К таким выводам пришли специалисты Аналитического центра НАФИ и Международной ИТ-олимпиады «Траектория Будущего». Они провели совместное исследование, которое показало, что современное поколение школьников – самое активное.
Опыт участия в школьных олимпиадах имеют две трети (64%) молодых россиян в возрасте от 14 до 35 лет. Среди современных детей в интеллектуальных состязаниях пробовали свои силы 71%. А вот среди людей в возрасте от 31 до 35 лет, которые сидели за партами 20 лет назад, участвовали в олимпиадах только 58%.
В ходе исследования выяснилось, что школьные олимпиады намного популярнее, чем вузовские: 64% школьных против 23% университетских. Современные школьники гораздо чаще участвуют в интеллектуальных состязаниях, чем их сверстники из прошлых поколений.
Как отмечается на сайте Аналитического центра НАФИ, динамика роста прослеживается от одного поколения школьников к другому: среди россиян 31-35 лет 58% участвовали в олимпиадах, среди молодых людей 18-24 года – 68%, среди нынешних подростков 14–18 лет – 71%. Таким образом за 20 лет доля участников школьных олимпиад выросла почти в 1,5 раза.
Если рассматривать школы, то здесь большой популярностью олимпиады пользуются у девушек – 68% против 59% у юношей. А вот среди студентов обратная ситуация: 27% юношей против 20% девушек.
Согласно исследованию, в городах и селах примерно одинаковое число детей участвуют в олимпиадах – 65% и 61% соответственно. При этом сельская местность лидирует по количеству тех, кто никогда не пробовал свои силы в олимпиадном движении: 29% против 22% в городе.
Выяснилось, что 24% респондентов никогда не участвовали в олимпиадах. При этом каждый третий (31%) среди тех, кто никогда не пробовал свои силы в школьных олимпиадах, чувствовал неуверенность в своих знаниях. А каждый четвертый (25%) был уверен в том, что его уровня знаний для участия в олимпиадах недостаточно. И 18% опрошенных признались, что не имели времени и сил на подготовку, а 16% – боялись проиграть.
Школьники принимают участие в олимпиадах для того, чтобы получить дополнительные баллы для поступления в вуз ( 18%), из-за лидерских амбиций (18%), из-за соревновательного духа (20%), из-за личностного развития (31%). Также на решение учащихся попробовать свои силы в состязаниях влияют учителя (17%), желание получить похвалу от педагога (15%), престиж (9%) и денежные награды (8%).
Участники исследования отметили, что если призерам гарантировали бы поступление в вуз без экзаменов, то в олимпиадах принимали участие большее количество участников (39%). За хорошие денежные призы высказались 38% респондентов, за предоставление выбора награды – 34% россиян.
При этом 44% респондентов считают олимпиаду инструментом для поступления в вуз или магистратуру, чем инструментом для личного интеллектуального развития. А 36% опрошенных уверены, что выиграть олимпиаду может только одаренный от природы человек, одной учебы и тренировок недостаточно.
Как пояснила руководитель проекта Олимпиада «Траектория Будущего» Лариса Семенюк, результаты исследования показывают эффективность системной работы по популяризации олимпиад. По ее мнению, важно рассказывать об историях успеха ребят, как состязание повлияло на его участников, какие у них произошли изменения в жизни. Семенюк подчеркнула, что это позволяет привлекать внимание других участников и еще раз подтверждает, что при желании все возможно, «даже трудоустроиться в крупнейшие IT-компании, будучи студентом колледжа или вуза».
Комментарии