувства, результаты и личную значимость проделанной работы, делает соответствующие обобщения и выводы, определяет перспективы продолжения дальнейшего изучения темы.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ. На последнем листе должна быть изложена библиография (т.е. список использованной литературы) в алфавитном порядке; при оформлении источника указывается фамилия автора, его инициалы, полное название книги (учебника), место и год издания. Реферативная работа должна базироваться не менее чем на 5-6 источниках; правильно оформленные сноски и список источников литературы составляют научно-справочный аппарат; его правильное оформление свидетельствует об определенной научной квалификации автора работы. Элементы описания каждого произведения должны производиться в алфавитном порядке в соответствии с требованиями библиографического описания.
3. Культура оформления:
реферат должен быть выполнен с соблюдением правил орфографии и пунктуации;
текст оформляется на одной стороне листа обязательно с интервалами;
оставляются поля для замечаний, дополнений;
обязательна нумерация страниц;
все схемы, таблицы, рисунки и графики должны быть подписанными;
работа должна быть выполнена в машинописном виде либо написана разборчивым почерком;
листы курсовой работы сшиваются и вкладываются в специальную папку, обложка которой точно повторяет оформление титульного листа;
при использовании фраз из различных источников должны быть сделаны сноски на цитируемую литературу.
Ссылки в тексте из источника (автор, название, место и год издания, страницы) следует давать в нижней части листа или в конце работы в примечании.
Варианты оформления ссылок: постраничный вариант, внутристраничный вариант (номер источника – по библиографическому списку).

III. Алгоритмы учебной деятельности участника ученической конференции
РАБОТА НАД РЕФЕРАТОМ
1. Определив тему реферата, сформулируйте его основную мысль, подберите литературу, получите консультацию учителя.
2. Обязательно познакомьтесь с библиографией, критическими монографиями и статьями.
3. Внимательно прочитайте источник, в котором наиболее полно раскрыта тема реферата. Составьте развернутый план на основе этого источника.
4. Изучая дополнительную литературу, справочные издания, делайте выписки на отдельных листках с указанием их темы; коротко и тезисно оформляйте свои мысли.
5. Систематизируйте собранный материал, получите консультацию учителя.
6. Оформите реферат:
уточните его план, учитывая дополнительный материал;
последовательно раскройте все предусмотренные планом вопросы; обосновывайте, разъясняйте основные положения, подкрепляйте их конкретными примерами и фактами;
при написании основного содержания реферата не забывайте ссылаться на используемые источники; выводы тщательно аргументируйте;
старайтесь писать грамотно, точно, разделяйте текст на абзацы, не допускайте повторений;
самокритично прочитайте свою работу и устраните все замеченные недостатки;
перепишите работу начисто.
7. Отдайте реферат на предварительную (внутреннюю) рецензию.
8. С учетом замечаний и дополнений рецензора устраните недостатки, отдайте работу на внешнюю рецензию.

ВЫСТУПЛЕНИЕ НА КОНФЕРЕНЦИИ
1. Подготовьте выступление (сообщение) перед классом на 7-10 минут. Помните, что у слушателей должно остаться представление о том, в чем вы хотите их убедить.
Модели защиты реферата:
Классическая (сосредоточение внимания на принципиальных вопросах работы).
Алгоритм выступления:
тема, ее актуальность;
круг изученных источников и основные научные подходы к проблеме;
новизна работы (изучение малоизвестных источников, выдвижение новых версий, новые подходы и решения проблемы и т.д.).
Индивидуальная (раскрытие личностных аспектов работы над рефератом).
Алгоритм выступления:
обоснование выбора темы реферата;
способы работы над рефератом;
оригинальные находки, собственные суждения, интересные моменты работы над рефератом;
личная значимость проделанной работы;
перспектива продолжения работы по данной теме.
Творческая
Алгоритм подготовки к выступлению:
оформление стенда с документальными и иллюстративными материалами по теме исследования, их комментарии;
демонстрация слайдов, видеозаписей, прослушивание аудиозаписей, сделанных в процессе реферата;
яркое, оригинальное представление фрагментов основной части реферата и другое.
Этапы работы над выступлением на конференции:
1. Составьте подробный развернутый план сообщения, указывая в скобках фактический материал;
2. Помните, что основным правилом любого исследования (сообщения, доклада) является строгая доказательность фактов и выводов; не забывайте ссылаться на источники; выводы тщательно аргументируйте;
3. Старайтесь несколько раз “проговорить” текст дома, чтобы привыкнуть к себе-оратору и точно проконтролировать отведенное вам время.
4. Завершите свое выступление краткими выводами.
5. Отработайте и сделайте содержательную правку своего выступления с учетом замечаний и дополнений слушателей. Получите консультацию учителя.
6. Исполните выступление на конференции.

Людмила ПОПОВА,
учитель истории и обществознания
Рязань

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте