search
main
0

Исследование самообследования. У каждой школы своя траектория развития и свои особенности

​Театр начинается с вешалки, а образовательная организация – с сайта. Такова реалия современного открытого образования. Если говорить строго, то вся жизнь школы теперь нараспашку, доступна и прозрачна. Это требование закона. И отражается это в зеркале официального сайта образовательной организации.

Люблю я прогуливаться по сайтам. Почти профессиональное хобби – изучение школы по архитектуре и наполнению сайта. Очень захватывающее занятие! Убедительно, если на первой странице сайта в правом верхнем углу отображаются знаки отличия школы, показывающие ее принадлежность к московским и российским рейтингам вклада школ в качественное образование по итогам текущих лет. Сразу ясно – школа топовая, имеет высокие результаты, следовательно, там стоит учиться детям или искать вакансии учителям. Нетоповая школа не является синонимом неуспешной, по крайней мере не должна. У каждой школы своя траектория развития и свои особенности, и понять это можно только одним способом – читая и анализируя отчет о самообследовании и публичный доклад, в которых видно, как ведется образовательная деятельность и какова динамика результатов школы. Некомпетентному читателю подчас трудно разобраться, в чем различия этих документов, почему и для кого написаны, почему в чем-то дублируются, почему отчет спрятан в разделе документов, а публичный доклад размещен на стартовой странице. Ну и самое главное – они должны быть написаны так, чтобы объективно, достоверно, полно и ответственно были отражены содержание и результаты образовательной деятельности, а читатель невооруженным глазом мог увидеть, чем особенным отличается эта школа, хоть и не входит в Топ. Это правило касается всех. Чтение этих обязательных для каждой школы документов подчас производит странное впечатление, наводящее на вопрос: а сами авторы этих документов прочитали их перед тем, как вывесить на сайте? Ну в самом деле, заглядываем же мы в зеркало, перед тем как выйти в люди? Ладно, критика не наш жанр. А работники системы образования не только читатели, но еще и писатели. Поэтому ясно одно – всем надо учиться писать отчет о самообследовании, чтобы читатели сайтов получили информацию о деятельности школы в соответствии с законодательными требованиями. А для этого необходимо грамотно организовать работу по проведению самообследования и подготовке отчета и публичного доклада по итогам текущего учебного года. Давайте разберемся, чем они отличаются и почему должны быть написаны по-разному.СамообследованиеТребования к порядку самообследования образовательной организации установлены Федеральным законом от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; постановлением Правительства РФ от 10.07.2013 №582 «Об утверждении Правил размещения на официальном сайте образовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети Интернет и обновления информации об образовательной организации»; приказом Минобрнауки России от 14.06.2013 №462 «Об утверждении Порядка проведения самообследования образовательной организацией» (зарегистрирован в Минюсте России 27.06.2013, №28908); приказом Минобрнауки России от 10.12.2013 №1324 «Об утверждении показателей деятельности образовательной организации, подлежащей самообследованию» (зарегистрирован в Минюсте России 28.01.2014, №31135)». В соответствии с п. 3 ч. 2 ст. 28 Федерального закона от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности отнесено предоставление учредителю и общественности ежегодного отчета о поступлении и расходовании финансовых и материальных средств, а также отчета о результатах самообследования. Целью самообследования является обеспечение доступности и открытости информации о деятельности школы в виде отчета о результатах самообследования, которые размещаются на официальном сайте школы в виде ежегодного отчета о самообследовании. Таким образом, отчет о самообследовании – регламентированный документ, отражающий официальную информацию о содержании, условиях и результатах образовательной деятельности образовательной организации по итогам каждого учебного года. На основе отчета о самообследовании достоверную информацию об образовательной организации получают как участники образовательных отношений (обучающиеся, родители, педагогические работники), так и участники отношений в сфере образования (федеральные государственные органы, учредитель, органы местного самоуправления). Предметом самообследования выступает образовательная деятельность, система управления, содержание и качество подготовки обучающихся, организации учебного процесса, качество кадрового, учебно-методического обеспечения и в соответствии с показателями, установленными Минобрнауки России.