Верх-Уймонская школа известна и за пределами Республики Алтай. Здесь появились первый управляющий совет, первая в республике школа раннего развития детей, поэтому в разговоре с ее директором Татьяной НИЧКОВОЙ слово «впервые» приходится употреблять довольно часто.
– Татьяна Ильинична, рассказывая о коллективе, вы сделали интересное замечание об отсутствии «ручного управления»: что в командировках вам не надо отвечать на постоянные звонки, что справляются и без вас. Это высший пилотаж руководства. Как вам удалось этого достичь?- Очень непросто. Помню свои первые шаги в качестве директора в родной школе. Представьте, половина коллектива – мои бывшие учителя. Каждый по отдельности яркая индивидуальность. И при всем этом сплоченного коллектива нет. Очень задевало, когда на совещаниях в районе практически не слышала хороших отзывов о школе. Мучилась вопросом: «Почему так? Ведь у коллектива огромный творческий потенциал!»- И как вам удалось изменить ситуацию?- Мы начали с того, что стали тщательно продумывать каждый педсовет, готовили его сценарий. Старались отмечать работу каждого педагога по номинациям, «зажигали на небосводе новые звезды», «плавали на школьном корабле» и т. д. Театрализованные педсоветы всем понравились и прижились. Стали проводить такие же отчеты учителей при аттестации. Какие только не придумывали сценарии, чтобы поддержать учителя на творческом отчете! Это и гостиные в греческом стиле, и сватовство, и посиделки в старообрядческой избе, и спектакли по мотивам русских народных сказок. В течение многих лет мы не переставали удивлять районную аттестационную комиссию своими выдумками. Именно тогда и произошло сплочение коллектива, мы стали ощущать себя одной командой. Радовало, что о нас заговорили, стали просить поделиться опытом, на базе школы начали проводиться семинары.- Татьяна Ильинична, а как скоро ваша деятельность вышла за рамки школы?- Мое родное село – глубинка. Естественно, дети обделены в части дополнительного образования. В 2005 году мы начали работать над реализацией идеи создания творческого центра развития и возрождения села. Так родился проект «Школа как социокультурный центр развития и возрождения села», который стал программой действия на несколько лет. Мы создали координационный совет, куда вошли все представители музеев (их у нас три), сельского Дома культуры, библиотеки, сельскохозяйственных предприятий, сельской администрации, детского сада, ФАПа, филиала музыкальной школы. И работа закипела!Позже во всех школах в обязательном порядке начали создавать управляющие советы, а у нас к тому времени он уже действовал и ощутимо помогал в разрешении многих проблем. Я с удовольствием вспоминаю это время. Как интересно проходили Рождественские встречи, которые организовывала ветеран педагогического труда, бывший директор школы, член нашего координационного совета Галина Ивановна Осокина! В Доме культуры мы чествовали лучших учеников и учителей, устраивали праздники в честь новорожденных и ветеранов села. Радует, что наша Галина Ивановна стала победителем республиканского конкурса «Социальная звезда». А школа в рамках ПНПО выиграла грант в 1 млн рублей.Но самым главным достижением я считаю, что в воспитании детей стали принимать участие представители практически всех структур села. Сотрудничество с сельской библиотекой по вопросам воспитания и развития читательского интереса, по организации выставок и работе по запросам учителей и учащихся приносит добрые плоды. В этом году состоится уже пятая выставка-распродажа детских творческих работ – резьбы и росписи по дереву. Шесть лет назад родилась еще одна замечательная традиция – Рождественские встречи со студентами, нашими выпускниками. Мы прислушиваемся к их пожеланиям, вносим коррективы в свою систему обучения.- Что ж, для вас как директора настало время почивать на лаврах?- Как бы не так! Парадоксально, но факт, в определенный момент (а момент этот длится уже три года) нашу школу отбросило назад в части показателей качества знаний, воспитанности детей. А произошло следующее: в соседней деревне основная школа (единственная в республике) не прошла аккредитацию из-за низкого качества знаний, и родители массово начали переводить детей к нам. Для нашего коллектива приток новичков стал серьезным испытанием как физических, так и моральных сил. Качество знаний у нас сразу же упало со стабильных 54 до 40% и ниже. Мне стало тревожно за своих учителей, у которых постепенно начал пропадать творческий запал.