Эта история не дает мне покоя долгие годы. Вспомнила ее и сегодня, увидев в очереди у невропатолога маму с девочкой семи лет. В памяти всплыло лицо воспитанницы, которую я никогда не смогу забыть. После разговора с мамой поняла, не могу больше молчать о том, чему стала свидетелем несколько лет назад.
Тем более в беседе выяснилось, что мамаша оформляет девочку в специнтернат для умственно отсталых детей. «В школу не берут, а дома с ней не справляемся», – сетовала сорокалетняя женщина. Было явно видно, что дочка ей обуза. Жалко мне стало бегающую по коридору поликлиники девчушку. Смотрела на нее и думала – интернат окончательно сделает из нее дурочку. …Я долгие годы работала воспитателем в специнтернате для ребят, страдающих олигофренией в разной степени. Были среди них дети с очень сложным анамнезом, а были и те, особенно среди младших школьников, о которых мы говорим «почти норма». А некоторые из них имели совсем другие патологии, вовсе не связанные с умственным развитием. Юля пришла в наш интернат в середине учебного года. Она попала в мою группу, где я работала с первоклассниками воспитателем. Все дети занимались по единой учебной и развивающей программе. Одни быстро и легко все усваивали, другие же ничего не могли понять, как бы взрослые ни занимались с ними. Но наша новая воспитанница радовала всех день ото дня все больше и больше. Хотя она полгода до прихода к нам провела в больнице, однако быстро и легко догнала ребятишек и довольно хорошо справлялась с программой. К концу учебного года мы поняли, что Юля сильно отличается от наших воспитанников и способна учиться по программе начальной школы для здоровых детей. Девочка схватывала новый материал на лету, все умела делать сама, была послушна и исполнительна. У меня она стала первой помощницей в делах. Но у Юли была большая проблема со здоровьем. При рождении у нее случилось повреждение нерва, который отвечал за позыв «хождения по большому». Она не чувствовала, когда «это» происходило. Иногда во время урока в классе или во время занятий в группе в помещении появлялся неприятный запах. Дети сразу затыкали носы, обзывали девочку, смеялись над ней. Та краснела и убегала в туалет. Там Юля меняла колготки и часто после этого не возвращалась в класс. Я находила ее в спальне, где она горько рыдала: «Ну почему со мной такое происходит?» Я пыталась объяснить девочке, что у всех есть свои недостатки: «Посмотри на Володю, у него всегда слюна течет. Он постоянно ходит в сырой рубашке. А Маша? Мы год с ней учим буквы, а она до сих пор не запомнила ни одной». «Да, но над ними не смеются», – возражала мне малышка. Я прижимала ее к себе: «Зато смотри, какая ты умница. Учишься лучше всех». Я гладила ее по пухлым щечкам, утешала: «Ты моя самая главная помощница, что бы я без тебя делала? А на ребят не обижайся. Они смеются, а сами всегда тебя просят помочь, когда у них что-то не выходит. Они любят тебя, и я тебя люблю. А с болезнью мы обязательно справимся, обещаю тебе». Я брала ее теплую ручку, умывала лицо, и мы шли на занятия.Каждую пятницу за Юлей приходил папа и забирал на выходные домой. Как только заканчивались уроки, Юля, не заходя в столовую, брала в спальне заранее собранные вещи, одевалась и садилась на лавочку в ожидании отца. Однажды она ждала папу очень долго. Я тогда была дежурным воспитателем. Малышка до самого вечера просидела одетая на лавочке, прижимая к себе мешочек. Наступило время ужина. Я позвала Юлю в столовую. Она опустила голову, и я увидела, что по ее щекам текут слезы. «Ну что ты, маленькая моя, всякое случается. Папа мог задержаться на работе. Может, он завтра придет? Перестань плакать, пойдем к ребятам», – я стала расстегивать пуговицы на Юлином пальто. Та оттолкнула мою руку, подняла глаза и как-то по-взрослому сказала: «Он теперь никогда не будет меня забирать. Ему она не разрешает». «Кто она?» – спросила я. «Его жена. В прошлый раз, когда папа собирал меня в понедельник, она сказала, что ей надоело стирать колготки чужого ребенка». Тут Юля почти закричала: «Я и мой маленький братик не чужие! Мы родные дети нашего папы, это она чужая!» Юля всхлипывала, вытирала слезы и продолжала говорить: «Когда моя мама умерла, папа сказал, что никогда меня не бросит. А потом он женился на этой (девочка никак не хотела назвать мне имя новой жены отца). Потом родился братик. Вот тогда меня решили сдать в интернат. Сначала папа хотел, чтобы я училась в другом интернате, но врачи сказали, что я инвалид и должна учиться в вашем интернате». Юля, вытерев