Профессиональному колледжу в поселке Игрим Тюменской области ХМАО немногим более 10 лет. Сначала это был Дом пионеров, потом родился муниципальный лицей, с 1995 года – профессиональный лицей № 43, а с июня 2005 года – Игримский профессиональный колледж. За столь короткий срок колледж не только выдержал «испытание на прочность», но и готов сегодня выпускать специалистов, конкурентоспособных на рынке труда. Поэтому смело можно утверждать: учебное заведение состоялось! В колледже сформировалась управленческая команда, коллектив преподавателей, мастеров производственного обучения и сотрудников. Создана информационная материально-техническая база, формируется социально-воспитательная система, разрабатываются программы – образовательная и развития колледжа на период до 2010 года.
Путевка в жизнь» колледжу досталась непросто: ведь это первое и единственное в Березовском районе учебное заведение, дающее не только профессиональное образование всем желающим из небольших северных поселков с разным уровнем развития, воспитания, обученности и обучаемости. Колледж стал центром, обеспечивающим учащимся социальную защиту и возможность личностного и профессионального взросления.
Первым всегда трудно. Но колледж успешно прошел все «этапы большого пути» государственной регламентации – лицензирование по 25 профессиям и специальностям, государственную аттестацию и аккредитацию. Сегодня колледж способен готовить молодежь к вступлению в экономическую жизнь, выпускать специалистов, востребованных социальными партнерами нашего региона.
Нашему коллективу приходится работать с проблемными учащимися с девиантным поведением, представителями различных этнических и субкультурных общностей, одаренными учащимися. Поэтому с самого начала мы правильно определили комплексную технологию, особую культуру поддержки и помощи учащимся в решении задач развития, обучения, воспитания, психолого-педагогического сопровождения.
Колледж как комплекс социально-психологического сопровождения и адаптации молодежи к новым условиям жизни видит свое продвижение вперед в обновлении всех сторон деятельности, прежде всего подходов к развитию личности педагогов, мастеров, обучающихся, а потом уже всей системы.
Для нашего учебного заведения эксперимент – это опытно-экспериментальная, инновационная деятельность по разработке, изобретению, рецензированию, апробации, освоению новых технологий обучения и воспитания.
Федеральная и региональная программы развития воспитания в системе образования России определили основные стратегические ориентиры. В частности, это достижение нового качества воспитания, которое должно быть сопряжено с максимальным обеспечением условий развития духовности обучающихся, приобщением их к ценностям отечественной и мировой культуры, профессиональным и жизненным самоопределением, гражданским и нравственным становлением.
В колледже разработаны концептуальные положения, учитывающие, с одной стороны, стратегию федерального и регионального уровней, а с другой – конкретные результаты анализа воспитательной системы колледжа.
Большинство учащихся приехали к нам из отдаленных северных поселков, некоторые – из национальных школ и школ коррекционного обучения. Им тяжело даются общеобразовательные дисциплины, но зато они успешно овладевают навыками рабочих профессий, таких, как портной, мастер столярно-мебельного производства, изготовитель художественных изделий из дерева.
В нашем колледже производственное обучение построено на условиях, приближенных к реальному производству. Учебные мастерские оснащены всеми необходимыми помещениями, чтобы учащиеся реально представляли свою дальнейшую самостоятельную деятельность.
Наши выпускники, вернувшись в родные северные поселки, находят применение своим знаниям и умениям. Одни работают в образовательных учреждениях учителями технологий, руководителями кружков; другие успешно занимаются индивидуальной трудовой деятельностью, сохраняя приобретенные навыки мастерства и обеспечивая при этом достойное существование.
Выбранный нами путь организации производственного обучения не случайный, его определила сама жизнь с ее радикально изменившимися реалиями, многообразием противоречий и потребностей.
Жизнь колледжа уже не представляется без его традиций. Они интересны и многочисленны. В них принимают участие и педагоги, и студенты. Это «Посвящение в студенты», «Ярмарка рабочих мест», конкурс профессионального мастерства.
Субсидирование образовательного процесса призвано поддержать реализацию инновационных обучающих программ в учебных заведениях округа, в том числе в учреждениях профессионального образования, имеющих государственную аккредитацию. Система грантов губернатора является большим подспорьем в реализации национального проекта «Качественное образование» в Югре.
Коллегия окружного Департамента образования выяснила, что в Югре удалось сделать в рамках приоритетного национального проекта «Качественное образование» за первый квартал этого года, и прежде всего в профессиональном образовании. Дело в том, что федеральная программа помогает в основном школам, а вот средние профессиональные училища, колледжи и лицеи выпали из этого проекта. Поэтому в Югре решили исправить ситуацию. Губернатор Ханты-Мансийского автономного округа Александр Филипенко учредил гранты для таких учреждений. Эти деньги на конкурсной основе уже получили училища и колледжи Нижневартовска, Лангепаса, Сургута.
Игримский профессиональный колледж также участвовал в конкурсе и выиграл сразу шесть губернаторских грантов. Таким образом, по всем заявленным программам колледж дополнительно получил возможность развивать материально-техническую базу на сумму 3761617 рублей.
Тамара ГРУДО, директор Игримского профессионального колледжа, кандидат педагогических наук
пос. Игрим, Ханты-Мансийский округ – Югра
Комментарии