Мы столкнулись с нежеланием школьников учиться, отсутствием мотивации. А родители не хотели вникать в эти проблемы, отсутствие традиций в воспитании и многое другое просто удручало нас. Большинство семей социально неблагополучные, живущие на грани нищеты, отсюда детская беспризорность и правонарушения. Впервые мы столкнулись с тем, что родители закрывали перед нами двери, выпускали собак, устраивали скандалы. Мы и представить себе не могли такое, ведь наши деревни разделяла только река Катунь, а сколько оказалось отличий! Начали проводить выездные родительские собрания для жителей этого села. Нам надо было достучаться до родителей наших новых учеников. Много разговаривали и с детьми на классных часах, проводили индивидуальные беседы. Объясняли, как нужно вести себя в школе, в общественных местах. Всячески старались сплотить детский коллектив добрыми делами. – Есть ли уже результат, Татьяна Ильинична? Вы говорили, что прошло три года.- Сдвиги, конечно, есть. Хотя проблемы существуют, но как-то стало легче с ними управляться. Дети-новички прижились, уже принимают активное участие в жизни школы (открылись таланты, есть замечательные артисты и художники). Новичкам особенно полюбился кружок «Резьба по дереву», посещают активно, ведь свои работы они продают на ярмарках и реально помогают родителям. И представьте, в 2013 году в детской организации «Альфа» в непростой конкурентной борьбе одержал победу и стал президентом девятиклассник именно из села на другом берегу. Все прибывшие дети, состоявшие на учете в ПДН, теперь сняты с учета. И статистика показывает, что качество знаний стало немного выше. Но каких усилий нам это стоило!И еще были в жизни нашего коллектива испытания, как и для всех российских школ, – это НСОТ. Как расшатала эта система наши учительские ряды! Испытание деньгами, к сожалению, не все прошли достойно. Некоторые решили, что школа – это место, где можно заработать большие деньги, забыв об учениках и даже предав их. Они ушли из школы, хотя это были профессионалы!- Расскажите, как вы пришли к идее создания школы раннего развития.- Мечту о ней я вынашивала давно. Она зародилась еще в процессе реализации программы развития школы, о которой я говорила выше. К счастью, мне везет на хороших помощников-единомышленников. Педагог Светлана Степановна Овсянникова стала организатором и руководителем школы раннего развития «Звездная страна». На нее легла вся организационная работа по созданию филиала. Получили лицензию. Детей, которым нет места в детском саду, обучаем бесплатно, для остальных оказываем недорогие платные образовательные услуги с гибкой системой скидок для многодетных, малообеспеченных семей. К нам сегодня родители возят дошкольников на занятия из близких и не очень близких сел: Усть-Коксы, Гагарки, Мульты, Тихонькой, Катанды.Пока подобной «Звездной страны» в районе нет. С малышами работают лучшие специалисты, высокопрофессиональные педагоги. Народную педагогику преподает заслуженный учитель России, создатель старообрядческого музея Раиса Павловна Кучуганова, человек, известный далеко за пределами республики. Радует, что на всех занятиях присутствуют родители, они в процессе начинают понимать, какой же у них талантливый ребенок. Я сама с удовольствием бываю на занятиях, жаль, удается не так часто. Приятно осознавать, что через 3-4 года к нам придут такие развитые дети.- Это и есть ваше директорское счастье?- Да, это новый виток в моей административной работе. Наверное, уже третий. А четвертый, я думаю, начнется с открытия нового здания школы. Назначена и дата – 1 сентября 2014 года. Новая школа – это выстраданное директорское счастье! Счастье – это когда в школу приходят молодые педагоги, перспективные и знающие, творческие и неравнодушные. К нам такие пришли, и мы постараемся их удержать. Так что есть оно, директорское счастье! Хотя в потоке бесконечных проверок и бумажных дел, бесполезных и не приносящих удовлетворения, начинаешь порою сомневаться в этом. А ведь оно всегда рядом.Слагаемые успеха от Татьяны НИЧКОВОЙ Все дети хорошие, но взрослые, которые их окружают, не всегда это осознают. Чем раньше рядом с ребенком окажется педагог-профессионал, тем легче и успешнее пойдет по жизни ребенок. Школьная жизнь – это деятельность, которая не вписывается в нормативы, стандарты. Ее невозможно измерить, просчитать, потому что она всецело зависит от личности педагога. Надежная команда – это результат всей управленческой деятельности. Человеческие ресурсы безграничны, и нужно умело направлять их в нужное русло. А это уже задача директора.с. Верх-Уймон, Усть-Коксинский район, Республика Алтай
Комментарии