В Спарте больных детей бросали в пропасть. Если бы сегодня мы вновь прибегли к античной методике, Россия бы безнадежно состарилась. Здоровых детей теперь днем с огнем не сыщешь. Рождаются в основном ослабленные, да и тех ждет испытание на прочность √ современное образование. От его гранитной тяжести не защититься, не спрятаться.
И все же есть островок, где действительно думают о детском здоровье. Увы, на вывеске не школа и не детсад. Название длинное, но суть отражает точно √ НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков Научного центра здоровья детей Российской академии медицинских наук. Именно здесь занимаются профилактикой переутомления ребенка, поиском оптимальной продолжительности и чередования нагрузок. Здесь лучше других знают, как влияет передозировка знаний на подрастающее поколение.
– Все нормативные документы и методические рекомендации мы готовим на основании научных исследований. Причем наблюдаем и оцениваем здоровье детей и в массовых школах, и в элитных гимназиях, – рассказывает Марина СТЕПАНОВА, кандидат меднаук, зав. отделом гигиены обучения и воспитания.- Прежде чем в 99-м году появилась новая редакция “Гигиенических требований┘”, мы собрали и обобщили данные исследований в Чебоксарах и Нижнем Новгороде, Москве и Санкт-Петербурге. Но получается, что недавно обновленный документ вновь нуждается в дополнительных уточнениях. Вот свежий пример нарушений: в одном из российских регионов детям дали семичасовую контрольную! Такой немыслимый вариант перегрузки мы даже предположить не могли. Составляя требования, мы ограничили продолжительность учебного дня, недели, урока. Но ведь в 45 минут можно вложить совершенно разное содержание. Мы сократили часовую нагрузку, но даже в меньшее время школы пытаются дать больший объем. Это уже компетенция Министерства образования. Там, наконец, поняли, что содержание образования необходимо разгрузить, убрать лишнее. В подтверждение сошлюсь на слова первого зам.министра Александра Киселева на недавнем совещании по дошкольному образованию: “Современная школа √ это конвейер знаний, который проносится с не приемлемой для ребенка скоростью”.
-Кто больше всего страдает от перегрузки?
– Дошкольники, ученики начальной школы, особенно в период адаптации, пятиклассники, столкнувшиеся с предметным обучением ну и, конечно, ученики старших классов.
В дошкольном образовании сложилась парадоксальная ситуация. Дети разделились на два потока: те, кто уже перегружен подготовкой к школе, и те, кто к ней совсем не готов. В середине 70-х годов “школьная незрелость” (физическая и психологическая) наблюдалась у 14%, десять лет спустя √ у 25,5%, теперь таких детей свыше 40%. Причем мальчики по этим показателям значительно опережают девочек √ 48,6% против 28,6%. Им бы еще “дозреть” и походить в сад, но родители вынуждены вести их в школу, ведь возраст призыва в армию пока не пересмотрен.
В начальной школе проблему перегрузки часто провоцирует вариативность. Недаром в Законе “О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения” сказано, что образовательная деятельность относится к потенциально опасным для здоровья, поэтому любая педтехнология требует проведения гигиенической экспертизы. Положим, распространенные сейчас системы Занкова, Эльконина-Давыдова хороши, но далеко не для всех детей. Они идеально подходят для тех, кто готов работать в быстром темпе и сразу откликаться на посыл учителя. В массовой школе эти системы вызывают неблагоприятные реакции детей, перегружают их. Вот почему любая методика должна внедряться адресно, с учетом возрастных, физиологических и даже половых особенностей.
– Как проявляются последствия перегрузки у мальчиков и девочек?
– Наши исследования показывают, что здоровье девочек за время обучения страдает больше. Особенно это касается их репродуктивного здоровья. Только 6% девочек выходят из школы без патологий и хронических заболеваний. Они более ответственно относятся к учебе и зачастую занимаются более статическими видами деятельности. Они в меньшей степени, чем мальчики, вовлечены в активную нагрузку, которая развивает мышечный аппарат, необходимый в том числе и в момент родов. Перегрузка вызывает физическое недоразвитие девочек. Мы обнаружили также четкую зависимость между объемом учебной нагрузки мамы в школьные годы и здоровьем ее будущего ребенка. Все это только подчеркивает актуальность проблемы перегрузки. В глобальном масштабе от ее решения зависит здоровье нации.
Ольга МАКСИМОВИЧ
NB!
На защите здоровья √ документы
Гигиенические требования к условиям обучения школьников в различных видах современных общеобразовательных учреждений. Санитарные правила. СП 2.4.2.782-99.
Закон “Об образовании”, статья 51.
Закон “О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения”.
Комментарии