Современный мир характеризуется стремительным ростом информационных ресурсов, увеличением объема знаний, быстрой сменой событий. Для человека, осваивающего этот мир, необходимо иметь соответствующий инструментарий, получить его можно в процессе обучения.
Сегодня в массовую образовательную практику активно внедряется проектно-исследовательская деятельность. Научные общества учащихся созданы во многих школах, гимназиях, лицеях. Детские научные конференции объединяют все большее количество школьников. Однако в этом виде деятельности есть и проблемы: не приводит ли работа над проектом к перегрузке? Зачем писать «диссертацию» в школе, если это область деятельности высшего учебного заведения? Можно ли повысить качество исследовательской деятельности на уроке? Действительно, детские исследовательские работы можно объединить в три группы: «диссертации» – серьезные научные труды, выполненные под руководством ученых на хорошей лабораторной базе; доклады – составленные учеником тексты на основе нескольких источников информации, часто даже без собственных выводов; исследовательские проекты – проекты, выполненные в логике научного способа познания.На уроках биологии, физики, химии и других учебных предметах предусмотрено проведение исследований (наблюдений, опытов, экспериментов), но это только часть исследовательской работы. Еще нужно уметь определять актуальность, новизну, различать объект и предмет исследования, формулировать собственные выводы и грамотно оформлять результаты работы. А на каком уроке учили детей всему этому? Оказывается, что такого урока не предусмотрено базисным учебным планом, хотя в стандартах образования 2004 года (и в новых вариантах проекта стандарта образования) есть специальный раздел «Общие учебные умения, навыки и способы деятельности», где определено основное содержание универсальных учебных компетентностей, которыми должны овладеть учащиеся средней и старшей школы. В нашей гимназии введены в практику специальные предметы – «Основы теории познания» и «Исследовательский проект» – это система уроков, гарантирующая детям освоение основ научной работы, а государству – освоение вышеуказанного раздела стандарта образования. А может ли логика научного исследования послужить основой составления современного урока? Почему подавляющее большинство уроков начинается с формулировки темы, цели, а далее идет мотивация? А если начинать урок с определения актуальной проблемы, объекта и предмета изучения, цели деятельности учащихся и только потом формулировать тему? Первые эксперименты показали, что это возможно, а самое главное – повышается интерес к изучаемой теме, так как обучающиеся сами определили необходимость ее изучения. Слова «сам», «сами» в уроке-исследовании ключевые. Ведь учитель не просто поставил проблему – ее определили сами учащиеся, учитель не предлагал способы изучения темы – их предложили ученики. А в чем тогда роль учителя? Ведь кажется, что дети все делают сами. Учитель организовал такой урок, на котором дети учатся учиться и осваивают учебный предмет. В том-то и состоит мастерство педагога, что он не ведущее, а главное действующее лицо на уроке. Учитель спланировал этот урок и создал такое методическое средство для детей, с помощью которого его ученики достигнут цель своей учебной деятельности, а это и есть высший уровень профессионализма. На сегодняшний день решить эту педагогическую проблему может помочь только самостоятельная разработка учителем методических пособий для школьников. Педагоги нашей гимназии на основе технологии модульного обучения разработали целые курсы по биологии и географии и отдельные уроки по русскому языку, математике, музыке, химии в виде методических пособий для учащихся. В этих уроках все направлено на успешную работу ребенка. Для него сформулирована цель, прописаны все задания (что нужно сделать, чтобы научиться, и как это сделать) с учетом возможностей и способностей ребенка, указано, как оценить свою работу на том или ином этапе работы, проанализировать результаты обучения, а также представлены варианты домашних заданий в зависимости от результатов обучения на уроке. Системная организация исследовательской деятельности учащихся – дело трудное. Результаты этой деятельности – в достижениях учеников. Радость ребенка, увидевшего свой первый в жизни опубликованный научный труд, гордость ученика, получившего диплом за исследование, – это лишь маленькая часть большой оценки труда учителя.О.БУРЦЕВА, измайловская гимназия №1508
Комментарии