Процедура проведения самообследования включает сбор и обработку самой разной информации: общую характеристику образовательной деятельности; сведения о структуре и системе управления образовательной организацией; особенности организации образовательного процесса; анализ качества кадрового, учебно-методического, библиотечно-информационного обеспечения и материально-технической базы школы; качество подготовки обучающихся; данные о востребованности выпускников; анализ показателей деятельности образовательной организации, подлежащей самообследованию. Самообследование должно выявить уровень соответствия образовательной деятельности школы требованиям ФГОС. Порядок проведения самообследования согласуется с внутренней системой оценки качества образования (ВСОКО), основывается на инструментах оценки качества, применяемой в школе. Таким образом, результаты самообследования измеряемы, сопоставимы и позволяют увидеть динамику развития. Количественные результаты в соответствии с установленными на федеральном уровне показателями деятельности организации, подлежащей самообследованию, должны быть авторами отчета тщательно проанализированы, сопоставлены, выявлены и описаны причины, обуславливающие результаты, позитивные или негативные тенденции, резервы развития и др. Аналитическое содержание отчета должно отражать систему управления, условия осуществления образовательной деятельности, включая материально-техническую базу, успешность или сбои в функционировании внутренней системы оценки качества образования. По существу, отчет о самообследовании является верхушкой айсберга под названием ВСОКО, и если она работает, то стройная архитектура и ясное содержание отчета это отражают. Таким образом, отчет о самообследовании представляется ежегодно о результатах исполнения основной цели деятельности – организации образовательной деятельности в соответствии с законодательными требованиями. А публичный доклад – это отчет перед общественностью.Публичный докладПубличный доклад не имеет строгих регламентов, к нему имеются рекомендации, направленные письмом Минобрнауки РФ от 28.10.2010 №13-312 «О подготовке публичных докладов» (вместе с Общими рекомендациями по подготовке публичных докладов региональных (муниципальных) органов управления образованием и образовательных учреждений) и письмом Минобрнауки России от 03.04.2015 №АП-512/02 «О направлении методических рекомендаций по НОКО» (вместе с Методическими рекомендациями по проведению независимой оценки качества образовательной деятельности организаций, осуществляющих образовательную деятельность, утвержденными Минобрнауки России 1.04.2015). В соответствии с указанными рекомендациями публичный доклад – это аналитический публичный документ в форме периодического отчета органа управления образованием или образовательного учреждения перед обществом, обеспечивающий регулярное (ежегодное) информирование всех заинтересованных сторон о состоянии и перспективах развития системы образования или образовательного учреждения. Требованиями к качеству информации, включаемой в публичный доклад, являются актуальность (информация должна соответствовать интересам и информационным потребностям целевых групп, способствовать принятию решений в сфере образования); достоверность (информация должна быть точной и обоснованной), необходимость и достаточность – приводимые данные и факты должны служить исключительно целям обоснования или иллюстрации определенных тезисов и положений публичного доклада. Публичный доклад адресован самому широкому кругу читателей, возможно, не столь компетентных и подготовленных, но каждый из которых в равнодоступной мере должен получить объективную, достоверную информацию, представленную понятным и доступным стилем изложения. Публичный доклад должен выполнять публичную миссию разъяснения, установления диалога с широкой целевой аудиторией, заинтересовывать, привлекать, завоевывать доверие. Публичный доклад должен быть имиджевой визитной карточкой, выступать инструментом брендинга школы на рынке образовательных услуг. Ведь совершенно очевидно, что публичный доклад является инструментом диалога с сообществом в условиях конкуренции и завоевания доверия заказчиков образовательной услуги. Публичный доклад является презентацией образовательной организации, которая демонстрирует достижения за отчетный период, сообщает о результатах и способах их достижения в лаконичной, удобной и