Многие работники образовательных организаций на собственной практике убедились, что информационно-коммуникативные технологии (ИКТ) школы в руках компетентных педагогов и руководителей – необходимое средство и мощный ресурс, способный обеспечить изменение образовательного процесса, придать ему новые качества, создать для школы конкурентные преимущества.
Но по мере широкого применения ИКТ в школах выявляют и проблемы, связанные с эффективностью их применения. Зачастую под информационной средой подразумевают ее информационно-управленческую составляющую, однако помимо организации работы в школе на основе ИКТ эти технологии – важнейший инструмент для решения собственно образовательных задач, повышения эффективности образовательного процесса, в том числе учебно-исследовательской и проектной деятельности учащихся. Маленький штрих – представленность различных данных и сведений о проектной деятельности в школе на цифровых ресурсах позволяет выявить уровень ее качества и ее направленность.Участие школьников в проектах вошло в стандарты, но на практике мы сталкиваемся с тем, что проекты строят, как рефераты. На конкурсах проектов очень диагностичен вопрос: «Как вы свой проект собираетесь реализовывать?» Самый плохой вариант последующего диалога: «Никак». – «А вы его для чего сделали?» – «Для того чтобы в конкурсе участвовать». Наверное, поэтому многие учащиеся не заинтересованы в том, чтобы их собственные разработки, проекты были представлены для всеобщего обозрения, они как будто стесняются показывать их всем. Но дело не только в отстраненности учащихся от своих проектов, часто это и отсутствие культуры доведения дела до конца, до фиксации результатов и оформления.Наша лаборатория проектных технологий провела опрос учащихся одной школы. Он показал, что даже начинающие творческую работу ребята в своей массе демонстрируют нежелание представлять результаты своих проектов для общего обозрения. Возникает своего рода отрицательная обратная связь – если проект «ни для кого», то и заинтересованность в креативной работе у учащихся падает.В Москве за последние годы создана базовая информационно-коммуникационная инфраструктура образовательных учреждений: обеспечен стабильный высокоскоростной доступ в Интернет, созданы локальные сети, поставлены разнообразные комплекты усовершенствованной компьютерной техники. Сайт школы не только важное звено единой информационной среды учебного заведения, но и его представительское лицо, зеркало, отражающее для пользователей многие процессы, происходящие внутри учебного заведения. Созданная среда позволяет резко повысить мощность проектов учащихся, представить наиболее сильные стороны образовательной организации, стать основой для взаимодействия с родителями. Созданные учащимися проекты могут стать вкладом в школьные ресурсы, которыми смогут воспользоваться все учителя и учащиеся других классов.Введение IT-технологий в проектную деятельность учащихся позволяет получить новые образовательные результаты, в том числе и метапредметные. Например, правильно построенный и организованный учителем процесс проектирования будет способствовать формированию компетенции аналитической работы, дистанционной коммуникации, поиска ресурсов. Если работу над проектом проводили в группах, это позволит осуществить разделение обязанностей, взаимопомощь, воспитать ответственность, умение доводить начатое дело до конца, а также повысить мотивацию обучения.Красивая картинка качественных проектных и образовательных результатов при проектировании в ИТ-среде не складывается сама по себе. За ней стоят и изменение педагогического профессионализма, и большая управленческая работа. Примером такой работы может быть проведенный лабораторией проектных технологий МИРО на базе гимназии №1595 семинар «Мастерская проектного замысла», посвященный информационным технологиям в организации ученического проектирования. В мастерской стали участниками преподаватели общего и дополнительного образования школ, за основу работы брали удачно проведенные проекты и строили сценарии их умощнения (апгрейда) с применением современных интернет-сервисов, в том числе таких разработчиков, как Google, Intel, ГлобалЛаб. Особое внимание на семинаре уделяли тому, чтобы не произошло подмены живой проектно-исследовательской деятельности формальным выполнением инструкций, чтобы педагог понял, как и для чего он привлекает цифровые средства, расширил область возможных их применений. В результате семинара педагоги создали свои версии использования IT-среды для решения содержательных проблем организации конкретных направлений проектно-исследовательской работы учащихся.Сергей ПУДЕНКО, старший научный сотрудник лаборатории проектных технологий МИРО
Комментарии