Как известно, учебник начинается с рукописи, которую автор приносит в редакцию. И лишь затем в ходе тщательной кропотливой подготовки, доработки материала, выбора иллюстраций и т.д. получается то, что может называться чрезвычайно ответственным словом – учебник. И когда он выходит в свет, о новом учебнике можно сказать много хорошего – что он новый, оригинальный, красочный, имеет гриф министерства. Но это совсем не значит, что пришло время выпускать его массовыми тиражами и распространять по всей стране, задвигая на полку старые учебники. Прежде чем это произойдет, каждый учебник должен пройти, выражаясь инженерным языком, испытания. Каким образом все это происходит, рассказывает заместитель исполнительного директора издательства «Дрофа» Юрий КОВРИЖНЫХ.
– В свое время существовал институт экспериментальных площадок, который курировала Российская академия образования, – вспоминает Юрий Васильевич. – Он был создан для того, чтобы учебник, прежде чем попасть к учителю, мог пройти серьезную проверку в ходе эксперимента, на практике. Сначала очень небольшим тиражом (200 – 300 экземпляров) издавался так называемый авторский учебник, затем пробный, и только после многолетних испытаний книга получала гриф «Разрешено» или «Рекомендовано». Сейчас же, поскольку учебников различными издательствами (которые теперь практически все коммерческие) выпускается очень много, проводить их апробацию за государственный счет уже невозможно. Автор учебника не может позволить себе сделать это самостоятельно, поэтому уважающее себя и отвечающее за качество своей продукции издательство берет на себя это серьезное дело с тем, чтобы на практике проверить все достоинства и недочеты нового учебника. И экспериментальные площадки созданы как раз с этой целью. Практически по всей стране имеет такие «полигоны» и издательство «Дрофа».
Классическая экспериментальная площадка представляет собой несколько школ в каком-либо городе или районе, где учителя работают по одному из экспериментальных учебников или по линии в целом. Руководство испытаниями на местах осуществляют, как правило, городские или районные методисты (вариант – сотрудники методического кабинета, преподаватели педагогических вузов или институтов повышения квалификации). Они дают конкретные задания, проверяющие содержание, структуру, уровень подачи материала в книге и многие другие параметры. И по итогам учителя составляют для издательства отчет, в котором анализируют учебник, рассказывают о его преимуществах и недостатках, шероховатостях, высказывают свои соображения, дают советы и так далее. Этот анализ направляется редактору и автору, которые рассматривают его, исправляют недостатки и дорабатывают содержание.
Чем заинтересовывает «Дрофа» тех педагогов, которые работают на ее экспериментальных площадках? Прежде всего тем, что предоставляет учителю полный комплект учебной литературы, а детям – учебники, которые и подлежат «обкатке». Как показывает практика, обычно люди соглашаются участвовать в эксперименте из энтузиазма, а не из меркантильных соображений. Им действительно интересно первыми получить в руки новую книгу, которая порой очень сильно отличается от всех других, изданных ранее, и дает возможности, о которых можно было только мечтать. И очень приятно чувствовать себя причастным к великому делу становления учебника, особенно если удается дать какое-либо дельное замечание и помочь устранить погрешность. Многое здесь, конечно же, зависит от профессионального уровня учителей и методистов, работающих на экспериментальных площадках. Некоторые из них впоследствии готовят разработки уроков по учебникам «Дрофы» и становятся авторами и соавторами книг, дополняющих УМК – различных практикумов, методических рекомендаций, рабочих тетрадей и других пособий. Работу эти люди проводят очень серьезную: ведут дневник учителя, анализируют каждый урок, проводят срезы знаний, диагностики.
– Деятельность экспериментальных площадок курирует наш учебно-методический отдел, – продолжает Коврижных. – Периодически в каждый регион выезжает представитель издательства, чтобы проверить ход работы, скорректировать ее, дать совет. Всего у нас в стране создано порядка 30 площадок в самых крупных регионах. Мы стремимся, чтобы были задействованы как городские, так и сельские школы. Но помимо учителей и методистов, официально задействованных на этих площадках, в стране работает большое количество педагогов, которые проводят эксперимент в индивидуальном порядке, сами связываясь с редакцией, а то и непосредственно с автором напрямую.
