Учитель химии и биологии СШ №1 г. Канаш Чувашской республики Светлана Анатольевна ЛУКЬЯНОВА использует на уроках знаменитую методику КСО (коллективный способ обучения), и настолько удачно, что ее опыт обобщен Чувашским республиканским институтом образования. А дети любят свою химичку за то, что на уроках нескучно.
По-научному это называется «задействовать эмоциональную память». А на деле – учитель рассказывает веселые истории и декламирует стихи собственного сочинения. Например, такой:
Сказал азот: «Эй, братцы-неметаллы!
Вы знаете, как близок я ко фтору с кислородом!»
«Да ты ж инертен»- рядом зашептали, –
Не место красит, а дела, будь ты и знатен родом!»
Я – ваятель душ человечьих,
Слово – верный мой камертон.
Но скажите, что может быть лучше,
Когда ты в свое дело влюблен?
Так написала одна из моих коллег, вслед за ней я тоже повторяю эти слова.
Как я стала учителем? Конечно, не вдруг и не сразу. Умение, опыт, увлеченность, твердое убеждение – это мое дело и я не могу не служить ему, как не могу не дышать, – пришло позже. А сначала – любовь к учителю, к школе.
Как-то я прочитала слова Л.Н. Толстого, которые меня поразили своей мудростью: «Если учитель имеет только любовь к делу, он будет хороший учитель. Если учитель имеет только любовь к ученику, как отец, как мать, он будет лучше того учителя, который прочел все книги, но не имеет любовь ни к делу, ни к ученикам. Если учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам, он – совершенный учитель».
Учителя просто не имеют права быть несовершенными – к этому убеждению привел меня мой опыт.
Сначала старалась держать дистанцию с ребятами, быть строгой, требовательной. Я – по одну сторону учительского стола, они – по другую. Чем же иным я могла утвердить себя на заре педагогической деятельности? Знаний было недостаточно, опыта никакого. Помню, как заучивала наизусть весь ход урока и боялась, что материала не хватит на 45 минут. Как спасения, ждала звонка с урока, а он, как назло, не звенел.
С годами я осознала, что для учителя важны отношения с учениками, когда «Я» заменяется демократичным «Мы». И еще – не может быть прочных знаний без эмоций, нужно уметь доходить до сердца каждого ученика.
Теперь я могу сказать абсолютно уверенно: учительство – такое состояние души, при котором школьные будни и праздники – это твоя жизнь. Уроки и беседы с родителями, экскурсии, походы, тетради и самодеятельность – это замкнутый круг, который невозможно разорвать, из которого невозможно выйти.
Учитель непременно должен быть увлеченным, иметь за душой что-то свое, особенное, иначе он будет просто неинтересен для ребят. Как педагог, я стараюсь следовать этому принципу. Наверное, не бесплодно: мои ученики радуют успехами в изучении химии, занимаются с увлечением. Выходит, я не просто носитель и передатчик определенной информации, но и создатель эмоционального настроя. А настроение – вещь довольно хрупкая. И вхожу я в класс всегда с улыбкой и не начинаю урока, пока не увижу 30 пар детских глаз – в них вся информация о состоянии души, а значит, и о работоспособности.
Я, по-моему, на всю жизнь запомнила слова учительницы Варвары Васильевны из кинофильма «Сельская учительница»: «Если человеку долго внушать хорошее и делать это от чистого сердца, то любой, даже самый плохой, человек изменится. Только надо непременно от чистого сердца».
Каждый день вижу детей с потухшими глазами и детей с глазами восторженными. Жаль первых и радостно за вторых.
Взываю к силам небесным: «Господи, дай мне силы и мудрости научить их жить радостно, видеть светлое, праздничное кругом: в добрых улыбках окружающих людей, в солнечном зайчике, в журчащем ручейке, в звонкой капели, шелесте листвы, в щебетании птиц».
С чувством глубокого удовлетворения признаюсь себе: «Я состоялась как учитель, потому что помогаю детям стать настоящими людьми».
Комментарии