слезы, очень серьезно спросила: «Ведь вы правду говорите, меня же можно вылечить? Тогда папа точно заберет меня домой и я буду жить с братиком». Девочка доверчиво вложила свою ручку в мою ладонь, и мы пошли в столовую. Утром я сдала ребят воспитателям, а сама пошла к директору и написала заявление на отпуск за свой счет на три дня. В тот же день я поехала в областную больницу к главному детскому невропатологу. Высокий солидный мужчина, которому я представилась как воспитатель интерната, сразу же пригласил меня к себе в кабинет. Я стала рассказывать ему про Юлю, какая она способная, лучше всех учится, а самое главное – ей нельзя оставаться в нашем интернате. Со временем она деградирует. Да, девочка инвалид, но совершенно по другому заболеванию. Неужели в нашей большой стране нет интернатов для таких детей – инвалидов с нормальным умственным развитием? Врач почесал голову и как-то странно посмотрел на меня: «Выходит, вы одна лучше разбираетесь в диагнозе, чем 11 членов медико-педагогической комиссии?» «Нет, я ни в коем случае не сомневаюсь в профессиональной компетентности этой комиссии, – оправдывалась я. – Но не только я, все наши учителя в один голос твердят, что Юлю неправильно к нам направили». Мужчина устало махнул рукой: «Бесполезно! Я работаю в этой системе 20 лет. Еще ни одному ребенку не удалось убрать или поменять диагноз. Поверьте, никто из 11 членов комиссии не признается, что он ошибся». Мне вдруг послышалось в его голосе некое сожаление и даже сочувствие. Поспешно стала вынимать Юлины тетрадки, где на каждой страничке без единой помарочки красовались пятерки. Доктор полистал их, задумался, а потом замотал головой: «Нет и нет! Это нереально! Да, есть такой интернат для детей-инвалидов с нормальным умственным развитием федерального значения в Чувашии. Но он единственный! Как ваша Юля туда попадет? Кто будет за нее хлопотать, добиваться путевки туда, если собственному отцу дочь не нужна?» «Знаете, доктор, я сама поеду в министерство и буду сидеть там столько времени, пока не получу эту путевку, понимаете, я девочке обещала», – решилась я. То ли пламенная речь произвела на доктора впечатление, то ли судьба ребенка тронула душу, только врач вскочил из-за стола, протянул мне свою здоровущую ладонь, крепко пожал: «А, была не была! Давайте попробуем. Может, что и выйдет». Он тут же стал кому-то звонить. Потом положил трубку и сказал: «Везите вашу девочку к нам в отделение, мы на нее еще раз посмотрим, а через неделю я сообщу, что делать дальше».Всю неделю я постоянно бегала в канцелярию и спрашивала секретаршу, не звонили ли мне. Наконец в пятницу сообщили, что надо срочно приехать к главному невропатологу. «Ну что, борец за правое дело, – такими словами встретил меня главный врач. – Проверили вашу воспитанницу очень серьезно и не нашли отклонений в ее развитии. Но, увы, не мы ставили диагноз и не нам его снимать. Вот список, берите такси и объезжайте всех членов комиссии. Возьмите наше заключение и попробуйте уговорить каждого. Меня смогли убедить, надеюсь, и других сможете. Сделать все надо сегодня. Путевка есть, надо все делать срочно». Я взяла список, поймала такси и начала розыск всех членов медико-педагогической комиссии. Не знаю как, но мне удалось всех собрать в неврологическом кабинете областной больницы. Меня на заседание не пустили. Медсестра привела Юлю и через полчаса увела ее обратно. Мы с девочкой даже не успели поговорить толком, только услышала на ходу ее быстрый радостный шепот: «Я на все вопросы ответила. Они кивали головой и улыбались. Значит, я правильно говорила, да?» Я не однажды подходила к двери, пытаясь услышать, что там говорят. Наконец дверь открылась и члены комиссии стали выходить из кабинета. Один из них подошел ко мне, пожал руку, потом насмешливо спросил: «Сюда-то на такси доставили, а обратно пешком?» Я опустила голову: «У меня денег больше нет». «Да ладно. Прогуляемся», – услышала доброжелательный ответ.Последним покинул кабинет врач. Я видела, что он очень хотел казаться серьезным, но ничего не получалось. Лицо его сияло: «Ну, Аника-воин, со счастливым завершением истории!» За путевкой я съездила сама, а потом сама же отвезла Юлю в интернат. …Через 7 лет, когда я уже не работала в этом интернате, бывшая коллега передала письмо, которое пришло от Юли из Чувашии. В нем она написала, что сделали операцию, и у нее теперь все хорошо. Оканчивает восьмой класс и собирается учиться дальше. В конце было написано крупными буквами: «Спасибо вам за все!» Иваново
Комментарии