Каждая площадка занимается отработкой учебника или линии учебников только по одному предмету. Идея создания некой экспериментальной школы, в которой апробировались бы сразу несколько линий, довольно заманчива, однако реализовать издательству это очень сложно и проблематично. Дело в том, что довольно трудно найти в стенах одного учебного заведения столько высокопрофессиональных учителей-энтузиастов, которые согласились бы сменить знакомые учебники на новые. Но все имеет свои плюсы. Чем больше разных школ в разных селах и городах задействовано, тем шире охват аудитории.
Педагоги, работающие на экспериментальных площадках, принимают самое активное участие в методических семинарах, которые издательство постоянно организует в различных регионах, приглашая на них, конечно же, и авторов учебников. Они проводят открытые уроки, чтобы показать всем присутствующим преимущества работы по тому или иному новому учебнику. Это помогает в дальнейшем распространять новую литературу среди учителей.
Что же касается методической поддержки на местах, то тут есть одно интересное наблюдение. Когда встречаешься с учителями-предметниками в каком-нибудь регионе, по их реакции с первых же минут общения уже можно судить о том, какой методист здесь работает. Если учителя высказывают свои соображения, указывают на недостатки комплекта, предлагают что-то свое, значит, с ними работает толковый и опытный профессионал. И издатели справедливо считают, что очень многое зависит от уровня мастерства и подготовки методических служб. Поэтому совместно с институтами и академией повышения квалификации специально для методистов различного уровня регулярно проводятся семинары, где они получают всю необходимую информацию по использованию новой литературы в учебном процессе.
Если вообразить себе некий идеальный вариант экспериментальной площадки, то, на мой взгляд, она прежде всего должна быть создана на базе новой школы, хорошо оформленной, полностью оснащенной всем современным оборудованием и необходимыми техническими средствами. Причем, чтобы учителя здесь умели не просто пользоваться этими средствами, но и старались применить их в своей работе, как на занятиях, так и во внеурочное время. Ведь, к сожалению, есть педагоги, особенно «старой закалки», которые не очень, мягко говоря, хотят менять что-либо в своей системе преподавания, не всегда принимая новые технологии, возможности и даже попросту свежие идеи. И нередко в работе с экспериментальными учебниками сложностей возникает гораздо больше именно у учителей, а не у учеников. Нам же нужны творческие люди, которые не боялись бы постоянно искать новые пути и решения, применяя для этого нестандартные подходы.
И если уж мы заговорили об идеальных экспериментальных площадках, то их должно быть как можно больше – не менее 20 – 30 в сельских и городских школах, причем в каждом регионе, чтобы срез был достаточно широким.
Сейчас очень часто говорят о том, что необходимо публичное обсуждение новинок учебной литературы, что именно это поможет дать зеленый свет лучшим образцам и создать антирекламу худшим, наименее проработанным книгам. Несомненно, истина рождается в споре, однако это должен быть спор профессионалов, практиков, умеющих не просто красиво и эмоционально изложить свою мысль, но и грамотно аргументировать ее. Поэтому только практика позволяет сделать вывод о том, насколько та или иная книга лучше или хуже других. И только человек, который поработал по этому учебнику, может сделать окончательный вывод, имеет книга право на существование или нет и что в ней следует изменить, чтобы сделать еще лучше.
– Работа экспериментальных площадок, которую мы проводим параллельно с организацией семинаров и встреч авторов учебников с учителями, как раз и помогает нам сделать правильные выводы. И принять правильное решение, – сказал в завершение Юрий Васильевич.
Уважаемые коллеги!
Вот и пролетело лето, уже зацвели гладиолусы и астры, значит, пора в школу! Мы поздравляем вас, ваших учеников, родителей – всех, кто связан с образованием, с Днем знаний и новым учебным годом! Пусть он будет счастливым для всех, удачным и, конечно же, плодотворным!
Уже более полугода в «Учительской газете» специально для вас ежемесячно выходит специальный выпуск издательства «Дрофа» – «Учись быть первым!», где мы рассказываем о наших планах, новинках литературы, авторах, методистах, работе в регионах и т.д.
Мы делаем это для каждого из вас и, конечно же, хотим знать – насколько важна и интересна наша информация, помогает ли она сориентироваться в новых изданиях, что нового и полезного вы почерпнули за это время, о чем хотели бы знать подробнее, какая наша литература вам особенно нужна, чем наши книги радуют, а что в них не удовлетворяет. Нам искренне хочется это знать, чтобы помочь вам в работе, внести коррективы в учебные издания, сделать их еще лучше.
Пишите!
Издательство «Дрофа»
Комментарии