яркой для восприятия форме. Допустим, сегодня мы еще не взошли на вершины, но в публичном докладе убедительно рассказываем о том, как настойчиво движемся вперед и как интересно у нас учиться, что это может стать основанием для выбора именно нашей организации. Когда чтение публичного доклада школы станет увлекательным делом, сайты станут реальными конкурентами сарафанному радио. И родители при выборе школы будут руководствоваться не субъективным мнением домохозяйки, которая советует, где в районе надо учиться, а руководством к выбору станет публичный доклад руководителя школы. Значит, структура и текст публичного доклада должны стать ближе потенциальному родителю. Значит, надо внимательно исследовать рынок услуг современными методами маркетинга и брендинга. Все же школа должна научиться управлению информацией! Типовые сайты, отражающие исполнение нормативных требований по своей структуре, свои различия и отличия должны проявить в разнообразии наполнения контента, индивидуализированных стилях завоевания общественного доверия и ведения диалога со своей целевой аудиторией. Помните, что встречают по одежке, провожают по уму.Проведение самообследованияСамообследование проводится ежегодно. Проведение самообследования включает планирование и осуществление процедуры самообследования, обобщение полученных результатов, подготовку на их основе отчета о самообследовании. Отчет о самообследовании готовится по состоянию на 1 августа текущего года, предоставляется учредителю и размещается на официальном сайте не позднее 1 сентября текущего года. Процедура самообследования осуществляется по следующему алгоритму. 1. Принимается решение о проведении самообследования: издается приказ по школе о формировании комиссии или рабочей группы по проведению самообследования, при необходимости принимаются локальные акты, описывающие порядок проведения самообследования. 2. Планирование самообследования: определяются методы сбора информации, способы технического обеспечения, сроки поэтапного исполнения конкретными исполнителями в соответствии с приказом руководителя образовательной организации. 3. Проведение самообследования: осуществляются сбор, обработка и систематизация информации, анализ полученных данных, выявление проблем, причин и способов устранения. Напомним, что при проведении процедуры самообследования используются различные формы и методы сбора и обработки информации: плановые запросы информации, качественная и количественная обработка информации, экспертиза, анкетирование, опросы и др. 4. Подготовка и утверждение отчета по самообследованию: осуществляется подготовка текста отчета, обязательны чтение и согласование текста отчета ответственными лицами, участвующими в подготовке отчета по приказу, утверждение отчета директором. 5. Размещение отчета на официальном сайте школы строго в установленные регламентом сроки. 6. Анализ отчета о самообследовании закономерно приведет к анализу ВСОКО, ее функциональности и результативности, самое главное – будет понятно, какие механизмы не работают, а какие просто еще не включены, вслед за этим обязательно последуют коллегиальная выработка решений по выявленным недостаткам и далее трудоемкий путь по обеспечению качества образования.А где же место подготовке публичного доклада? Здесь уместно будет напомнить, что самообследование – регламентированный требованием законодательства документ, который является главным отчетным документом перед учредителем и надзорными органами. На основе текста и информационной базы отчета о самообследовании формируется публичный доклад. Технологии организации его подготовки могут быть самыми разными, это решает сама школа. Основные сведения в двух документах должны строго соответствовать, а вот стили изложения и построения материала должны отличаться. Иначе говоря, отчет должен давать полную картину анализа результатов деятельности, а публичный доклад – высвечивать ключевые позиции. Поскольку публичный доклад готовится и публикуется на сайте в те же сроки, что и отчет о самообследовании, очевидно, что его подготовка должна быть организована в те же сроки и в том же порядке. Только это должно быть определено локальным нормативным актом, где каждая организация сама устанавливает и ответственно описывает этот порядок. Ведь вышеперечисленные шаги – только общее руководство к действию на основе исследования самообследования.Пишите отчет и доклад честно и правильно, ясно отдавая себе отчет, что кто-то это будет читать. Пишите! А мы прочитаем. Ведь мы не писатели, а читатели.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте