То, какой будет наша страна завтра, во многом определяется тем, какое образование получает подрастающее поколение сегодня. Наше будущее находится в руках учителей. Профессиональная подготовка учителя с 2001 года осуществляется под флагом модернизации педагогического образования, развитие которого, по общему признанию, катастрофически отстает от развития средней школы.
Даже на фоне отнюдь не благостной картины школьной модернизации ситуация с обучением будущих учителей и воспитателей выглядит ужасающе. Педагогические вузы продолжают воспроизводить вчерашних (а то и позавчерашних) учителей для завтрашней школы.
Будущий учитель по-прежнему формируется в рамках традиции, рассматривающей школу в качестве всесильного педагогического института. В высшей педагогической школе, как и прежде, преподают единственно верную педагогику, требующую от учителя ставить свою разумную волю на место неразумной воли ребенка и совершенно не учитывающую права ребенка на детство, а также его права быть самим собой, которое провозгласил мудрый Януш Корчак.
В педагогических вузах главным образом передают готовые знания, а не формируют профессиональную педагогическую компетентность. И определяется это не только инерционным сознанием преподавателей и «зуновской ориентацией» образовательных стандартов. Крайне негативную роль играет все более усиливающаяся тенденция к фронтальной «тестизации» разного вида промежуточных и итоговых аттестаций. А тест он и есть тест, и натаскивание на его успешное выполнение не только не способствует, но прямо мешает становлению личностных и профессиональных компетентностей, развитию креативного мышления.
Будущих воспитателей дошкольных образовательных учреждений, учителей, социальных педагогов не учат осознанно ориентироваться в многообразии педагогических систем, технологий образования, методик обучения и воспитания. В лучшем случае лишь кратко информируют о некоторых из них. Между тем в условиях свободы педагогического творчества, которое было закреплено в 1992 г. в Законе РФ «Об образовании», необходимо систематически и последовательно готовить педагогов к работе в условиях вариативного образования.
Сколько-нибудь развитой способностью ориентации в многообразии педагогической культуры не обладают не только учителя и воспитатели, но и менеджеры образования. Обучение этому – вещь, крайне востребованная и вполне реальная.
Задача современного педагогического образования – обеспечить формирование компетенций, которые позволят выстроить систему психолого-педагогического сопровождения всех категорий обучающихся. Это предполагает развитие у студентов способности диагностировать нормальное и нарушенное развитие, выявлять причины образовательных трудностей, проектировать и реализовывать различные уровни индивидуализации и дифференциации обучения, применять здоровьесберегающие технологии в обучении различных категорий детей. Для этого требуется создание такой модели педагогического образования, которая бы помогала будущим учителям научиться понимать детей, адекватно оценивать их физическое и психическое состояние, продуктивно общаться с ними, успешно преодолевать многочисленные конфликтные ситуации. Но, несмотря на это, антропологический компонент в педагогическом образовании продолжает оставаться весьма незначительным и, главное, малоэффективным. Знания о человеке как предмете воспитания, получаемые студентами за время обучения в вузе, во многих случаях не только недостаточны, но и предельно формализованы, оторваны от педагогики и методики, лишены инструментальной практической ориентации.
Существует интереснейший опыт педагогических вузов, пытающихся целенаправленно и последовательно решать эту проблему не подвижническим трудом отдельных энтузиастов, а созданием соответствующего содержания профессионально-педагогического образования и модернизацией всей его организации. Такая работа, например, вот уже более десяти лет ведется в Ставропольском государственном педагогическом институте, который при активной поддержке своего учредителя, администрации края, создал систему учебной, методической и научной работы, базирующейся на понимании антропологического компонента как основания всего педагогического образования.
Современная трактовка образования как процесса управления развитием человека предполагает рассмотрение педагогики как управляющей системы, педагогической деятельности как деятельности управленческой, а педагогического процесса как процесса управления. Современное педагогическое образование должно обеспечивать формирование адекватной управленческой культуры каждого учителя и воспитателя, развивать их способность к целеполаганию, проектированию, планированию, организации, контролю, анализу эффективности как неотъемлемых элементов педагогической деятельности.
Со второй половины 1980-х годов в нашей стране усиленно пропагандируются ценности гуманной педагогики, декларируется необходимость гуманизации и демократизации образования, внедрения личностно-ориентированных технологий воспитания и обучения. Однако и в семье, и в детском саду, и в школе по-прежнему с завидным упорством в большинстве случаев воспроизводятся авторитарные педагогические отношения. Безусловной истиной считается, что родитель, воспитатель, учитель всегда правы. От детей требуется повиновение. Идеальный ребенок – это ребенок удобный, то есть послушный и прилежный. В педагогический вуз приходят молодые люди, уже обремененные, «испорченные» стереотипами авторитарной педагогики, которые сформированы всем опытом их предшествующей жизни, опытом их взросления. И эти стереотипы, несмотря на всю гуманистическую фразеологию, пронизывают учебный процесс и в высшей педагогической школе.
Не может реализовывать максимы личностно-ориентированного образования человек, на протяжении всей своей предшествовавшей жизни находившийся в положении жестко формируемого объекта воспитания. Сколько раз, обсуждая со студентами необходимость изучения педагогики в школе и подводя их к выводу, что каждый человек во многие моменты своей жизни оказывается то воспитателем, то воспитанником, то учителем, то учеником, я задавал один и тот же вопрос: «Как вы думаете, почему в содержании школьного образования отсутствует педагогический компонент?» Я получал совершенно ошеломляющий ответ: «Как же учителя смогут работать с детьми, если станут преподавать им основы гуманистической педагогики, ставящей в центр образования ребенка?»
Сегодня, как никогда ранее, остро стоит вопрос о роли школы не только как института, создающего условия для комфортного и полноценного развития каждого ребенка, но и как института, поддерживающего становление в России гражданского общества. Для этого нужно «всего лишь» превратить школу в модель такого общества, гуманизировать и демократизировать весь уклад школьной жизни, прежде всего образовательный процесс и систему управления школой. Но способствовать превращению образовательного учреждения в модель гражданского общества могут лишь те педагоги, которые обладают достаточной квалификацией для образования субъектов демократии, способных самостоятельно ставить и решать проблемы, формировать и отстаивать собственное мнение, вести диалог с другими людьми, вырабатывать общую точку зрения в ходе конструктивной дискуссии, принимать решения на основе консенсуса. А к этому их должно готовить школьное образование.
Фонд «Новая Евразия», реализуя проекты, направленные на поддержку движения общественно активных школ и превращение университетов в центры жизни сообщества, пытается также поддерживать изменения в педагогическом образовании, направленные на подготовку учителей и воспитателей к демократизации школьной жизни. В частности, в 2007 г. по инициативе фонда была издана хрестоматия «Общественно активные школы: образование ребенка как субъекта демократии». В настоящее время готовятся учебные пособия «Становление демократической педагогики: восхождение к общественно активной школе», «Демократическая педагогика для XXI века: перспективы общественно активных школ» и «Учитель-воспитатель в пространстве демократической педагогики: подготовка педагога для общественно активной школы».
Григорий КОРНЕТОВ, доктор педагогических наук, эксперт Фонда «Новая Евразия»
Комментарии